«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сервисы web 2.0 в работе учителя истории

Активное внедрение сети Интернет во все сферы жизни современного общества привело к тому, что применение ресурсов сети в образовательном процессе - не новация, а необходимость. Настоящим открытием для меня стали сетевые социальные сервисы Web 2.0, использование которых сокращает время подготовки к урокам, разнообразит формы и повышает эффективность уроков, позволяет учащимся ускорить поиск информации, сузить спектр информационного потока в мировой паутине, обезопасив их от негативного влияния Сети.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Сервисы Web 2.0 в работе учителя истории и обществознания


Кадомская М.П.,

учитель истории

МБОУ Сосновская СОШ № 2


21 век - век компьютера и многообразных технологий. Сейчас к ученику предъявляются повышенные требования: находить, анализировать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами. Меняются требования и к учителю. Современный педагог должен уметь приспосабливаться к постоянно растущему потоку информации и новым технологиям, отличаться способностью к самообразованию и саморазвитию. Перед ним стоит задача повысить качество процесса обучения, вовлечь класс в активную работу, повысить концентрацию внимания, улучшить понимание и запоминание материала. Учителя разрабатывают и применяют различные технологии для этого. Среди них не последнее место занимают компьютерные технологии.

Еще недавно под ИКТ большинство педагогов, как правило, понимало создание и использование презентаций PowerPoint на уроках, а затем в классах появились интерактивные доски, соответствующее программное обеспечение, в классных кабинетах появился доступ к Интернету, педагоги начали создавать свои сайты и блоги, проводить уроки с использованием дистанционных технологий, применять социальные сервисы Web 2.0 для организации работы учащихся на уроке и дома.

Сервисы Web 2.0 позволяют сделать урок более динамичным, информационным и коммуникативным, дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников.   Использование их на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Технологии Веб 2.0 дают возможность сочетать индивидуальное и групповое обучение.

Сервисы Web 2.0 применяю на уроках, учитывая возрастные особенности и уровень подготовленности учащихся. При этом использование сервисов рассматривается не как цель, а как средство повышения качества обучения.

Основными преимуществами web 2.0, на мой взгляд, являются эффективность сервисов и простота применения. Используя шаблоны и оболочки сервисов, учителя и обучающиеся могут создавать тематические форумы, блоги, записывать аудио - и видеоматериалы и размещать их в сети Интернет для всеобщего или ограниченного доступа.

Виртуальный мир открывает огромные возможности по созданию персонального сайта. (http://kadomskayamarina.jimdo.com/)

Для меня это интерактивная связь с учениками и их родителями, возможность делиться и принимать опыт коллег. Материал сайта всегда "под рукой", стоит только подключиться к интернету. Сайт позволяет учителю не только накапливать и делиться материалом, но и нужен для рефлексии, корректировки своей деятельности. Одним из показателей эффективности работы учителя является творческая активность его учеников. На сайте размещены творческие работы  детей,  участвующих в различных конкурсах или работы, специально подготовленные к уроку. Основоположник русской педагогической науки  К.Д. Ушинский сказал: "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель". Постоянная работа над сайтом подчеркивает стремление учителя к самообразованию и самосовершенствованию.

В педагогической деятельности рекомендую использовать следующие социальные сервисы Web 2.0:

Learningapps позволяет самостоятельно в режиме онлайн создавать интерактивные мультимедийные упражнения и создавать коллекцию своих и заимствованных упражнений.

  • Упражнение на выбор «Тамбовские писатели и поэты» можно использовать на уроках краеведческого характера: дети должны найти и выбрать фамилии тамбовских писателей и поэтов, что не только помогает выявить знания учащихся, но и развивает внимательность.

  • Упражнение «Музеи Москвы» ставит задачу распределить музеи по категориям. Заодно рассматриваем иллюстрации зданий различных музеев, что необходимо при выполнении зад. 18-19 в ЕГЭ по истории

  • Работа с лентой времени «Великая Отечественная война» направлено на знание хронологии войны, ее основных битв.

  • Упражнение «Древняя Русь» - на определение исторических ошибок - возможно использовать при первичном закреплении нового материала по теме «Первые русские князья».

  • Онлайн-игры. Упражнение-кроссворд «Правление Ивана Грозного» также можно применять при закреплении изученного.

В Learningapps можно создать аккаунты для учеников и сформировать списки классов для организации домашних работ.
Преимущества сервиса Learningapps в разнообразии видов упражнений, которые, как мне кажется, и составляют суть деятельностного подхода в обучении истории и формируют все виды УУД, как того требуют новые ФГОС.

Uma igra UI может быть легко интегрирован в основной учебный процесс в качестве дополнительного обучающего инструмента - игрового, и в то же время эффективного, который можно использовать как в школе так и дома, как индивидуально так и для группы учеников. Задание «Первые русские князья» в игровой увлекательной форме поможет проверить знания по теме «Древнерусское государство» и даже выставить оценки, учитывая время и проценты правильно выполненных заданий. Причем выполнив неправильно, ребенок может попробовать выполнить его еще раз.

Сервис Mindomo позволяет создавать красочные ментальные карты, содержащие фотографии, рисунки, звук, видео, гиперссылки.
Возможности Mindomo: совместное редактирование карты, использование значков, цвета и стилей, просматривание заметок, перетаскивание объектов мышью. Карты Mindomo используются на уроке для наглядности, классификации или логичности осмысления новой темы. По сути, одна такая карта содержит в себе краткое и лаконичное содержание темы урока. Правильно составленная ментальная карта позволяет учащимся не только правильно сформулировать тему и план урока, но и эффективнее запомнить новый материал, активизируя слуховые и зрительные анализаторы. В индивидуальной работе с сильными учащимися предлагаю им самим создать ментальную карту по пройденной теме и составить по ней вопросы для класса. «Музыкальные имена Тамбовщины» было создано учениками в рамках элективного курса.

Playcast - сетевой сервис, с помощью которого можно совместить слова или текст, картинку и музыку. Плейкаст «Александр Матросов» был подготовлен учащимися к уроку «Героизм и предательство в годы Великой Отечественной войны» как трагическое дополнение к общему рассказу.

Сервис FotoPeach тоже очень интересен. В нем одновременно используются фотографии, звук и текст, что позволяет, изменяя параметры каждого из информационных объектов (скорость текста, последовательность фотографий, разные музыкальные фрагменты) создавать разное смысловое поле и добиваться понимания того или иного содержания на уровне эмоций и чувств. С его помощью можно создавать и виртуальные, и реальные экскурсии. «Экскурсии по городам России», созданная учениками, рассказывает о наших поездках по многим историческим местам нашей страны.

YouTube – социальный сервис, предназначенный для хранения, просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей. Сервис позволяет всем своим пользователям публиковать видеофайлы, делиться своими метками (тегами) видеозаписей. В отличие от нас, взрослых, дети активно пользуются этим сервисом, выступая в роли и оператора, и журналиста, и монтажера фильмов. Так видеоролик «Интервью с психологом», созданный учениками 10 класса, был представлен на зачетном уроке по обществознанию «Социально-гуманитарные науки и профессии, связанные с ними»

Slideboom - сервис удобен в работе для хранения презентаций. Вашу презентацию, созданную в Microsoft PowerPoint, можно выложить в сети не в виде файла, а в виде on-line ролика, при этом все действия (внутренние анимации, звук, видео, управление) будут сохранены. Мои ученики активно пользуются этим сервисом, он легок в освоении, да и более интересен, чем презентации PowerPoint. «Александр Невский – полководец» вполне можно применить при изучении новой темы «Нашествие крестоносцев»

Также на Slidboom можно загрузить не только презентации, но и интерактивные схемы («Ледовое побоище»), используя ее как при изучении новой темы, так и при закреплении.

Сервис Dokme очень удобный для размещения работ (учеников, педагогов в проектах, для блогов и сайтов) в разных форматах. Загружаются не только документы, но и презентации (программа исторического кружка «Клио» и детский исследовательский проект «На 10 девчонок по статистике 9 ребят…»


Prezi - Дизайн презентаций очень оригинальный, можно воспользоваться

готовыми шаблонами. Сервис позволяет использовать все средства визуализации: фото, видео, аудио и текстовые файлы. Большие возможности открываются в различных цветовых решениях, выделении информации в виде фреймов, с помощью маркеров. Презентацию можно составлять как индивидуально, так и работая в группе, совместно редактируя её.

Презентация «В.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» станет хорошим подспорьем учителю истории как при изучении темы «Борьба русского народа с половцами», так и при изучении темы «Художники-передвижники. В.М.Васнецов»

Padlet Замечательно интуитивный, удобный и многофункциональный сервис для хранения, организации и совместной работы с различными материалами. Сервис полностью бесплатен и не имеет каких-либо ограничений

на количество создаваемых страниц. Встраиваются тексты, изображения, видео. Работа учащихся «Дворцовые перевороты» показывает вклад каждого ребенка в выполнение задания, что позволит поставить не общую оценку, а индивидуальную.

Tackk - для того чтобы оценить всю прелесть сервиса Tackk, даже не нужно регистрироваться. При загрузке сервиса вы сразу попадаете в редактор своей страницы. Его использование настолько интуитивно понятно, что любой человек, который в состоянии понять, что text — это текст, а image  — это картинка, тут же сможет начать создание красивой статьи. Виртуальная газета «Мамаев курган», созданная учениками после экскурсии в Волгоград, включает в себя не только текст, но и фотографии, видео, гиперссылки, встроенные работы из других сервисов web 2.0.

Tripline эффектный и несложный сервис для создания виртуальных путешествий. С помощью этого сервиса можно подготовить увлекательные интерактивные ролики, демонстрирующие ваше перемещение на карте Google Maps. Выглядят они так: из одной точки в другую последовательно проходит красная линия, обозначающая маршрут. В ключевых местах движение останавливается, чтобы зритель мог прочитать информацию и посмотреть слайд-шоу из фотографий; все это сопровождается музыкальной композицией. Работа «Народные промыслы русского народа» знакомит с некоторыми промыслами: историей возникновения, особенностями, что может быть использовано как на уроках, так и внеклассных мероприятиях.

Emaze - несложный сервис для создания онлайн-презентаций и их публикации в сети Интернет на основе облачных технологий, поэтому созданная презентация будет доступна на компьютерах с любым программным обеспечением. Презентация «Сосновка – всероссийский центр туризма» в этом сервисе познакомит вас с музеем будущего нашего Сосновского района.

Tringlink - сервис, позволяющий превращать статические картинки в интерактивные объекты, где для каждого объекта на картинке можно выбрать и установить ссылку на веб-страницу, презентацию, видео и т.п. Есть возможность коллективной работы по созданию меток для изображения. Работу «Литературные тропинки Тамбовского края» можно использовать как на уроках истории, литературы при изучении краеведческого материала, а также знакомить детей на классных часах с поэтами и писателями, чьи судьбы связаны с нашим краем.

StudyStack - это сервис по созданию различного типа дидактических материалов. В сервисе можно создавать электронные карточки с различными заданиями для самоконтроля и использовать библиотеку с готовыми картами. С помощью упражнения «Нашествие» можно проводить как индивидуальную проверку знаний, так и в паре (тема «Нашествие татаро-монгол»)

Jigsawplane - позволяет создавать он-лайн пазлы, необходима лишь готовая картинка для закачивания на сервер. Подобные упражнения («Карта древнерусского государства») помогают и в проверке знаний, и в их закреплении. ЕГЭ показывает нам, что одним из «слабых звеньев» выпускников является незнание карт, а подобные задания помогут во многом справиться с этой проблемой.

В результате использования социальных сетевых сервисов стимулируется познавательный интерес учащихся, повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, развивается умение участвовать в работе группы за счет дифференциации процесса обучения, рационального сочетания коллективной формы работы с индивидуальным подходом в обучении. Индивидуализированные задания стимулируют самостоятельность и усилия ученика в усвоении изучаемых понятий, допускают контроль и самоконтроль в процессе работы, предполагают возрастание роли самостоятельности самого ученика в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения и достижения результата.

При  значительной  популярности  сервисов  Веб  2.0  нужно  помнить  о  проб­лемах,  связанных  с  их  распространением:

  1. В  результате  доступности  этих сервисов  ресурсы  Интернета  заполняются некачественными  информационными  материалами,  снижающими  доверие  к  электронным  источникам. 

  2. Массово  нарушаются  авторские  права  на  объекты  интеллектуального  труда.

  3. Возможность  высказываться  анонимно  снимает  моральную  ответственность  за  содержание  сообщений.

  4. Кроме  того,  регистрация  на  ресурсах  соци­альных  сетей  может  привести  к  незаконному  использованию  личных  дан­ных пользователей.



Информационные ресурсы:

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994.

  2. Вартанова Е. Л, Медиаобразование в школе — Сборник программ для преподавания дисциплин. — М.: Медиа Мир, 2010.

  3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.

  4. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М.2001

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,1998.-256

  7. http://www.dissercat.com/content/metodika-ispolzovaniya-sotsialnykh-setevykh-servisov-v-shkolnom-kurse-informatiki

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальные_сетевые_сервисы

  9. http://www.dissercat.com/content/metodika-ispolzovaniya-sotsialnykh-setevykh-servisov-v-shkolnom-kurse-informatiki


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее