Психологические особенности учащихся, влияющие на обучение и общение.
(Семинар-практикум для педагогов начальной школы)
Материал подготовлен
педагогом-психологом МОУ «СОШ №1»
Муромцевой И.Г.
Задачи:
- Познакомить педагогов с трехкомпонентной моделью психического развития ребенка;
- Предложить характеристики часто встречающихся вариантов отклоняющегося развития;
- Разработать схему психолого-педагогических мероприятий по сопровождению детей с различными отклонениями в развитии.
Общение с детьми, обучение, развитие их как личности - это основные направления работы всех участников образовательного процесса. Однако наша работа бывает осложнена рядом причин: неспособность ребенка работать в одном темпе с классом и воспринимать предложенный материал; неадекватные реакции ребенка на ту или иную ситуацию; проблемы когнитивного развития и др.
Как скоординировать деятельность нас взрослых: педагогов, родителей, психолога, логопеда? Как правильно организовать процесс развития таких детей?
Изменять нужно, в первую очередь, не возникшую проблемную ситуацию, а причины ее возникновения. А для этого необходимо уметь распознавать сложности, возникающие у ребенка и координировать дельнейшую сопровождающую деятельность.
Цель семинара-практикума – рассмотреть наиболее часто встречающиеся психологические особенности различных категорий проблемных детей.
1. Теоретическая часть семинара.
1. Знакомство с трехкомпонентной моделью психического развития.
(Приложение 1. Мультимедийная поддержка.)
В этой модели представлены три уровня развития ребенка, как бы три этажа вертикальной структуры:
– каузальный уровень (уровень причин);
– уровень базовых составляющих развития (механизмы развития);
– феноменологический уровень.
В свою очередь, каждый из анализируемых уровней представляет собой «горизонтально» организованную взаимосвязанную структуру.
![](//fsd.compedu.ru/html/2017/12/18/i_5a37e1ff71277/phpsD0gLl_Psihologicheskie-osobennosti-uchacshihsya-vliyayucshie-na-obuchenie-i-obcshenie_6_1.jpeg)
Уровень причин
Нейробиологическая составляющая
Современные исследования показывают, что патология практически любой системы организма ребенка (центральной нервной системы, эндокринной, соединительно-тканной и др.) может стать фактически первопричиной проблем психического развития.
Социальные условия развития.
В данном случае следует говорить не только о проблемах педагогической или социальной запущенности, внутрисемейной ситуации, межличностных отношений ребенка, но и о проблемах двуязычия, этнических различий в условиях вынужденного переселения, внутренней и внешней миграции и других подобных социальных процессах, включая и техногенные катастрофы. Сюда же следует отнести и климатогеографические условия, в которых растет ребенок. Особенно это важно для ситуации развития и обучения детей в экстремальных условиях Крайнего Севера, Восточной Сибири, регионов Дальнего Востока. Особое внимание в рамках социальных условий следует уделить и образовательной среде, как одному из факторов, являющихся причиной многих выявляемых особенностей психического развития ребенка. Это и требования, которые система образования предъявляет к ребенку, и особенности взаимоотношений с учителем, другими взрослыми, и специфика той образовательной программы, в рамках которой идет обучение и развитие ребенка,
Пространственно-функциональной организации мозговых систем.
Выявление большого количества левосторонних предпочтений, ситуация неустоявшейся (к определенному возрасту) или смешанной латерализации, как правило, являются признаками, свидетельствующими о недостаточных компенсаторных возможностях ребенка.
Уровень базовых составляющих
В общем виде систему базовых составляющих психического развития можно разделить на три условно самостоятельные структуры: произвольную регуляцию психической активности, пространственно-временные представления (репрезентации), аффективную организацию.
В свою очередь, каждая из базовых составляющих психической деятельности представляет собой достаточно сложную многоуровневую систему, которая планомерно разворачивается (формируется и преобразовывается) в процессе развития ребенка синхронно и абсолютно взаимозависимо со структурами двух других составляющих.
Регуляцию психической активности, рассматриваемую как «модулирующую» все развитие ребенка следует поставить на первое место. Ее уровневую структуру можно представить в следующем виде:
1-й уровень. Регуляция двигательной активности.
2-й уровень. Регуляция психических процессов и функций.
3-й уровень. Рефлексивно-волевая регуляция.
4-й уровень. Регуляция межличностных отношений.
Не менее важным для развития познавательной деятельности (когнитивной сферы) ребенка является также овладение пространственными и пространственно–временными представлениям.
1-й уровень. Представления о пространстве собственного тела (телесность, схема тела).
2-й уровень. Представления о физическом пространстве (пространстве окружающих объектов по отношению к телу ребенка).
3-й уровень. Пространство речи и языка (лингвистические представления).
4-й уровень. Пространство межличностных отношений.
Оценка развития аффективно-эмоциональной сферы опирается на характеристики сформированности системы аффективной организации, третьей из базовых составляющих психического развития.
1) уровень аффективной пластичности (1-й уровень);
2) уровень аффективных стереотипов (2-й уровень);
3) уровень аффективной экспансии (3-й уровень);
4) уровень эмоционального контроля (4-й уровень).
Парциальная несформированность компонентов психической деятельности
наличие выраженной уровневой несформированности одного или нескольких компонентов (составляющих) процессов психической деятельности при достаточной сформированности всех остальных компонентов целостной психической деятельности. Добавим, что вышесказанное относится в первую очередь к познавательной деятельности.
В свою очередь, подгруппа «Парциальная несформированность компонентов психической де-
ятельности» может быть разделена на следующие типологические виды:
- парциальная несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности;
- парциальная несформированность преимущественно когнитивного компонента деятельности;
- парциальная несформированность смешанного типа.
Практическая часть
1.Задание:
1. Ознакомиться с таблицей (Приложение 2), характеризующей особенности недостаточной сформированности регуляторного компонента деятельности.
2. Группа учителей делится на подгруппы и отвечает на следующие вопросы:
1 группа:
- Где лучше расположить ребенка в классе и почему?
- Как организовать учебную деятельность? (определить зону его учебных возможностей)
2 группа:
Как построить беседу с родителями? Что необходимо выяснить?
Оказание диспетчерской деятельности.
3 группа:
Степень включения ребенка во внеклассную деятельность?
В каждом последующем задании состав групп меняется.
2. Задание:
1. Ознакомиться с таблицей (Приложение 3), характеризующей особенности недостаточной сформированности когнитивного компонента деятельности.
2. Группа учителей делится на подгруппы и отвечает на следующие вопросы:
1 группа:
- Где лучше расположить ребенка в классе и почему?
- Как организовать учебную деятельность? (определить зону его учебных возможностей)
2 группа:
Как построить беседу с родителями? Что необходимо выяснить?
Оказание диспетчерской деятельности.
3 группа:
Степень включения ребенка во внеклассную деятельность?
Задержанное развитие
Истинно задержанное развитие должно быть явлением временным и практически полностью самокомпенсироваться к 9-11 годам. От условнонормативного.
Таким образом, критерием выделения задержанного типа развития является равномерное и незначительное, достаточно гармоничное темповое отставание формирования всех психических функций.
В группе «задержанного» развития выделяются:
- Равномерно задержанное развитие (гармоничный инфантилизм);
- Неравномерно задержанное развитие (дисгармоничный инфантилизм).
3. Задание:
1. Ознакомиться с таблицей (Приложение 4), характеризующей особенности равномерно задержанного развития.
2. Группа учителей делится на подгруппы и отвечает на следующие вопросы:
1 группа:
- Где лучше расположить ребенка в классе и почему?
- Как организовать учебную деятельность? (определить зону его учебных возможностей)
2 группа:
Как построить беседу с родителями? Что необходимо выяснить?
Оказание диспетчерской деятельности.
3 группа:
Степень включения ребенка во внеклассную деятельность?
4. Задание:
1. Ознакомиться с таблицей (Приложение 5), характеризующей особенности неравномерно задержанного развития.
2. Группа учителей делится на подгруппы и отвечает на следующие вопросы:
1 группа:
- Где лучше расположить ребенка в классе и почему?
- Как организовать учебную деятельность? (определить зону его учебных возможностей)
2 группа:
Как построить беседу с родителями? Что необходимо выяснить?
Оказание диспетчерской деятельности.
3 группа:
Степень включения ребенка во внеклассную деятельность?
Подведение итогов:
Обсуждение степени актуальности рассмотренной темы в учебно-образовательном и воспитательном процессе.
Работа групп обобщается и составляются памятки для педагогов по работе с детьми, имеющими проблемы психо-физиологического развития (парциальная несформированность компонентов психической деятельности, задержанное развитие)
Используемая литература: «Психологические особенности проблемных детей» Н.Семаго, М.Семаго. Газета «Школьный психолог» №18-25, 2008г. Курс лекций.