Предмет: русский язык
Автор учебника: Климанова
Класс: 4
Тип урока: ОНЗ
Составила: Николаева Т.В.., учитель начальных классов МБОУ «Батыревская СОШ№2» Батыревского района ЧР
Тема: Синонимы, антонимы, омонимы
Цели: закрепить знание понятий синонимы, антонимы, омонимы
Задачи:
-развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, сравнивать;
-работать с помощью различных типов лингвистических словарей;
Формируемые УУД:
личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;
познавательные: освоение базовых предметных понятий;
регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности; умения воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников;
коммуникативные: речевая деятельность, умение добывать недостающую информацию, с помощью словарей
Оборудование: - учебник «Русский язык» 4 класс Л.Ф. Климановой;
-толковые словари, словари синонимов и антонимов;
-презентация, мультимедийный проектор, компьютер.
Этапы урока | Содержание |
Постановка проблемы.
Отчет представителей групп.
Работа по учебнику
Домашнее задание.
| Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу: класс наш Готов начать урок. Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся в путешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов. Но мы сможем попасть не на все острова. А на каких островах мы сегодня побываем, вам предстоит сейчас узнать. А чтобы это узнать, нам необходимо справиться с первым заданием. У вас на столе лежат карточки, вам необходимо найти лишние слова в группах слов, дать название оставшимся словам, тем самым назвать тему нашего урока. Вопросы для команд одинаковы. Готовы? Работаем под девизом : «Не спеши языком, а торопись делом»
Работа в группах. Как называется оставшаяся группа слов. Группа 1. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, зачеркни его. Объясните почему оно лишнее?
Группа 2. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, зачеркни его. Объясните почему оно лишнее?
Группа 3. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, зачеркни его. Объясните почему оно лишнее?
- А теперь, ребята, вы догадались какие острова мы сегодня с вами посетим?
Работа в учебнике по русскому языку. С. 86
- прочитайте сообщение Совенка на с.86. - Какие задачи вы ставите перед собой на этот урок? (Повторить, как называются слова, близкие и противоположные по значению. Научиться употреблять такие слова в речи.) Упр. 138(с.86),(устно). (Работает по каждой группе слов один ученик. Читает слова. Находит объединяющее их свойство. Называет группу слов, к которой они относятся. Озвучивает правило. Приводит свой пример. Оценивает свою работу) - Как называется словарь, в котором можно найти антоним к слову?(С показом словарей) - Как называется словарь, в котором можно найти синонимы к слову? - Как называется словарь, в котором можно найти омоним к слову? Минутка чистописания Аос Подобрать антоним и синоним. Упр. 139(с.86),(один – с комментированным письмом, все остальные - письменно). Продолжи ряды слов-синонимов своими примерами. Если затрудняешься, воспользуйся словами для выбора. (Называет группу слов, к которой они относятся. Озвучивает правило. Приводит свой пример. Оценивает свою работу. Если ошибся, то озвучивает, над чем еще ему стоит поработать.) Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли И нисколько не устали! Солнышко, которое нас сейчас согревало, приготовило для вас задание. У вас на дневниках лежат солнышки с заданием, которое вы должны выполнить дома. Устная работа вместе с учителем Слайд 1. Омонимы – слова не совсем обычные, и сходные, и различные. - Приведите свои собственные примеры. Слайды 2, 3, 4. Слайд 5. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но сходные значению. Слайды 6,7,8. Слайд 9. Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению. Слайды 10,11,12. Графический диктант. (Двое работают у доски, остальные в рабочих тетрадях) Послушайте предложения и запишите в строчку одной буквой, какие слова в них употреблены: синонимы – буквой С, антонимы – А, омонимы – О.
- Какие понятия мы повторили на уроке? - Что такое антонимы? Как называется словарь, который поможет подобрать антоним к слову? - Что такое синоним? - Чем различаются синонимы и антонимы? - Какие слова называются омонимами? - Смогли ли вы достичь поставленных перед собой задач? Для самопроверки проведем тестирование. - Оценивание Также, у вас на столах лежат разные солнышки, возьмите ее, нарисуйте, что она делает, улыбается или грустит, напишите свое имя и поставьте себе оценку, которую вы заслужили. |