«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие что это такое и для чего это надо.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок  рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. (Пример с новорожденным ребенком: с рождения малыш реагирует на погремушку – звук, свет, прикосновения, дальше по мере роста и развития ребенок начинает обследовать окружающий его мир).

Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления, т. е. усвоения меры качеств — эталонов, выработанных человечеством. Это – есть первый этап в сенсорном воспитании дошкольника.

Существуют такие эталоны как:

  • эталоны цвета (цвета спектра), 

  • эталоны форм (геометрические плоскостные и объемные формы), 

  • эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.),

  • эталоны величин (метр, килограмм, литр и др.), 

  • эталоны длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др.),

  • эталоны звучания звуков речизвуковысотных интервалов (тон, полутон).

Эффективность аналитико - синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства.
    Вторым этапом сенсорного воспитания - обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия. Например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п. Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т. д. Например, признаками металла в отличие от других материалов будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе и др. Для их выявления нужно владеть системой действий. Система обследовательских действий необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение, модулирующее длительность звука, зрительное восприятие движений и кинестетическое его воспроизведение и т. д.).     

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась для детей с ограниченными возможностями. Основная цель этой методики заключается в создание сенсорного пространства (среды), где ребенок сам при минимальном вмешательстве взрослого будет развиваться. Главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

На основе  принципа  методики Марии Монтессори и особенностей развития детей, мы поставили следующие задачи: 

  1. Совершенствование двигательной функций: развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.

  2. Тактильно-двигательное восприятие.

  3. Развитие слухового восприятия.

  4. Развитие зрительного восприятия

  5. Восприятие формы, величины, цвета.

  6. Восприятие особых свойств  предметов (вкус, запах, вес).

  7. Восприятие пространства и времени.

Учитывая поставленные задачи сенсорное пространство организовано следующим образом:

- сенсорный центр группы;

- функциональные зоны в разных местах детского сада.

Назначение сенсорного центра в группах – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно­перцеп­тивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсорные центры в группе делятся на следующие виды:

- игровой – развивающий уголок;

- учебно – развивающий;

- уголок   релаксации.

В игровом - развивающем уголке находятся различные игры способствующие сенсорному развитию детей:

  • Мозаики

  • Кубики

  • Конструкторы различной модульности (лего, деревянный, пластмассовый, мягкий)

  • Различные виды детских музыкальных инструментов (для развития слухового восприятия с помощью игр: «Угадай на чем играю», «Проиграй ритм»)  

  • Пальчиковые театры

  • Куклы (являются не только средством развития речи, но и средствами психотерапии, когда ребенок боится рассказывать, но кукле он отвечает, т.к. это кукла, а не педагог).

 В природном уголке различный природный материал   -  для сенсорики и для детского творчества. Дети сажают в природном уголке лук, чеснок.  Проводят с воспитателями исследовательскую деятельность. Это и игры с растениями, фруктами, овощами: «Определи на вкус», «Определи на ощуп».

В учебно–развивающем уголке находятся пособия для занятий, игр и упражнений, которые осуществляются под руководством взрослых это:

  • Подносы с различными крупами,

  • Лоточки с манкой,

  • Пластилин: разных видов,

  • Природный материал (часть находится в игровом центре, часть  здесь),

  • Цветные скрепки, прищепки

  • Различные мерные стаканчики,

  • Мерные ленты,

  • Плоскостные и объемные геометрические фигуры,

  • Пособия для ориентировки во времени. 

 Мелкие предметы нужны для развития мелкой моторики помогают добиться  следующего результата:

Укрепить мышечный тонус кисти рук.

- Развить четкие движения и координацию рук ребенка.

- Снизить утомляемость и повысить работоспособность.

- Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.

Занятия с крупой развивают не только зрительное и тактильное восприятие, но и такие важные функции как самоконтроль, концентрацию внимание. Считается, что когда ребенок перебирает крупу у него концентрация внимания достигает наивысшей точки, как при точном письме.

Очень хорошо для развития зрительно – моторной координации использовать манную крупу.

 Скрепки, прищепки хорошо использовать как для развития мелкой моторики, так и для зрительного восприятия и развития логического мышления.

Уголок релаксации – обязательный атрибут в группе для детей.

В уголках релаксации дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них можно использовать детскую мягкую мебель,  имитацию окна, цветы, коллаж с фотографиями мам. 

Для развития тактильных ощущений  используется массажные коврики:

  • С пробками;

  • С губками; 

  • С нашивками различной фактуры.

Деткам обязательно надо после сна ходить босыми ногами по этим коврикам. Ступни ног по количеству рецепторов не уступают рукам.  Учим детей распознавать гладкость  и шероховатость  ногами.

Это все сенсорное пространство, которое должно быть в любой возрастной группе где пребывают дети.

Сенсорное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел «Программы воспитания в детском саду», а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д.

 

Функциональные зоны – помещения детского сада, в которых находятся объекты для развития того или иного вида восприятия у ребенка опосредованным путем.  В спортивном зале должны быть: модульный конструктор: большие геометрические формы, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты.

 В сухом бассейне дети могут расслабиться и поиграть самостоятельно. В кабинете психолога можно организовать мини песочницу, для проведения различных игр с песком. Песок снимает мышечное напряжение, а так же помогает детям со слабой  мелкой моторикой. В музыкальном зале происходят занятия, где дети имеют возможность развивать и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие.

Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитием.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее