СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Государственная итоговая аттестация по математике в 9 классе – это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса.
Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимальный объем усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учебой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах.
Выходом из этой ситуации является дифференцированный подход к обучению учащихся на основе выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы, при этом ограничение требований к части учащихся, связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, не означает ослабления учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся.
Успешнее сдает экзамен тот, кто
в полном объеме владеет материалом,
хорошо знаком с процедурой проведения экзамена,
психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.
Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить, насколько это возможно, третью. Экзамен в новой форме не похож на обычные школьные контрольные, к которым привыкли и ученики, и учителя, и родители. Именно поэтому к нему надо специально готовить даже тех, кто неплохо пишет обычные контрольные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.
Для того чтобы достичь хороших результатов, нужно:
1) на каждом уроке проводить обязательный устный счет;
2) включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным, которых нет в учебнике;
3) в содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи;
4) итоговое повторение строить исключительно на отработке умений и навыков, необходимых для получения положительной отметки на экзамене;
5) изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
При подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы в новой форме необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Начинать подготовку к ОГЭ по математике надо с арифметики. Даже способный ученик, набирающий в итоге максимальные баллы, допускает от недостатка внимания к вычислениям не вынужденные ошибки, а на первых уроках иногда даже путается со сложением дробей, положительных и отрицательных чисел. Большой вред арифметическим навыкам наносит использование микрокалькулятора при выполнении домашних заданий, а без них невозможно изучение таких понятий, как корни, степени, квадратные и даже линейные уравнения и т.д.
2. Главная цель работы любого учителя – научить ученика самостоятельно решать задачу, проанализировать ее:
за нестандартной формулировкой увидеть алгоритм или несколько алгоритмов решения;
четко видеть, что известно и что из этого можно найти (что нужно найти в задаче и что для этого должно быть известно);
прикинуть количество ответов, а так же в каких пределах они находятся;
записать решение;
проконтролировать его правильность проверкой, если это возможно;
записать ответ, в соответствии с основным вопросом;
если это задание с выбором ответа, то исключить те варианты, которые категорически не подходят, а далее либо решить, либо сделать логическое заключение.
Читая условие, ученик должен видеть ситуацию, которая ему предлагается, а, решив задачу, четко ответить на поставленный вопрос.
3. Некоторые задания, входящие в экзаменационную работу, отличаются по форме от стандартных упражнений, содержащихся в популярных учебниках по алгебре и геометрии, а по некоторым заданиям в учебниках представлено недостаточное количество упражнений.
В первой части работы такими «непривычными» заданиями являются задания, в которых предлагается:
выразить из формулы одну величину через другие;
выполнить действия с числами, представленными в стандартном виде (на эту тему отводится всего 2 урока алгебры в 8 классе);
проанализировать графические зависимости, отражающие реальные процессы (речь идет не о заданиях, где туристы ушли в поход, а потом вернулись обратно, а о заданиях, где по графику надо определить, кто из кандидатов получил больше голосов в период с 20-й до 40-й минуты);
ответить на вопросы по теории вероятностей.
Во второй части работы следует обратить внимание на задания по теме «Прогрессии», а также на задания, в которых предлагается исследовать, при каких значениях k прямая пересекает в трех различных точках график функции, которая задана кусочно. Некоторые задания предполагают знание формул из курса физики, и умение выражать рассматриваемые величины в разных единицах измерения. Самым сложным заданием является геометрическая задача (№ 26).
4. В экзаменационную работу включено 9 заданий по геометрии (6 заданий в первой части и 3 задания во второй части). Поскольку геометрию в школе проходят по остаточному принципу, ей надо уделить особое внимание. Начиная изучать геометрию в 7 классе, дети, зачастую, сталкиваются с рядом трудностей и непонимания требований к ним. Ведь до 7 класса они привыкли видеть другую математику. Бόльшая часть школьников не любит этот предмет из-за необходимости выучивать наизусть немалое количество теорем, а без знания теории невозможно научиться решать геометрические задачи. Поэтому многие школьники путают медиану, биссектрису и высоту, не знают определение синуса и косинуса в прямоугольном треугольнике, не умеют вычислять площадь треугольника, не видят сходственные стороны в подобных треугольниках. Эти термины и определения необходимо повторять во время дополнительных занятий и на индивидуальных консультациях.
