Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. (Пример с новорожденным ребенком: с рождения малыш реагирует на погремушку – звук, свет, прикосновения, дальше по мере роста и развития ребенок начинает обследовать окружающий его мир).
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления, т. е. усвоения меры качеств — эталонов, выработанных человечеством. Это – есть первый этап в сенсорном воспитании дошкольника.
Существуют такие эталоны как:
эталоны цвета (цвета спектра),
эталоны форм (геометрические плоскостные и объемные формы),
эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.),
эталоны величин (метр, килограмм, литр и др.),
эталоны длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др.),
эталоны звучания звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон).
Эффективность аналитико - синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства.
Вторым этапом сенсорного воспитания - обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.
При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия. Например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п. Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т. д. Например, признаками металла в отличие от других материалов будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе и др. Для их выявления нужно владеть системой действий. Система обследовательских действий необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение, модулирующее длительность звука, зрительное восприятие движений и кинестетическое его воспроизведение и т. д.).
К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась для детей с ограниченными возможностями. Основная цель этой методики заключается в создание сенсорного пространства (среды), где ребенок сам при минимальном вмешательстве взрослого будет развиваться. Главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
На основе принципа методики Марии Монтессори и особенностей развития детей, мы поставили следующие задачи:
Совершенствование двигательной функций: развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
Тактильно-двигательное восприятие.
Развитие слухового восприятия.
Развитие зрительного восприятия
Восприятие формы, величины, цвета.
Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
Восприятие пространства и времени.
Учитывая поставленные задачи сенсорное пространство организовано следующим образом:
- сенсорный центр группы;
- функциональные зоны в разных местах детского сада.
Назначение сенсорного центра в группах – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Сенсорные центры в группе делятся на следующие виды:
- игровой – развивающий уголок;
- учебно – развивающий;
- уголок релаксации.
В игровом - развивающем уголке находятся различные игры способствующие сенсорному развитию детей:
Мозаики
Кубики
Конструкторы различной модульности (лего, деревянный, пластмассовый, мягкий)
Различные виды детских музыкальных инструментов (для развития слухового восприятия с помощью игр: «Угадай на чем играю», «Проиграй ритм»)
Пальчиковые театры
Куклы (являются не только средством развития речи, но и средствами психотерапии, когда ребенок боится рассказывать, но кукле он отвечает, т.к. это кукла, а не педагог).
В природном уголке различный природный материал - для сенсорики и для детского творчества. Дети сажают в природном уголке лук, чеснок. Проводят с воспитателями исследовательскую деятельность. Это и игры с растениями, фруктами, овощами: «Определи на вкус», «Определи на ощуп».
В учебно–развивающем уголке находятся пособия для занятий, игр и упражнений, которые осуществляются под руководством взрослых это:
Подносы с различными крупами,
Лоточки с манкой,
Пластилин: разных видов,
Природный материал (часть находится в игровом центре, часть здесь),
Цветные скрепки, прищепки
Различные мерные стаканчики,
Мерные ленты,
Плоскостные и объемные геометрические фигуры,
Пособия для ориентировки во времени.
Мелкие предметы нужны для развития мелкой моторики помогают добиться следующего результата:
- Укрепить мышечный тонус кисти рук.
- Развить четкие движения и координацию рук ребенка.
- Снизить утомляемость и повысить работоспособность.
- Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.
Занятия с крупой развивают не только зрительное и тактильное восприятие, но и такие важные функции как самоконтроль, концентрацию внимание. Считается, что когда ребенок перебирает крупу у него концентрация внимания достигает наивысшей точки, как при точном письме.
Очень хорошо для развития зрительно – моторной координации использовать манную крупу.
Скрепки, прищепки хорошо использовать как для развития мелкой моторики, так и для зрительного восприятия и развития логического мышления.
Уголок релаксации – обязательный атрибут в группе для детей.
В уголках релаксации дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них можно использовать детскую мягкую мебель, имитацию окна, цветы, коллаж с фотографиями мам.
Для развития тактильных ощущений используется массажные коврики:
С пробками;
С губками;
С нашивками различной фактуры.
Деткам обязательно надо после сна ходить босыми ногами по этим коврикам. Ступни ног по количеству рецепторов не уступают рукам. Учим детей распознавать гладкость и шероховатость ногами.
Это все сенсорное пространство, которое должно быть в любой возрастной группе где пребывают дети.
Сенсорное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел «Программы воспитания в детском саду», а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д.
Функциональные зоны – помещения детского сада, в которых находятся объекты для развития того или иного вида восприятия у ребенка опосредованным путем. В спортивном зале должны быть: модульный конструктор: большие геометрические формы, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты.
В сухом бассейне дети могут расслабиться и поиграть самостоятельно. В кабинете психолога можно организовать мини песочницу, для проведения различных игр с песком. Песок снимает мышечное напряжение, а так же помогает детям со слабой мелкой моторикой. В музыкальном зале происходят занятия, где дети имеют возможность развивать и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие.
Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитием.