«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Школа России" Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы авторов: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских.

В программе прописаны цель, задачи курса, основное содержание учебного предмета, подробно представлегы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные результаты.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Изобразительное искусство


1. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Учебник Л. А. Неменская «Изобразительное искусство» (М.:Просвещение, 2011г.) входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.


2. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно – творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально – ценностное отношение к миру, явлениям действительности художественный вкус; сформируются основы духовно – нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, - любви и взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно – продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

3. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Основные задачи курса:

- постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

- восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

- развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания;

- развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.


4. В классе 29 обучающихся. На момент поступления в школу у обучающихся сформированы предпосылки учебной деятельности: различают виды изобразительного искусства – 25 чел., создают индивидуальные рисунки – 28 чел.. создают коллективные рисунки – 29 чел.


5.В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы эстетической культуры через эмоциональное восприятие; развит художественный вкус, интерес к изобразительному искусству; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового изобразительного искусства, уважение к истории и духовным традициям России, художественной культуре ее народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, учебно – творческие способности в различных видах художественной деятельности.

Обучающиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно – прикладном искусстве; смогут понимать образную природу искусства, давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу, воплощать художественные образы в различных формах художественно – творческой деятельности; научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно – практических задач. Познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ – средств; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог. Участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно – практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно – творческих ситуаций в повседневной жизни.

Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создает условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности обучающихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребенком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно – следственных связей и отношений. При создании продута изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям – целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения обучающихся.




Основное содержание



Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч)

Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности.. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.




Содержание учебного предмета



п/п

Тема

Коли

чество часов

Содержание учебного материала

Виды практических работ

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

8

Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира.

Знакомство с Мастером Изображения.

Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

Линии в природе. Линейные изображения на плоскости.

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Создавать (моделировать) на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям. Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

2.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

8

Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать (моделировать) их в собственных изображениях и украшениях.


3.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

11

Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки. Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

Конструировать ( моделировать ) изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Составлять, моделировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы.

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Создание коллективного панно.

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Создавать (моделировать) коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные формы. Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).




Требования к результатам обучения и уровню освоения предмета


1. Личностные результаты обучения

Ученик научится:

- чувству гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительному отношению к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- пониманию особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированности эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированности эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладению навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умению сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умению обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Ученик получит возможность научиться:

- осознанному устойчивому эстетическому предпочтению и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.





2. Метапредметные результаты обучения


Регулятивные

Ученик научится:

- умению планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умению рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.

Ученик получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.


Познавательные

Ученик научится:

- овладению умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- осознанному стремлению к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Ученик получит возможность научиться:

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.


Коммуникативные

Ученик научится:

- овладению умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Ученик получит возможность научиться:

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


3. Предметные результаты

Ученик научится:

- знанию видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знанию основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- пониманию образной природы искусства;

- эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;

- применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способности узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умению обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

- усвоению названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умению видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способности использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способности передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

- умению компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоению умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

- овладению навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умению характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- изображению в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- выражению в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

- умению приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Ученик получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура, в природе, на улице, в быту);

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и компьютерной графики;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям.




Сведения об использовании учителем учебно – методических материалов



I. Литература для учителя:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа ( сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011.

2. Сборник рабочих программ «Школа России», 1 – 4 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2011.


Дополнительная литература:

1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник . 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.



II. Перечень литературы для обучающихся:

  1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник . 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.




Перечень средств материально – технического оснащения образовательного процесса


Наглядный материал

1. Репродукции картин русских художников.

2. Иллюстрации художников к сказкам.

3. Фотографии природы в разное время года.


Список оборудования и приборов

1.Оборудование рабочего места учителя.

2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

3. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

4. Стол учительский с тумбой.

5. Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

6. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

7. Рамки или паспарту для экспонирования детских работ на выставках.

8. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.




Характеристика образовательного пространства учебного кабинета


Кабинет начальных классов включает: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно – наглядных пособий, технических средств обучения, зону индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности. Кабинет оборудован тематическими стендами: творческий уголок – выставки работ обучающихся, уголок безопасности. В кабинете имеются коллекции бумаги, картона; имеются наборы инструментов.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее