Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
"Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара"
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 29.08.2019 г. Председатель МО Т.С. Рыжова Проверено «2» сентября 2019 г. зам.директора по УВР ___________Т.В.Чистикова Утверждаю: директор ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара ____________Н.В.Межова Пр.№ 27 от 02.09.2019
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика»
предметная область «Язык и речевая практика».
Уровень реализации образовательной программы – базовый
для 4 класса
Составитель:
Рыжова Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов.
Самара, 2019
Пояснительная записка.
Правовой статус. Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе ФГОС образования лиц с умственной отсталостью № 1599 от 19.12.2014 г., в соответствии с программой учебных предметов АООП ГБОУ школы-интерната №71 г.о.Самара.
Адресат программы. Рабочая программа рассчитана на контингент учащихся с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в 4 классе. Введение в предметную область «Язык и речевая практика» учебного предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана ГБОУ школы-интерната № 71 г. о. Самара. Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
Предмет «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи - письменной.
Цель программы по предмету «Речевая практика»: развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи программы по предмету «Речевая практика»:
1. учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий,
2. учить обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
3. развивать интонационную выразительность речи детей, пополнять их словарный запас,
4. работать над грамматическим строем речи,
5. формировать простейшие умения при построении связного монологического высказывании.
Большое значение для учащихся в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая роль принадлежит речевому поведению учителя. Речь педагога должна быть естественной, доступной пониманию школьника с интеллектуальной недостаточностью и, что чрезвычайно значимо, построена по принципу синтаксической синонимии (предложения-синонимы).
Программа направлена на исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности, разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у них специфических нарушений.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
1) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д.);
2) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
4) проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
5) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Предметные
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
употребление «вежливых» слов при обращении к другим людям;
умение правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании.
умение сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чисто говорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Личностные БУД
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
осознание себя как ученика, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
положительное отношение к окружающей действительности,
Познавательные БУД
умение выделять отличительные свойства предметов;
способность делать простейшие обобщения, сравнивать, группировать на наглядном материале
умение наблюдать;
возможность работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).
Коммуникативные БУД
вступать в контакт
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
доброжелательно относиться, сопереживать,
изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства.
Регулятивные БУД
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
произвольно включаться в деятельность, работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности,
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности.
Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по программе «Речевая практика»:
— расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
— закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).
Содержание учебного материала
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи и уроков по предмету «Мир природы и человека», а также учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта.
Обучение учащихся речевой практике в 4 классе специальной (коррекционной) школы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости предполагает соблюдение основных принципов общей дидактики и коррекционной педагогики
• Принцип научности и доступности обучения.
• Принцип сознательности и активности обучающихся.
• Принцип наглядности.
• Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.
• Тематический принцип планирования учебного материала.
Для достижения планируемых результатов учителя используют дидактические средства: визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картины и т. д.; аудиальные (слуховые), включающие магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, компьютеры и т.д.
Методы и приемы работы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения;
Основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются (классификация методов по характеру познавательной деятельности):
1. Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
2. Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.
3. Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.
4. Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы.
5. Исследовательский метод - учитель направляет, дети самостоятельно исследуют.
Специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Ведущей образовательной технологией является игровая, а также возможно применение и технологий личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно – коммуникативные технологии, здоровье сберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Основными видами деятельности учащихся на уроках «Речевая практика» в 4 классе являются использование игр и игровых моментов, бытовых и трудовых ситуаций, логических игр на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие. Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.
Учебно-тематический план
Общее количество часов РАЗДЕЛЫ |
Аудирование. Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту. |
Дикция и выразительность речи Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
|
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Знакомство, представление, приветствие. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата. Поздравление, пожелание. Телефонный разговор. Просьба. Благодарность. Извинение. Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы. Участие в диалогах по инициативе учителя. Составление устного несложного диалогического или монологического текста по теме ситуации.
|
Культура общения Специальная работа по обогащению речи учащихся словами и оборотами, служащими для выражения собственного речевого высказывания Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д. |
Контроль и проверка знаний.
Качественная оценка производится с учетом:
достоверности (верно/неверно);
полноты (полный/неполный ответ;
самостоятельности (самостоятельно, с опорой на помощь (образец, инструкцию), со значительной помощью, не выполнил невзирая на помощь)
Эти критерии могут помочь учителям начальных классах при составлении качественных оценок.
Для количественных оценок также предложены критерии.
Количественная оценка:
«удовлетворительно» - верно выполнено от 35% до 50% заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Следующий раздел содержит информацию, касающуюся различных учебных программ, поэтому наиболее важен для практической деятельности педагогов.
Учебно-методическое обеспечение
- Комарова С.В. Четвёртый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.
- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник. Москва «Просвещение», 2019
- Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь
2. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).
3. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во час.
| Планируемые образовательные результаты | Способ контроля, Деятельность обучающихся | Программно-практические работы, Оборудование Деятельность уч-ся 2 варианта | Д/з | Тип урока, технология | ||
личностные | предметные | |||||||||
1 2 3 4 5
| 02.09. 04.09 09.09 11.09. 16.09 | Делимся новостями. | 5 | Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; появляется способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем | Понимает смысл вопроса. Участвует в беседе, происходит развитие вопросно-ответной речи. Употребляет «вежливые» слова при обращении к другим людям; правильно здоровается при встрече и прощается при расставании. Рассказывает о том, как провёл лето. Составляет рассказ по иллюстрации. | Устный опрос. Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Поздравления с началом нового учебного года. Слушание вопросов учителя, речевых высказываний одноклассников. Конструирование диалогов-приветствий из заданных реплик, произнесение их с разной интонацией. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, до свидания. Называние своего имени и имён одноклассников. Сюжетные картинки. Употребление выражений: здравствуйте, доброе утром, пожалуйста, извините. Использование фразы «Извините, можно войти?» Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний. 3. Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста. 4. Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом». 5. Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа « «Самое интересное событие прошлого лета». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 2 вариант. Коммуникация - приветствие собеседника словом («Привет») - выражение своих желаний: • словом («Дай») • предложением («Катя, дай …) - обращение с просьбой о помощи, выражая ее: • словом («Помоги») • предложением («Катя, помоги мне») | С.6-7, С.8-9 С.6-9 | Сообщение новых знаний. Развивающая, здоровье сберегающая. | |
6 7 8 9 10 | 18.09 23.09 25.09 30.09 02.10 | Я выбираю книгу. | 5 | Принимает и осваивает социальной роль обучающегося, формируется социально значимый мотив учебной деятельности | Участвует в диалоге типа «сообщение – уточнение», составляет вопросительные предложения и использует их в диалоге, составляет рассказ с опорой на вопросный или картинный план. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Отгадывание загадок. Рассматривание рисунков. Моделирование диалогов на основе, изображённой на картинке ситуации, игры с мячом «Съедобное - несъедобное», «Садовник», «Жмурки». Составление рассказов с опорой на вопросно-символический план. Организация в классе игр малой подвижности. Обмен мнениями по проблеме, «Какая игра самая интересная» Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). В диалогах учитель задаёт проблемные вопросы, побуждающие использовать имеющуюся информацию о библиотеке. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Моделирование диалога между учеником и библиотекарем, составление рассказа о школьном библиотеке, рассматривание картинок в учебнике и ответы на вопросы. Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг). Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
2 вариант. Коммуникация - приветствие собеседника словом («Привет») - выражение своих желаний: • словом («Дай») • предложением («Катя, дай …) - обращение с просьбой о помощи, выражая ее: • словом («Помоги») • предложением («Катя, помоги мне») | С.11-13, С.14-15, С.11-15 | Комбинированный, игровая, здоровье сберегающая | |
11 12 13 14 | 07.10 09.10 14.10 16.10 | Петушок-Золотой гребешок. | 4 | Принимает и осваивает социальной роль обучающегося, формируется социально значимый мотив учебной деятельности | Участвует в диалоге типа «сообщение – уточнение», составляет вопросительные предложения и использует их в диалоге, составляет рассказ с опорой на вопросный или картинный план. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Презентация, учебник, иллюстрации Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Игра «Прятки со сказкой». Игра «Это я, это не я». Игра «Правильно – неправильно» (кто поступает правильно?). Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки 2 вариант. Коммуникация - приветствие собеседника словом («Привет») - выражение своих желаний: • словом («Дай») • предложением («Катя, дай …) - обращение с просьбой о помощи, выражая ее: • словом («Помоги») • предложением («Катя, помоги мне») | С. 17-19, 20-21. С.17-21 | Экскурсия Формирование и закрепление знаний и умений. Игровая, развивающая. | |
15 16 17 18 19
| 21.10 23.10 06.11 11.11 13.11 | Сочиняем сказку. | 5 | Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | Выполняет инструкции по заданию учителя. Умеет рассказывать, опираясь на содержание картинок и имеющиеся знания. Умеет использовать текстовые синонимы для избегания повторов слов. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Рассматривание картинки и чтение стихотворения во введении к речевой ситуации. Отгадывание загадок. Составление предложений по сюжету сказки. Игра «Живые загадки», инсценирование сказки и коллективное составление новой сказки. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация знаний о фиксированной структуре текста. Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план. Иллюстрирование сказки согласно замыслу. Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 2 вариант. Коммуникация - приветствие собеседника словом («Привет») - выражение своих желаний: • словом («Дай») • предложением («Катя, дай …) - обращение с просьбой о помощи, выражая ее: • словом («Помоги») • предложением («Катя, помоги мне») | С. 23-25, 26-27, 23-27 | Формирование и закрепление знаний и умений. Игровая, развивающая. | |
20 21 22 | 18.11 20.11 25.11 | У телевизора. | 3 | Принимает и осваивает социальной роль обучающегося, формируется социально значимый мотив учебной деятельности | Умеет строить
| Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Презентация, учебник, иллюстрации Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора. Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план. 5. Составление персональных телевизионных программ обучающимися. 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 2 вариант. Коммуникация - приветствие собеседника словом («Привет») - выражение своих желаний: • словом («Дай») • предложением («Катя, дай …) - обращение с просьбой о помощи, выражая ее: • словом («Помоги») • предложением («Катя, помоги мне») | С.29-31, 32-33, 29-33 | Комбинированный, игровая | |
23 24 25 | 27.11 02.12 04.12 | Знаки-помощники | 3 | Принимает и осваивает социальной роль обучающегося, формируется социально значимый мотив учебной деятельности | Отвечает на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал, знает правила поведения при разговоре по телефону. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Обсуждение ситуации по вопросам учителя. Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. Презентация, учебник, иллюстрации. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта,знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков. Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе (посёлке, на нашей улице и т. д.)». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно 2 вариант. - выражение согласия словом («Да») - выражение несогласия словом («Нет») - выражение благодарности словом («Спасибо») - ответы на вопросы: • словом • предложением - прощание с собеседником словом («Пока») | С.35-37, 38-39, 35-39 | Комбинированный, игровая | |
26 27
| 09.12 11.12 | В гостях у леса | 2 | Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. | Моделирует свой разговор с мамой по телефону. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов). Составление «Правил вежливого поведения в лесу». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | С.41-43 С. 44-45 | Комбинированный, игровая | |
28 2930
| 16.12 18.12 23.12 | Задушевный разговор | 3 | Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
| Умеет строить высказывание-просьбу. Умеет набирать номер телефона. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге | Презентация, учебник, иллюстрации Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников. 3. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 2 вариант. - выражение согласия словом («Да») - выражение несогласия словом («Нет») - выражение благодарности словом («Спасибо») - ответы на вопросы: • словом • предложением - прощание с собеседником словом («Пока») | С.47-49 С.50-51
| Комбинированный, игровая | |
31 32 33 34 | 25.12 13.01 15.01 20.01
| Новогодние истории | 4 | Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
| Умеет строить высказывание-просьбу. Умеет набирать номер телефона. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге | Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации). Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах Обсуждение замысла истории. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план. Иллюстрирование истории согласно замыслу. Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников. Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование, демонстрация видео с записью истории, рассказываемой четвероклассниками и т. д.) |
| Комбинированный, игровая | |
35 36 37 38 39 | 22.01 27.01 29.01 03.02 05.02 | Поздравляю! | 5 | Появляется способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем | Умеет получать информацию из телевизионных сообщений и печатных изданий. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Презентация, учебник, иллюстрации. Разучивание чистоговорок. Выкладывание картинок в правильной сюжетной последовательности Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Конструирование поздравлений. Дифференциация в зависимости от адресата. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток. Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») Составление предложений с опорой на схемы. 2 вариант. - выражение согласия словом («Да») - выражение несогласия словом («Нет») - выражение благодарности словом («Спасибо») - ответы на вопросы: • словом • предложением - прощание с собеседником словом («Пока») | С. 59-61, 62-63, 59-63 | Формирование знаний и умений. Игровая. | |
40 41 42 43 44 45 | 10.02 12.02 17.02 19.02 24.02 26.02 | Жду письма! | 6 | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
| Формулирует просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений; участвует в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Презентация, учебник, иллюстрации. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта). Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо …» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.). Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 2 вариант. - выражение согласия словом («Да») - выражение несогласия словом («Нет») - выражение благодарности словом («Спасибо») - ответы на вопросы: • словом • предложением - прощание с собеседником словом («Пока») | Р. Т. С. 49-51. | Формирование знаний и умений. Игровая. | |
46 47 48 49 50 51 | 02.03 04.03 09.03 11.03 16.03 18.03 | «Извините меня…» | 6 | Появляется способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем | Умеет использовать на практике основные этикетные правила приёма гостей и поведения в гостях, за праздничным столом., проявляет интерес к общению. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Презентация, учебник, иллюстрации Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»). Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения. Ролевые игры по теме ситуации. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 2 вариант. - выражение согласия словом («Да») - выражение несогласия словом («Нет») - выражение благодарности словом («Спасибо») - ответы на вопросы: • словом • предложением - прощание с собеседником словом («Пока») | Инд. карточки | Комбинированный, игровая | |
52 53 54 55 56 57 | 30.03 01.04 06.04 08.04 13.04 15.04 | Поздравительная открытка (место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) | 6 | Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
| Умеет составлять предложения, рассказы по теме, проявляет чуткое отношение к живой природе, чувство ответственности перед домашними животными. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Презентация, учебник, иллюстрации.. ответы на вопросы на основе иллюстраций). 1.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. Рисование праздничных открыток. Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). Подписывание открыток поздравлениями. Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки) 2 вариант. - выражение согласия словом («Да») - выражение несогласия словом («Нет») - выражение благодарности словом («Спасибо») - ответы на вопросы: • словом • предложением - прощание с собеседником словом («Пока») | С.69-73 | Комбинированный, игровая | |
58 59 60 61 62 63 | 20.04 22.04 27.04 29.04 04.05 06.05 | «Во саду ли в огороде» | 6 | Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
| Умеет отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Составляет диалоги по сюжетным картинкам. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Презентация, учебник, иллюстрации Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы — работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности). Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков. Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения 2 вариант. - выражение согласия словом («Да») - выражение несогласия словом («Нет») - выражение благодарности словом («Спасибо») - ответы на вопросы: • словом • предложением - прощание с собеседником словом («Пока») |
| Комбинированный, игровая | |
64 | 11.05 | Лисичка-сестричка | 1 | Готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
| Моделирует | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге | Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с иллюстрациями Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки
Презентация, учебник, иллюстрации. 2 вариант. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь - различение по именам: • педагогов класса • учащихся класса |
| Комбинированный, игровая
| |
65 66 67 | 13.05 18.05 20.05 | Приглашение | 3 | Принимает и осваивает социальной роль обучающегося, формируется социально значимый мотив учебной деятельности | Выбирает из нескольких близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной ситуации. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта). Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах. 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 2 вариант. - выражение согласия словом («Да») - выражение несогласия словом («Нет») - выражение благодарности словом («Спасибо») - ответы на вопросы: • словом • предложением - прощание с собеседником словом («Пока») | С.53-55, 56-57, 53-57 | Формирование знаний и умений. Игровая. | |
68 | 25.05 27.05 | Итоговое занятие | 1 | Готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
| Отвечает на вопросы, умеет задавать вопросы, привлекать внимание собеседника к интересующему предмету, развивает тему в диалоге. | Устный опрос Общие упражнения на подвижность органов речи. Ответные реплики в типовом диалоге | Составление рассказа о лете по Импрессивная речь - различение по именам: • педагогов класса • учащихся класса |
| Обобщение и систематизация знаний. Игровая, развивающая. |