Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Зернограда
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ г.Зернограда
Приказ от 31.08.2018 № 302
___________________Л.С. Лифорева
Специальный индивидуальный план работы (СИПР)
по домашнему обучению.
учащейся 6 «Б» класса --------------
Предмет: социально - бытовая ориентировка (СБО)
Уровень общего образования: основное общее образование.
Количество часов: 1ч в неделю
Педагог: Силкина С.В.
Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ г. Зернограда от 31.08. 2019года № 10 ___________А.М. Рычкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ г. Зернограда 30.08. 2019года ___________А.М. Рычкова
|
2019-2020 учебный год.
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О.__Марченко Анастасия Сергеевна
Дата рождения : 20.06.2006г
Домашний адрес __г.Зерноград, пос. Темерязево, ул. Жуковского д № 5_
Сведения о родителях:
Мать ____Марченко Анна Юрьевна
Отец _____Марченко Сергей Николаевич
Выписка из анамнеза: Тотальное недоразвитие средней степени выраженности. Недоразвитие речи тяжелой степени.
Стойкое нарушение познавательной деятельности. Синдром Дауна.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Контакт (речевой, жестовый, мимический), особенности коммуникации (в контакт вступает легко, контакт избирательный, коммуникативный барьер): жестовый, мимический. Контакт избирательный, иногда улыбается.
Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы: упряма, порой замкнута, плаксива, нарушения эмоционально волевой сферы (нарушен эмоционально-волевой контроль).
Понимание инструкции: понимание затруднено, слушает педагога, но часто «не слышит».
Работоспособность: высокий уровень утомляемости, низкая работоспособность.
Общая и мелкая моторика: нарушение(недоразвитие)крупной и мелкой моторики. Нарушение моторики органов(желудочно-кишечного тракта).
Внимание: нарушение внешнего внимания (сенсорно-перцептивного) и внутреннего внимания (интеллектуального), затруднено переключение, концентрация, направленность, объём, распределение, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость – низкие, нуждаются в развитии. Моторное внимание – слабое..
Память: точность, объём, скорость процессов запоминания, скорость процессов воспроизведения- низкие;
скорость процессов забывания – высокая, кратковременная, долговременная, опосредованная – нуждаются в развитии. Объём кратковременной зрительной памяти развит на низком уровне (показала 3 картинки из 10-ти). Слуховая память не развита.
Мышление : опосредованное и обобщённое –нарушены; анализ, конкретизация, абстрагирование - нарушены;
синтез (сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия: классификация — группировка предметов по признакам; обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.) -слабо развиты.
Речь: психолингвистический процесс, устная форма речи – паталогически нарушены; формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, восприятие языковых конструкций и их понимание – невозможны. Письменная речь – отсутствует.
Осведомленность о себе и ближайшем окружении: Знает своих родителей, ближайшее окружение любит их (ласкается, улыбается, когда видит маму). Узнает учителей.
Восприятие времени: Временные представления не сформированы.
Ориентировка в пространстве: ориентируется только дома, в привычной обстановке.
Сенсорное развитие: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние – имеют нарушения. Анализаторы (сенсорные системы) — совокупность образований, которые воспринимают, передают и анализируют информацию из окружающей и внутренней среды организма – имеют патологические нарушения.
Элементарные математические представления: учебные отсутствуют.
Предметно-практическая и продуктивная деятельность: нуждается в развитии. Анастасии нравиться раскрашивать картинки, лепить из пластичных материалов, складывать кубики, картинки.
Заключение педагога-психолога: Обучение ребёнка по специальному индивидуальному плану, включая занятия на формирование математических представлений, ознакомление с социальным окружающим миром, формирование предметно-практической деятельности, развитие речи.
Дата: 25.05.2019 год
Подпись специалиста (педагога –психолога ): Силкина С.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения развивающей работы по социально-бытовой ориентировке с обучающейся (надомно) Марченко Анастасией учащейся со средней степенью интеллектуальной недостаточности, а также с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью». Соответствует СФГОС и всем нормативным показателям. Программа опирается на утвержденные и принятые законы, приказы, распоряжения Правительства, Министерства образования РФ и РО, локальные акты и приказы учебного образовательного заведения МБОУ СОШ г. Зернограда.
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2018-2019гг расписанием и календарным графиком школы количество часов по предмету составила 2 часа это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у учащейся со средней степенью нарушения интеллекта, ТМНР и будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции Анастасии, ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и средней степенью нарушения интеллекта.
Ожидаемые личностные результаты:
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
3. Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
показывать на себе части тела и лица;
выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:
при общении использовать мимику и жесты;
определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
понимать и выполнять действия с игрушкой;
показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
использовать звукоподражания, лепетные слова для называния объектов окружающего мира.
4. Планируемые результаты по курсу СБО.
Минимальный уровень:
Личная гигиена
Должна знать:
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
- правила ухода за кожей рук, ног и ногтями;
- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;
- о вреде курения, алкоголя.
Должна уметь:
- совершенствовать вечерний туалет в определенной последовательности;
- беречь зрение;
- отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя.
Культура поведения
Должна знать:
- правила поведения при встрече и расставании;
- правила поведения за столом.
Должна уметь:
- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
- правильно сидеть за столом, пользоваться салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;
- правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в
различных ситуациях;
- вежливо обращаться (звуками, жестами, мимикой, пантомимикой) с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.
Жилище
Должна знать:
- виды жилых помещений в городе и селе;
- почтовый адрес своего дома;
- правила организации рабочего места школьника.
Должна уметь:
- писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте;
- соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
Питание
Должна знать:
- приготовления блюда и подбор продуктов;
- мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения;
- как стирать салфетки.
Должна уметь:
- подобрать продукты для его изготовления блюда;
Транспорт
Должна знать:
- основные транспортные средства, имеющиеся в городе;
- наиболее рациональный маршрут проезда до школы;
- правила передвижения на велосипеде.
Должна уметь:
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
- соблюдать правила дорожного движения;
Торговля
Должна знать:
- виды магазинов;
- назначение продуктовых магазинов;
- правила поведения в магазине;
- правила покупки товаров;
Должна уметь:
- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;
- оплатить покупку;
- культурно вести себя с работниками торговли.
Одежда и обувь
Должна знать:
- виды одежды, обуви и их назначение;
- правила ухода за одеждой и обувью.
Должна уметь:
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;
- подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;
- сушить и чистить одежду;
Содержание учебного предмета, курса.
Целью реализации такой программы является обретение обучающейся таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достичь максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для неё пределах.
Специальная индивидуальная программа развития разрабатывается на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Специальные уроки для учащейся с ОВЗ, с ТМНР по СБО направлены на практическую подготовку ученицы к самостоятельной жизни и труду, на формирование у неё знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития ребенка.
Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития ученицы, уровня её знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащейся с нарушением интеллекта необходимые ей навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с разными организациями и учреждениями, в которые ученице придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально – этических норм поведения, вырабатывают навыки общения с людьми разного возраста и социального положения, способствуют развитию художественного вкуса ребенка и т.п.
Параллельно решаются задачи воспитания личностных качеств учащейся таких как: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. На уроке усваиваем элементы культуры. Она учится социализации в обществе, развивает экономное и бережное отношение к продуктам деятельности. В процессе урока ученица изучает как использовать то или иное оборудование (например-утюг и т.д.), учится использовать различные приборы (газовая плита, пылесос и т.п.) приобретает навыки пользования электроприборами, постигает азы гигиены труда. Учащийся приобретает навыки творческого отношения к домашнему труду, обучается, как приобрести продукты в магазине, как вести себя в больнице и т.д. Уроки СБО способствуют развитию эстетического вкуса, ловкости, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, фантазии, интереса к окружающему миру.
Результативность занятий обеспечивается только при условии взаимодействия учителей-предметников, родителей и учащейся. Обучение включает теоретический и практический материалы. Наблюдения за работой учащейся на уроках СБО дают основания для планирования её дальнейшей учебы, позволяют успешно организовать учебно-воспитательный процесс, способствуют выработке дифференцированного подхода к ученице. При составлении программы учтены:
- особенности психофизического и соматического состояния ученицы;
- интерес и склонность ученицы к разного рода работам.
На занятиях по СБО уделяется внимание обогащению словарного запаса, используются пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи. Изучение предмета «СБО» в части формирования у обучающегося мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Окружающий мир», «Развитие речи и коммуникация», «Трудовое обучение».
Межпредметные связи:
Развитие речи и коммуникация. Обогащение словарного запаса. Взаимодействие с окружающими.
Математика. Расчет ингредиентов при приготовлении пищи в (мг, г, кг), измерение площади квартиры (см кв., м кв.)
Окружающий мир. Экскурсии в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт.
Трудовое обучение. Организация труда. Творческое отношения к домашнему труду: уборка помещения, чистка одежды и обуви.
Формы и методы реализации программных задач:
практические работы;
экскурсии;
сюжетно-ролевые игры;
беседы, мини-лекции.
беседа,;
работа с изобразительными наглядными пособиями;
наблюдения;
работа с натуральными наглядными объектами;
индивидуальные занятия с учителем – 1 раз в неделю по 20 – 30 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут.
Основные направления коррекционной работы:
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развивать познавательные процессы.
Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
Общая характеристика курса:
Программа по СБО включает разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище»,
«Транспорт», «Торговля».
Условия реализации программы:
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия:
- строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);
- наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;
- сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;
- наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и
предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;
- наборы палочек; магнитные доски;
- сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные
ёмкости;
- наборы геометрических фигур; штампы, трафареты;
- пуговицы разного размера и различных цветов;
- природный материал: ракушки, камушки, шишки;
- муляжи овощей и фруктов;
- материал для лепки: цветное тесто, пластилин;
- палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;
- наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;
- детские музыкальные инструменты.
Система контрольно-измерительных материалов:
Контрольные работы не предусматриваются.
Этапы мониторинга:
1. Стартовая диагностика: проводится в начале учебного года, для выявления уровня актуального развития ребёнка, его потенциальные возможности.
2. Текущая диагностика: проводится в середине учебного года, позволяет оценить эффективность применяемых методов и приёмов содержания коррекционно-развивающей работы, наблюдать динамику развития ребёнка.
3. Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года, определяет характер динамики развития и позволяет составить дальнейший образовательный маршрут ребёнка или класса.
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий, учащейся по " Социально бытовой ориентации"
за 2018/ 2019 учебный год
№ п/п | Ф.И. учащегося/ Действия учащихся | 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023 | ||||||||||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | ||||||
1 | Фиксация взгляда на объекте / переключение взгляда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 | Принятие роли ученика, соблюдение шаблонов школьного поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3 | Выбор нужного объекта (из 2-3)/ Выбор нужного объекта и способность классифицировать его |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 | Включение в игру/ Принятие роли и следование инструкции в игровой деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг сформированности социально-значимых навыков у учащейся
по курсу «Социально бытовая ориентация» за 2018/ 2019 учебный год
№ п/п | Ф.И. учащегося/ Действия учащихся | 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023 | ||||||||||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | ||||||
1 | Умение понимать, что можно и чего нельзя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 | Умение обратиться к взрослому за помощью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3 | Умение пользоваться орудиями труда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 | Умение работать самостоятельно (до 5 мин.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания знаний, умений, навыков.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Показатели самостоятельности учащегося.
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | н |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. | пп |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. | п |
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). | и |
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. | о |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. | с |
При выполнении ниже 35% заданий учащаяся с тяжелой умственной отсталостью получает 3 «усвоила на минимальном уровне», оценку 3«удовлетворительно» получает, если она, верно, выполнила от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку 4«хорошо» - при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка 5«достаточно хорошо», если выполнено свыше 65% заданий.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
действие (операция сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
Материально-техническое обеспечение курса.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- компьютерные обучающие игры
- натуральные объекты, муляжи, макеты.
- предметные сюжетные картинки,
- дидактические игры: «Лото – профессий», «Пазлы – профессий» «Воздушный транспорт»,
«Наземный транспорт», «Водный транспорт» «Грузовые и легковые машины» и т.д.
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
- тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
Календарно - тематическое планирование по СБО.
№/№ | Наименование темы урока | Кол-во часов | Дата проведения индивидуального занятия | Дата фактического проведения индивидуального занятия |
1 | Вводное занятие. Введение новых знаний. Знакомство с целями этого учебного года. | 1 | 6.09 |
|
| Личная гигиена |
|
|
|
2 | Здоровье и красота прически. | 1 | 13.09 |
|
3 | Сохранение в порядке и чистоте личных вещей | 1 | 20.09 |
|
4 | Значение зрения в жизни и деятельности человека | 1 | 27.09 |
|
5 | Гигиена зрения Правила бережного отношения к зрению. | 1 | 4.10 |
|
6 | Пагубное влияние курения, алкоголя, на здоровье и развитие организма | 1 | 11.10 |
|
| Питание |
|
|
|
7 | Значение питания в жизни и деятельности людей | 1 | 18.10 |
|
8 | Влияние правильного питания на здоровье детей | 1 | 25.10 |
|
9 | Место приготовления пищи и его оборудование | 1 | 8.11 |
|
10 | Строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами; | 1 | 15.11 |
|
11 | Приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире, напитка из варенья; групп. Занятие. | 1 | 22.11 |
|
| Одежда и обувь |
|
|
|
12 | Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. | 1 | 29.11 |
|
13 | Разнообразие видов одежды. Сезонная и демисезонная. Групповое занятие. | 1 | 6.12 |
|
14 | Значение одежды для сохранения здоровья человека. | 1 | 13.12 |
|
15 | Правила и приёма повседневного ухода за одеждой. | 1 | 20.12 |
|
| Жилище. |
|
|
|
16 | Знакомство с видами жилых помещений в городе и селе и их различие; | 1 | 27.12 |
|
17 | Понятия «Жилой дом», «Школа» и др. | 1 | 17.01 |
|
18 | Почтовый адрес своего дома и школы; | 1 | 24.01 |
|
19 | Организация рабочего места школьника. | 1 | 31.01 |
|
20 | Знакомство с почтовым адресом дома, школы. Экскурсия. | 1 | 7.02 |
|
| Транспорт. |
|
|
|
21 | Виды транспортных средств. | 1 | 14.02 |
|
22 | Соблюдение правил поведения в транспортном средстве. | 1 | 21.02 |
|
23 | Соблюдение правил дорожного движения | 1 | 28.02 |
|
24 | Пешеходный переход. Дидактическая игра «Пассажирский или грузовой?» | 1 | 7.03 |
|
| Торговля. |
|
|
|
25 | Виды торговых предприятий. Их значение. | 1 | 14.03 |
|
26 | Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. Определение сроков годности товаров. | 1 | 21.03 |
|
26 | Продуктовые магазины и их отделы. | 1 | 28.03 |
|
27 | Знакомство с видами товаров. | 1 | 4.04 |
|
28 | Соблюдение правил покупки товаров. | 1 | 11.04 |
|
29 | Экскурсия в магазин. | 1 | 18.04 |
|
| Культура поведения |
|
|
|
30 | Выполнение физических упражнений. Формы исправления осанки | 1 | 25.04 |
|
31 | Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя. | 1 | 26.05 |
|
32 | Приёмы обращения с просьбой, вопросом. | 1 | 23.05 |
|
33 | Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях; | 1 | 30.05 |
|
| Всего часов: | 33 |
|
|
Учебно-методическое обеспечение программы.
Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской̆ Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Баряева Л.Б., Н. Н. Яковлева Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие. СПб: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2008.
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ .
Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
14.Калинина Р.Р. «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004,146с
15. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220с
16. Мамайчук И.И «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» - С-Петербург, «Речь»,2008, 236с.
17.Мамайчук И.И «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь»,2008, 286с
18. Нестерова Г.Ф, Безух С.М.,Волкова А.Н. «Психолого-социальная работа с инвалидами: реабилитация при синдроме Дауна»- С-Петербург, «Речь»,2007,123с.
19. Практикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003,415с.
20.Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух .С-Петербург, «Речь»,2007,112с.
21. Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения ,2008,№7
22.Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь»,2006,142с
23.Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб, 2007,140с
24. Устинова Е.В. «Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам» - Москва, Книголюб, 2007,167с
25. Фопель К. «Привет, ручки!» - Москва , «Генезис», 2005,146с.
26. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс»,2006,75с
27. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002,158с.
28. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.
Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
29. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302.
Приложение № 1:
Приложение № 1:
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий, учащейся по " Социально бытовой ориентации"
за 2018/ 2019 учебный год
№ п/п | Ф.И. учащегося/ Действия учащихся | 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023 | ||||||||||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | ||||||
1 | Фиксация взгляда на объекте / переключение взгляда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 | Принятие роли ученика, соблюдение шаблонов школьного поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3 | Выбор нужного объекта (из 2-3)/ Выбор нужного объекта и способность классифицировать его |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 | Включение в игру/ Принятие роли и следование инструкции в игровой деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг сформированности социально-значимых навыков у учащейся
по курсу «Социально бытовая ориентация» за 2018/ 2019 учебный год
№ п/п | Ф.И. учащегося/ Действия учащихся | 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023 | ||||||||||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | ||||||
1 | Умение понимать, что можно и чего нельзя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 | Умение обратиться к взрослому за помощью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3 | Умение пользоваться орудиями труда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 | Умение работать самостоятельно (до 5 мин.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я, __Марченко Анна Юрьевна__
(Ф.И.О. родителя или законного представителя)
ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка ___
______Марченко Анастасии Сергеевны__
(Ф.И.О. ребенка)
Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями ребенка, предупрежден(а).
Подпись родителя _______________________Марченко А.Ю.
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Период занятий | I триместр | II триместр | III триместр | За год |
Количество пропусков |
|
|
|
|
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия _____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала обучения_________01.09.2018 год______
Дата окончания обучения _____30.05.2019 год__ Подпись родителя ___________________Марченко А.Ю._
Подпись специалиста___________________Силкина С.В.