Психологические особенности учащихся, влияющие на обучение и общение.
(Семинар-практикум для педагогов начальной школы)
Материал подготовлен
педагогом-психологом МОУ «СОШ №1»
Муромцевой И.Г.
Задачи:
- Познакомить педагогов с трехкомпонентной моделью психического развития ребенка;
- Предложить характеристики часто встречающихся вариантов отклоняющегося развития;
- Разработать схему психолого-педагогических мероприятий по сопровождению детей с различными отклонениями в развитии.
Общение с детьми, обучение, развитие их как личности - это основные направления работы всех участников образовательного процесса. Однако наша работа бывает осложнена рядом причин: неспособность ребенка работать в одном темпе с классом и воспринимать предложенный материал; неадекватные реакции ребенка на ту или иную ситуацию; проблемы когнитивного развития и др.
Как скоординировать деятельность нас взрослых: педагогов, родителей, психолога, логопеда? Как правильно организовать процесс развития таких детей?
Изменять нужно, в первую очередь, не возникшую проблемную ситуацию, а причины ее возникновения. А для этого необходимо уметь распознавать сложности, возникающие у ребенка и координировать дельнейшую сопровождающую деятельность.
Цель семинара-практикума – рассмотреть наиболее часто встречающиеся психологические особенности различных категорий проблемных детей.
1. Теоретическая часть семинара.
1. Знакомство с трехкомпонентной моделью психического развития.
(Приложение 1. Мультимедийная поддержка.)
В этой модели представлены три уровня развития ребенка, как бы три этажа вертикальной структуры:
– каузальный уровень (уровень причин);
– уровень базовых составляющих развития (механизмы развития);
– феноменологический уровень.
В свою очередь, каждый из анализируемых уровней представляет собой «горизонтально» организованную взаимосвязанную структуру.
Уровень причин
Нейробиологическая составляющая
Современные исследования показывают, что патология практически любой системы организма ребенка (центральной нервной системы, эндокринной, соединительно-тканной и др.) может стать фактически первопричиной проблем психического развития.
Социальные условия развития.
В данном случае следует говорить не только о проблемах педагогической или социальной запущенности, внутрисемейной ситуации, межличностных отношений ребенка, но и о проблемах двуязычия, этнических различий в условиях вынужденного переселения, внутренней и внешней миграции и других подобных социальных процессах, включая и техногенные катастрофы. Сюда же следует отнести и климатогеографические условия, в которых растет ребенок. Особенно это важно для ситуации развития и обучения детей в экстремальных условиях Крайнего Севера, Восточной Сибири, регионов Дальнего Востока. Особое внимание в рамках социальных условий следует уделить и образовательной среде, как одному из факторов, являющихся причиной многих выявляемых особенностей психического развития ребенка. Это и требования, которые система образования предъявляет к ребенку, и особенности взаимоотношений с учителем, другими взрослыми, и специфика той образовательной программы, в рамках которой идет обучение и развитие ребенка,
Пространственно-функциональной организации мозговых систем.
Выявление большого количества левосторонних предпочтений, ситуация неустоявшейся (к определенному возрасту) или смешанной латерализации, как правило, являются признаками, свидетельствующими о недостаточных компенсаторных возможностях ребенка.
Уровень базовых составляющих
В общем виде систему базовых составляющих психического развития можно разделить на три условно самостоятельные структуры: произвольную регуляцию психической активности, пространственно-временные представления (репрезентации), аффективную организацию.
В свою очередь, каждая из базовых составляющих психической деятельности представляет собой достаточно сложную многоуровневую систему, которая планомерно разворачивается (формируется и преобразовывается) в процессе развития ребенка синхронно и абсолютно взаимозависимо со структурами двух других составляющих.
Регуляцию психической активности, рассматриваемую как «модулирующую» все развитие ребенка следует поставить на первое место. Ее уровневую структуру можно представить в следующем виде:
1-й уровень. Регуляция двигательной активности.
2-й уровень. Регуляция психических процессов и функций.
3-й уровень. Рефлексивно-волевая регуляция.
4-й уровень. Регуляция межличностных отношений.
Не менее важным для развития познавательной деятельности (когнитивной сферы) ребенка является также овладение пространственными и пространственно–временными представлениям.
1-й уровень. Представления о пространстве собственного тела (телесность, схема тела).
2-й уровень. Представления о физическом пространстве (пространстве окружающих объектов по отношению к телу ребенка).
3-й уровень. Пространство речи и языка (лингвистические представления).
4-й уровень. Пространство межличностных отношений.
Оценка развития аффективно-эмоциональной сферы опирается на характеристики сформированности системы аффективной организации, третьей из базовых составляющих психического развития.
1) уровень аффективной пластичности (1-й уровень);
2) уровень аффективных стереотипов (2-й уровень);
3) уровень аффективной экспансии (3-й уровень);
4) уровень эмоционального контроля (4-й уровень).
Парциальная несформированность компонентов психической деятельности
наличие выраженной уровневой несформированности одного или нескольких компонентов (составляющих) процессов психической деятельности при достаточной сформированности всех остальных компонентов целостной психической деятельности. Добавим, что вышесказанное относится в первую очередь к познавательной деятельности.
В свою очередь, подгруппа «Парциальная несформированность компонентов психической де-
ятельности» может быть разделена на следующие типологические виды:
- парциальная несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности;
- парциальная несформированность преимущественно когнитивного компонента деятельности;
- парциальная несформированность смешанного типа.
Практическая часть
1.Задание:
1. Ознакомиться с таблицей (Приложение 2), характеризующей особенности недостаточной сформированности регуляторного компонента деятельности.
2. Группа учителей делится на подгруппы и отвечает на следующие вопросы:
1 группа:
- Где лучше расположить ребенка в классе и почему?
- Как организовать учебную деятельность? (определить зону его учебных возможностей)
2 группа:
Как построить беседу с родителями? Что необходимо выяснить?
Оказание диспетчерской деятельности.
3 группа:
Степень включения ребенка во внеклассную деятельность?
В каждом последующем задании состав групп меняется.
2. Задание:
1. Ознакомиться с таблицей (Приложение 3), характеризующей особенности недостаточной сформированности когнитивного компонента деятельности.
2. Группа учителей делится на подгруппы и отвечает на следующие вопросы:
1 группа:
- Где лучше расположить ребенка в классе и почему?
- Как организовать учебную деятельность? (определить зону его учебных возможностей)
2 группа:
Как построить беседу с родителями? Что необходимо выяснить?
Оказание диспетчерской деятельности.
3 группа:
Степень включения ребенка во внеклассную деятельность?
Задержанное развитие
Истинно задержанное развитие должно быть явлением временным и практически полностью самокомпенсироваться к 9-11 годам. От условнонормативного.
Таким образом, критерием выделения задержанного типа развития является равномерное и незначительное, достаточно гармоничное темповое отставание формирования всех психических функций.
В группе «задержанного» развития выделяются:
- Равномерно задержанное развитие (гармоничный инфантилизм);
- Неравномерно задержанное развитие (дисгармоничный инфантилизм).
3. Задание:
1. Ознакомиться с таблицей (Приложение 4), характеризующей особенности равномерно задержанного развития.
2. Группа учителей делится на подгруппы и отвечает на следующие вопросы:
1 группа:
- Где лучше расположить ребенка в классе и почему?
- Как организовать учебную деятельность? (определить зону его учебных возможностей)
2 группа:
Как построить беседу с родителями? Что необходимо выяснить?
Оказание диспетчерской деятельности.
3 группа:
Степень включения ребенка во внеклассную деятельность?
4. Задание:
1. Ознакомиться с таблицей (Приложение 5), характеризующей особенности неравномерно задержанного развития.
2. Группа учителей делится на подгруппы и отвечает на следующие вопросы:
1 группа:
- Где лучше расположить ребенка в классе и почему?
- Как организовать учебную деятельность? (определить зону его учебных возможностей)
2 группа:
Как построить беседу с родителями? Что необходимо выяснить?
Оказание диспетчерской деятельности.
3 группа:
Степень включения ребенка во внеклассную деятельность?
Подведение итогов:
Обсуждение степени актуальности рассмотренной темы в учебно-образовательном и воспитательном процессе.
Работа групп обобщается и составляются памятки для педагогов по работе с детьми, имеющими проблемы психо-физиологического развития (парциальная несформированность компонентов психической деятельности, задержанное развитие)
Используемая литература: «Психологические особенности проблемных детей» Н.Семаго, М.Семаго. Газета «Школьный психолог» №18-25, 2008г. Курс лекций.