Система работы по обогащению сенсорного опыта дошкольника среднего возраста посредством использования блоков Дьенеша
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи сенсорного развития детей. Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Своё название оно получило по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.
Незаменимым материалом для сенсорного развития младших дошкольников, закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша.
Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Комплект «Логические блоки Дьнеша» состоит из 48 блоков, отличающихся по цвету, форме, величине, толщине, т.е. все блоки - разные.
Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Цель работы: обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи:
Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
Основные принципы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Различные виды дидактических игр направлены:
на восприятие формы;
на целенаправленное развитие восприятия цвета;
на восприятие качеств величины;
на количество предметов;
на развитие речи, мышления;
на развитие способности действия наглядного моделирования.
Сейчас я познакомлю вас с некоторыми играми, которые я провожу с детьми моей группы. Эти игры способствуют более углубленному сенсорному развитию детей 3-4 лет.
С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
Сначала предлагаются самые простые игры:
1). «Найди все фигуры (блоки), как эта» (по цвету, по размеру, форме)
«Найди не такую фигуру, как эта» (по цвету, форме, размеру)
2). «Найди все такие фигуры, как эта» (по цвету и форме, по форме и размеру, по размеру и цвету)
«Найди не такие фигуры, как эта» (по цвету и размеру, по цвету и форме, по форме и размеру, по цвету, размеру и форме)
«Найди такие же, как эта (по цвету, но другой формы; такие же по форме, но другого размера; такие же по размеру, но другого цвета)
Более сложный вариант: «Найди такие же, как эта фигура» (по цвету и форме, но другие по размеру; такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
1. «Цвет, классификация по одному признаку»:
«Какой это цвет?»
«Что нам привез Мишутка?»
«Найди пару»
2. «Цвет и форма, классификация по одному признаку».
«Какой это формы?»
«Что нам привез Зайчишка?»
«Угости матрешек печеньем»
«Укрась елки игрушками»: две елочки: низкую – маленькими блоками, высокую – большими блоками. Усложнение: (по величине и по толщине) низкую – тонкими блоками, высокую толстыми, большими; (по форме и цвету) низкую – круглыми, желтыми игрушками, высокую – квадратными, синими. Украсить елочку бусами, используя карточки с алгоритмами. На елочке может быть 2 или 3 ряда бус.
3. «На развитие тактильных ощущений»
«Чудесный мешочек» (На ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые), достать фигуру и охарактеризовать ее.
«Отгадай фигуру» (по условному обозначению – схематическое изображение геометрических фигур)
«Продолжи дорожку»
4. «Цвет и форма, классификация по двум признакам»
«Какого цвета и формы?»
«Что лежит в корзине?»
«Построй домик»
«Приготовим компот»: поможем бабушке приготовить компот. В банку с красной крышкой, нужно положить только красные «ягодки» и обратить внимание на значок, если треугольник, то в банку положить только красные треугольные «ягодки».
5. «Цвет, форма, величина, классификация по трем признакам»:
«Какого цвета, формы и величины?»
«Садовники»
«Угадай фигуру»
6. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» отрицание (игра с двумя обручами):
«Угадай фигуру»
«Бусы для мамы», «Цепочка»: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине); чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
«Второй ряд»: выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда6 оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по цвету, форме и размеру.
«Домино». В этой игре одновременно может участвовать не более 4 человек. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый участник поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (размера, формы); того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы; другого цвета и формы (цвета и размера, (цвета и формы, размера и толщины); такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету); ход фигурами другого цвета, формы, размера и толщины.
«Угостим мишек печеньем», «Раздели фигуры»: разделить фигуры между мишкой и зайкой, чтобы у зайки были все красные фигуры. Какие фигуры оказались у мишки? (все не красные) А у зайки? (все красные). Разделить по-другому: чтобы у мишки оказались все круглые; чтобы зайцу достались все большие (все желтые). Более сложный вариант: у мишки все синие, а у зайца все квадратные: у мишки синие, не квадратные, у зайки квадратные, не синие. Какие фигуры подошли сразу, мишке и зайке? (синие квадратные) Какие никому не подошли? (не синие, не квадратные) Другой вариант: у мишки все треугольные, а у зайки - все большие; мишке все маленькие, а зайке все прямоугольные. Более сложный вариант: разделить фигуры между тремя героями: Буратино – все круглые, Незнайке – все большие, а Чебурашке – все желтые.
7. Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами).
8. Игры на использование наглядного моделирования. Дети накладывают блоки на карточку – схему, либо рядом с карточкой.
«Кто быстрее соберет?»
«На свое место».