Школьная служба примирения (медиации) в вопросах и ответах
1. Какую роль сеть служб медиации и службы школьной медиации (далее - СШМ) должны и могут играть в повышении эффективности работы, направленной, на защиту прав и интересов детей?
Содействует профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения.
2.Какие основные задачи возложены на службы школьной медиации?
-Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.
-Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.
-Информирование родителей (законных представителей), обучающихся и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
-Профилактика агрессивных, насильственных и антиобщественных действий среди детей и подростков.
3. Как служба школьной медиации может быть интегрирована в систему защиты прав и интересов детей, в том числе вступивших в конфликт с законом?
-.Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
-Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества». - Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
4. Если СШМ функционирует, то какой существует алгоритм ее работы (включая организационные аспекты, были ли разработаны какие-либо внутренние документы: положения, регламенты, если таковые были разработаны).
Этапы внедрения ШСП
ПЕРВЫЙ ЭТАП – диагностический (выявление конфликтов, анкетирование педагогов и школьников ).
ВТОРОЙ ЭТАП – организационный (формирование группы учителей, социальных педагогов, школьных психологов, администраторов с целью последующего их обучения).
ТРЕТИЙ ЭТАП – учебно-методический (обучение администраторов, педагогов навыкам ведения переговоров и отбора случаев для процедуры медиации).
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – инновационный (внедрение медиации в школе, начало работы школьной службы примирения). Включает в себя период создания нормативно-правовой базы данного учреждения по организации (ознакомление с нормативно-правовыми актами федерального значения, разработка и утверждение положения о работе школьной службы примирения, должностные обязанности ведущих программ примирения, куратора).
План создания ШСП:
Решение о создании ШСП, отбор кураторов.
Подписание приказа о создании службы. Утверждение Положения о Школьной службе примирения.
Мониторинг конфликтности в школе.
Обучение технологии медиации кураторов.
Информационные презентации для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива, родителей и учеников (сайт школы).
Проведение базового семинара для педагогов.
Определение способов получения информации о конфликтах.
Работа службы по разрешению конфликтов. Ведение регистрационного журнала. Написание отчетов по форме.
Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности ШСП .
Обучение новых медиаторов и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам .
5. Какое количество сотрудников образовательной организации активно участвуют в работе СШМ и их состав (сотрудники администрации, учителя, социальные педагоги, школьные психологи и т.д.)?
5 человек:
- Куратор-педагог-психолог;
-медиатор-главный библиотекарь;
-заместитель директора;
-социальный педагог;
-педагог-организатор.
6. Что является наиболее значимым на первом этапе создания СШМ и что необходимо для устойчивого развития деятельности СШМ в образовательных организациях в последующем?
-Решение о создании ШС
-Изучение нормативных правовых документов. Разработка Положения и других локальных актов.
-Мониторинг конфликтности в школе.
-Обучение технологии медиации кураторов.
-Информационные презентации для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива, родителей (законных представителей) и учащихся.
7. Насколько вовлечены родители в работу СШМ?
Родители ( законные представители) имеют полную информацию о ШСП через общешкольные родительские собрания, конференции, беседы, буклеты, сайт школы, информационные стенды, презентации.
8. Какие проводятся информационно-просветительские мероприятия для популяризации школьной медиации и восстановительного подхода?
Общешкольные родительские собрания, конференции, беседы и классные часы, буклеты с информацией о ШСП, сайт школы, информационные стенды, презентации, выступления на окружных ОРЦ, еженедельные совещания педагогов, педагогические советы, личные встречи с родителями ( законными представителями).