5. Обязательное знание правил, формул, теорем. Проводить опросы, проверки знаний обучающихся теоретических фактов во время
уроков;
во внеурочное время в виде зачетов.
6. В устной работе (проводить на каждом уроке), кроме заданий, соответствующих теме урока, использовать задания вычислительного характера и задания, связанные с особо трудно усваиваемыми темами:
действия с дробями,
процентами,
графиками функций,
решение геометрических задач по готовым чертежам.
7. В каждом классе есть темы, которые являются основополагающими и очень важными, например,
тема решения квадратных уравнений в 8 классе;
теорема Пифагора в 8 классе;
площади фигур.
Надо стараться подвести восьмиклассников к изучению этих тем таким образом, чтобы у них не возникал вопрос «Почему?» эта тема так важна. Учащимся 8 класса можно предложить ознакомиться с вариантами ОГЭ, и вычленить вместе с ними ряд заданий, для выполнения которых необходимы умения решать квадратные уравнения. На уроках геометрии необходимо проводить подобную работу: выделять задания, наиболее часто встречаемые на экзаменах.
8. Включать в содержание урока не только решение основных заданий по теме, но и дополнительные вопросы, тем самым, обобщая и связывая между собой различные темы, и повторяя одновременно.
9. Подбирать задания, вызывающие трудности у учащихся, и постоянно решать на уроках эти задания:
неполные квадратные уравнения,
квадратные неравенства,
упрощение степеней с разными основаниями,
задания с арифметическим квадратным корнем,
применение свойств касательной к окружности,
подобие фигур.
10. Увеличить количество рассматриваемых на уроке и предлагаемых на дом заданий на чтение графиков и графических соответствий.
11. Уделять больше внимания разделу «Числовые функции и их графики», расширив подборку заданий:
на построение графиков элементарных функций в общем виде;
на исследование функций в зависимости от коэффициентов (в том числе и обратные задания);
на построение графиков функций, область определения которых ограниченное множество.
12. При решении уравнений и систем уравнений использовать чаще задания графического плана. Ученик должен четко представлять связь между аналитической записью уравнения, неравенства, системы уравнений и их графической интерпретацией.
13. Использовать различные формулировки одного и того же задания, предлагая учащимся составление новых формулировок по заданному условию, а также восстановление условия задания по первым строкам его решения.
14. При решении задач с помощью уравнений:
-принимать за переменную различные величины, данные в условии задачи,
-составить задачу по уравнению.
15. При изучении прогрессий обратить внимание на возможность вычислений только по определению.
16. Подбирать задания, содержащие более одного вопроса.
17. Требовать от учащихся записи ответа в каждом задании.
18. Включать вопросы курса теории вероятностей, как в устную, так и в письменную работу на уроках математики.
19. Как можно больше использовать упражнений на выражение одной переменной через другую.
20. При решении уравнений, неравенств и систем уравнений обозначать переменные не только х и у, но и другими буквами. Решив уравнение, обязательно выполнять проверку.
21. Выполняя действия со степенями, работать с числовыми значениями, включая числа, записанные в стандартном виде.
22. В заданиях вычислительного характера, использовать запись ответа в стандартном виде или в виде десятичной дроби.
23. Координировать работу с учителями физики и химии по практическому использованию знаний, приобретенных учащимися на уроках математики, при различных вычислениях и решениях задач.
24. Особое внимание на уроках необходимо уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. При повторении и изучении нового материала следует учитывать рекомендации психологов: материал хорошо запоминается, если его повторять на 3, 7 и 11 уроках после объяснения.
25. В течение всего учебного года в контрольные и самостоятельные работы обучающего характера следует включать различные формы заданий: задания работы с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для математики задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.
26. В процессе выполнения обучающих работ нужно отрабатывать процедурные моменты экзамена в новой форме: организация работы в присутствии учителя, не работающего в классе, распределение времени при решении заданий, исправление ответов на задания в бланках. Знакомить с инструкцией по выполнению экзаменационной работы заранее.
27. Необходимо неоднократно напоминать ученикам, что на экзамене следует
-выполнять задания первой части работы сначала в тестах или на черновиках, а потом обязательно перенести все ответы в бланк, при этом ответы в бланке можно исправить;
-при выполнении заданий второй части работы сначала записать решения на черновике, а затем аккуратно перенести их в бланк №2, если недостаточно бланка №2, то организатор выдаст дополнительный бланк №2.
28. Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:
-Обучение постоянному жёсткому контролю времени, особенно это касается высокобальников. На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Например, если на выполнение первой части (20 заданий) рекомендован 1 час, то на выполнение одного задания необходимо затратить не более 3 минут, а остальные 3 часа посвятить второй части работы. Выдержать этот график может только тот, кто приучен 3 – 4 часа заниматься математикой с полной отдачей. Отсутствие привычки «напрягаться» в математике несколько часов подряд – одна из причин низкого качества выполнения работы. Интеллект, как и мышцы, нужно постоянно тренировать – от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий.
-Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.
-Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа. Следует учить школьников простым для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ.
- Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.
- Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами вторую часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, № 21), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена первая часть работы. Затем можно перейти вновь к первой части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание первой части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала первой части, а затем второй части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.
29. Может помочь при подготовке обучающихся к экзамену Интернет. Следует предлагать учащимся тренировочные задания, тесты и зачеты в режиме онлайн. Если ученики хотят в комфортных условиях (за чашечкой чая, в любимом кресле и т.п.) подготовиться к ОГЭ, они могут выбрать Интернет-курсы. Получив регистрационные данные (логин и пароль), они делают это в любое удобное для них время заходят на Учебный сервер, где размещены:
теоретические материалы к каждому типу заданий;
разбор каждого типа заданий;
задания, которые вызывают наибольшие трудности (по результатам анализа статистических материалов);
электронный тренажер;
контрольное тестирование;
рекомендации по подготовке к ОГЭ;
учебный сервер позволит им консультироваться с преподавателем в Online и Offline режимах.
Для учеников, у которых дома нет Интернета, можно организовать работу в школьном компьютерном классе. Работу учащихся необходимо контролировать, консультируя их по заданиям, в решении которых они испытывают трудности.
30. Школьный психолог должен побеседовать со всеми выпускниками при подготовке к экзаменам.
Необходимо добиться того, чтобы каждый ученик к окончанию 9 класса представлял полностью материал, предлагаемый на экзамене, и был готов психологически к такому достаточно серьезному испытанию, как экзамен, а для этого необходима целенаправленная и систематическая подготовка.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.
В апреле 2013 года мною была проведена диагностическая контрольная работа в форме ГИА в 8а,б классах. По результатам выполнения работы учащиеся были поделены на группы в соответствии с тремя уровнями подготовки. При этом обучающиеся знали, что по мере усвоения материала, коррекции знаний, они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу.
Обучающиеся, имеющие средний уровень математической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки.
Дети с повышенной мотивацией к обучению математике без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними необходимо строить работу, проводя индивидуальные консультации после уроков (Приложение 2). Именно им рекомендовать использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену. На уроках предлагать индивидуальные карточки с элементами тестирования, как на закрепление нового материала, так и для выполнения домашнего задания. Практиковать с высокобальниками на уроке самостоятельную работу в группе по доказательству новой теоремы или решению нестандартной задачи – «мозговой штурм». Главная цель каждого учителя по работе с такими детьми – во время уроков и, органично дополняя их внеурочными занятиями, систематизировать и углублять знания по предмету для успешной сдачи выпускных экзаменов.
В группе «риска» – слабоуспевающие ученики. Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С этими ребятами надо заниматься дополнительно после уроков (Приложение 1). Отрабатывать те задания, которые вызывают у них затруднения. «Натаскивать» их примерами и задачами подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ГИА.
Разработана система контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет:
1) постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме;
2) своевременно принимать меры по восполнению пробелов;
3) повысить уровень познавательных способностей учащихся;
4) повысить мотивацию учащихся к учебе;
5) развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;
6) привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.
В систему контроля включены диагностические карты (приложение 3), а также зачетные книжки учеников (приложение 4). В зачетной книжке перечисляются темы, предусмотренные кодификатором требований к уровню подготовки выпускников по математике, все запланированные проверочные работы, которые определяют уровень усвоения учащимися базовых знаний по данной теме. После проведения проверочной работы в зачетную книжку выставляется отметка.
Если ученик получил неудовлетворительную оценку, ему предоставляется возможность поработать над ошибками и затем обязательно пересдать проверочную работу. После каждой работы зачетная книжка дается на подпись родителям. В книжке также указывается дата дополнительных занятий. Зачетная книжка предоставляет родителям возможность следить за подготовкой к диагностической работе, своевременно принимать меры по коррекции знаний учащегося.
Подготовка ко второй части контрольно-измерительных материалов и государственной итоговой аттестации осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях. При этом используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.
Ключевым моментом по подготовке к ОГЭ является ведение «Тематических тетрадей» по темам в соответствии с «Кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников основной школы». Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел.
График посещения групповых дополнительных занятий с обучающимися 9а,б классов
по подготовке к итоговой аттестации по математике
Группа «риска» (базовый уровень)
№ п/п | Список обучающихся | Класс | Д а т а | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
2 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
3 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
4 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
5 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
6 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
7 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
8 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
9 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
10 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
11 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
12 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
13 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
14 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
15 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
16 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
17 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
18 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
19 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
20 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
21 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
Т е м а занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
График посещения групповых дополнительных занятий с учащимися 9а,б классов
по подготовке к итоговой аттестации по математике
№ п/п | Список обучающихся | Класс | Д а т а | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
2 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
3 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
4 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
5 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
6 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
7 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
8 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
9 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
10 |
| 9а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
11 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
12 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
13 |
| 9б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
Т е м а занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Диагностическая карта подготовки к государственной итоговой аттестации по математике ученика 9аб класса
Ф.И.
Группа «риска»
Проверяемые навыки | ||||||||
Числа и вычисления | Сравнение рациональных чисел | Действия с обыкновенными дробями | Действия с десятичными дробями | Степень с целым показателем | ||||
|
|
|
| |||||
Задачи | Задачи на проценты | Составление буквенного выражения по условию задачи | Составление уравнений по условию текстовой задачи | Текстовые задачи | ||||
|
|
|
| |||||
Алгебраические выражения |
| Действия с алгебраическими дробями | ||||||
Область определения выражения | Числовые подстановки в буквенные выражения | Преобразование целых выражений (формулы) | ||||||
|
|
|
| |||||
Квадратные корни | Выражение из формул одной величины через другие | Разложение многочлена на множители | Степень с целым показателем | |||||
|
|
|
| |||||
Уравнения и неравенства | Уравнения | |||||||
Линейные | Квадратные | Дробно-рациональные | Система линейных уравнений | |||||
|
|
|
| |||||
Неравенства | ||||||||
Свойства неравенств | Линейные | Квадратные | Система линейных неравенств | |||||
|
|
|
| |||||
Числовые последовательности | Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия | ||||||
Формула общего члена | Формула суммы первых членов | Формула общего члена | Формула суммы первых членов | |||||
|
|
|
| |||||
Функции | линейная | квадратичная | у = kx, у = k/x | Интерпретация графика реальной зависимости | ||||
|
|
|
| |||||
Геометрия | Треугольник | Многоугольники | Окружность и круг | Векторы | ||||
|
|
|
| |||||
Статистика и теория вероятностей | Описательная статистика | Вероятность | Комбинаторика | |||||
|
|
|
Приложение 4
ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА
учащегося 9аб класса по подготовке
к государственной итоговой аттестации
по математике
1. Выполнение самостоятельных, контрольных работ
Группа «риска»
Дата | Тема проверочной работы | Номер задания | Баллы | Оценка | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
| ||||
| С. р. по теме «Деление многочленов» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| С. р. по теме «Алгебраические уравнения» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| С. р. по теме «Системы уравнений» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Контрольная работа № 1 по алгебре по теме «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| С. р. по теме «Степень с целым показателем» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| С. р. по теме «Свойства арифметического корня» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| С. р. по теме «Степень с рациональным показателем» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Контрольная работа № 2 по алгебре по теме «Степень с рациональным показателем» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Опрос теории по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| С. р. по теме «Функция» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| С. р. по теме «Решение треугольников» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Контрольная работа № 3 по алгебре по теме «Степенная функция» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| С. р. по теме «Элементы тригонометрии» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Опрос теории по теме «Правильные многоугольники» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| С. р. по теме «Арифметическая прогрессия» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Опрос теории по теме «Длина окружности и площадь круга» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| С. р. по теме «Геометрическая прогрессия» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Контрольная работа № 4 по алгебре по теме «Прогрессии» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Контрольная работа № 3 по геометрии по теме «Длина окружности и площадь круга» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Практическая работа по теме «Движения» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Контрольная работа № 4 по геометрии по теме «Движения» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Контрольная работа № 5 по алгебре по теме «Случайные события. Случайные величины» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Многогранники» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| Годовая контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Выполнение диагностических контрольных работ
№ задания | Проверяемые элементы математической подготовки | Школьный этап
| Школьный этап
| Школьный этап
| Школьная ДКР апрель |
1 | Умение выполнять арифметические действия с рациональными числами |
|
|
|
|
2 | Умение сравнивать рациональные числа |
|
|
|
|
3 | Владение понятием квадратного корня |
|
|
|
|
4 | Решение линейных уравнений |
|
|
|
|
Решение квадратных уравнений |
|
|
|
| |
Решение систем линейных уравнений |
|
|
|
| |
5 | Представление о графиках линейной, квадратичной и степенной функций |
|
|
|
|
6 | Владение понятием арифметической прогрессии |
|
|
|
|
Владение понятием геометрической прогрессии |
|
|
|
| |
7 | Преобразование целых выражений (с использованием формул сокращенного умножения) |
|
|
|
|
Выполнение действий с алгебраическими дробями |
|
|
|
| |
8 | Решение линейных неравенств с одной переменной |
|
|
|
|
Решение квадратных неравенств |
|
|
|
| |
Решение систем линейных неравенств |
|
|
|
| |
9 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами |
|
|
|
|
10 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами |
|
|
|
|
11 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами |
|
|
|
|
12 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами |
|
|
|
|
13 | Умение оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения |
|
|
|
|
14 | Статистика |
|
|
|
|
15 | Интерпретация графика реальной зависимости |
|
|
|
|
16 | Решение задач на проценты |
|
|
|
|
17 | Геометрия с практическим содержанием |
|
|
|
|
18 | Статистика |
|
|
|
|
19 | Теория вероятностей |
|
|
|
|
20 | Составление алгебраических выражений, формул по условию задачи |
|
|
|
|
Выражение из формул одной величины через другие |
|
|
|
| |
Количество набранных баллов |
|
|
|
| |
Процент выполнения |
|
|
|
| |
Оценка |
|
|
|
| |
Родители ознакомлены |
|
|
|
|
3. Работа с родителями
Дата | Форма работы | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Посещение индивидуальных дополнительных занятий,
проведение индивидуальных консультаций
Дата | Тема | Вид работы | Отметка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3