«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Синонимы, антонимы, омонимы

Предмет: русский язык

Автор учебника: Климанова Л.Ф.

Класс: 4

Тип урока: ОНЗ

УМК: Перспектива

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Предмет: русский язык

Автор учебника: Климанова

Класс: 4

Тип урока: ОНЗ

Составила: Николаева Т.В.., учитель начальных классов МБОУ «Батыревская СОШ№2» Батыревского района ЧР

Тема: Синонимы, антонимы, омонимы

Цели: закрепить знание понятий синонимы, антонимы, омонимы

Задачи:

-развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, сравнивать;

-работать с помощью различных типов лингвистических словарей;

Формируемые УУД:

личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;

познавательные: освоение базовых предметных понятий;

регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности; умения воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников;

коммуникативные: речевая деятельность, умение добывать недостающую информацию, с помощью словарей

Оборудование: - учебник «Русский язык» 4 класс Л.Ф. Климановой;

-толковые словари, словари синонимов и антонимов;

-презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Этапы урока

Содержание


  1. Организационный момент.








  1. Актуализация знаний учащихся.

Постановка проблемы.

























Отчет представителей групп.







  1. Самоопределение к деятельности








  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику



















  1. Физкультминутка

















Домашнее задание.






  1. Закрепление изученного материала
































  1. Подведение итогов урока.












Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш

Готов начать урок.


Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся в путешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов. Но мы сможем попасть не на все острова. А на каких островах мы сегодня побываем, вам предстоит сейчас узнать. А чтобы это узнать, нам необходимо справиться с первым заданием. У вас на столе лежат карточки, вам необходимо найти лишние слова в группах слов, дать название оставшимся словам, тем самым назвать тему нашего урока. Вопросы для команд одинаковы. Готовы? Работаем под девизом : «Не спеши языком, а торопись делом»






Работа в группах. Как называется оставшаяся группа слов.

Группа 1. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, зачеркни его. Объясните почему оно лишнее?

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

  • храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

Группа 2. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, зачеркни его. Объясните почему оно лишнее?

  • Тьма-свет, вверх-вниз, холодный-снежный, помогать-мешать.

  • Лёгкий-тяжелый, просить–умолять, мелкий-крупный, высокий – низкий.

Группа 3. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, зачеркни его. Объясните почему оно лишнее?

  • (Нотный) ключ, ключ (от замка), ключ(родник), включен(телевизор)

  • (мамина) ручка, (шариковая) ручка, ножка (стола).

- А теперь, ребята, вы догадались какие острова мы сегодня с вами посетим?






Работа в учебнике по русскому языку. С. 86


- прочитайте сообщение Совенка на с.86.

- Какие задачи вы ставите перед собой на этот урок? (Повторить, как называются слова, близкие и противоположные по значению. Научиться употреблять такие слова в речи.)






Упр. 138(с.86),(устно). (Работает по каждой группе слов один ученик. Читает слова. Находит объединяющее их свойство. Называет группу слов, к которой они относятся. Озвучивает правило. Приводит свой пример. Оценивает свою работу)

- Как называется словарь, в котором можно найти антоним к слову?(С показом словарей)

- Как называется словарь, в котором можно найти синонимы к слову?

- Как называется словарь, в котором можно найти омоним к слову?




Минутка чистописания

Аос

Подобрать антоним и синоним.


Упр. 139(с.86),(один – с комментированным письмом, все остальные - письменно).


Продолжи ряды слов-синонимов своими примерами. Если затрудняешься, воспользуйся словами для выбора. (Называет группу слов, к которой они относятся. Озвучивает правило. Приводит свой пример. Оценивает свою работу. Если ошибся, то озвучивает, над чем еще ему стоит поработать.)



Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!




Солнышко, которое нас сейчас согревало, приготовило для вас задание. У вас на дневниках лежат солнышки с заданием, которое вы должны выполнить дома.





Устная работа вместе с учителем

Слайд 1. Омонимы – слова не совсем обычные, и сходные, и различные.

- Приведите свои собственные примеры.

Слайды 2, 3, 4.


Слайд 5. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но сходные значению.


Слайды 6,7,8.


Слайд 9. Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению.


Слайды 10,11,12.



Графический диктант. (Двое работают у доски, остальные в рабочих тетрадях)

Послушайте предложения и запишите в строчку одной буквой, какие слова в них употреблены: синонимы – буквой С, антонимы – А, омонимы – О.


  1. В глаза хвалит, а за глаза бранит. (А)

  2. Жди горя от моря, а беды от воды. (С)

  3. Где умному горе, там глупому веселье. (А)

  4. Добрый плачет от радости, а злой от зависти. (А)

  5. Знать не знаю, ведать не ведаю. (С)

  6. Солнце на ели, а мы еще не ели. (О)

  7. Лодырь и бездельник – им праздник в понедельник. (С)

  8. Ученье – свет, а неученье – тьма.








- Какие понятия мы повторили на уроке?

- Что такое антонимы? Как называется словарь, который поможет подобрать антоним к слову?

- Что такое синоним?

- Чем различаются синонимы и антонимы?

- Какие слова называются омонимами?

- Смогли ли вы достичь поставленных перед собой задач?

Для самопроверки проведем тестирование.


- Оценивание

Также, у вас на столах лежат разные солнышки, возьмите ее, нарисуйте, что она делает, улыбается или грустит, напишите свое имя и поставьте себе оценку, которую вы заслужили.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее