«Зимний фестиваль знаний 2025»

Самореализация ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности

В статье акцентируется внимание на специфике проектной деятельности в творческой самореализации ребенка дошкольного возраста.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольное детство – период, в процессе которого происходит становление личности, закладываются его основные личностные качества, характер и психические особенности. Высокая природная активность детей обеспечивает их быстрое развитие. Самовыражение является способом, который помогает ребенку заявить о себе окружающим, реализовать себя в деятельности, определить свою активность. «Умение общаться

с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться

и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему

видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство»,

– писал детский психолог и педагог Л.А. Венгер.

Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высока. Каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Сегодня в своей воспитательской деятельности я отдаю предпочтение проектному методу обучения.

Почему?

– Отношения «взрослый – ребёнок» в ходе проекта я строю на соучастии

в деятельности – это общение на равных. В этой деятельности ребёнок сталкивается

с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их;

отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс,

согласовывая свою цель, установки с другими.

– Я веду детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития,

осуществляя личностно-ориентированное взаимодействие и индивидуально-дифференцированный подход.

– Я отмечаю, что в условиях проекта возможно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

– В ходе реализации проекта я создаю условия, в которых дети могут удовлетворить

свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявить поисковое поведение

в разных ситуациях, получают выход своим внутренним возможностям, развиваются их

творческие способности и познавательный интерес.

Таким образом, я создаю условия для самореализации детей.

С одной стороны проектная деятельность позволяет детям наиболее полно осуществлять актуальное исследование окружающего мира и активно применять в жизни,

полученные знания и умения, а с другой стороны в этом случае происходит интеграция

знаний детей из разных областей при решении одной волнующей, интересующей их

проблеме, раздвигает границы новых идей.

Так, однажды прослушав сказку «Снежная королева» Г.Х. Андерсена дети буквально засыпали меня вопросами: «Каким был человек, который написал эту красивую

сказку? Чем увлекался? А где находится страна Дания? А можем мы сами попробуем

показать эту сказку? Что нужно для этого сделать?». Так началась работа над проектом.

Основной целью проекта стало – самореализация личности ребёнка средствами театрально-познавательной деятельности.

В процессе реализации проекта решались следующие задачи:

– развить творческий потенциал ребенка средствами театральной деятельности, раскрыть индивидуальные способности детей, расширить эмоционально-образное восприятие окружающего мира;

– развить основные психические процессы – восприятие, память, внимание, наблюдательность, воображение;

– сформировать у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельность, свободу мышления, индивидуальность восприятия, коммуникабельность, смелость публичного самовыражения;

– обогатить словарный запас детей в лексическом поле проекта;

– создать сообщество детей и взрослых, способных творчески решать общие цели.

После того, как были определены цель и задачи проекта стало ясно, что без помощи

родителей и сотрудников детского сада здесь не обойтись. Началась совместная деятельность детей и взрослых, которая с самого начала увлекла всех участников проекта

в мир удивительных открытий. В группе появилась карта мира и найдена страна Дания

– родина Г.Х. Андерсена.

В центре «Страноведение» дети знакомились со страной, в которой родился великий

сказочник, с её культурой, обычаями, традициями, праздниками, народными играми.

Каково было удивление детей, что всеми любимый детский конструктор «Лего» был

изобретен именно в этой стране, и в переводе с датского означает «играть хорошо».

Многие семьи, после посещения с детьми библиотеки, принесли в группу журналы

и книги о жизни писателя, благодаря чему, все ребятишки узнали интересные факты из

его биографии.

В центре «Творческая мастерская» также началась работа. В этой работе дети и

взрослые проявили себя настоящими творцами. В конкурсе рисунков каждый старательно нарисовал полюбившегося героя из прочитанной сказки Андерсена. Дети со

взрослыми начали рисовать декорации, сделали атрибуты для спектаклей. В подобном

процессе в детях проявилось стремление сделать многое своими руками, а, познав результат, они испытали гордость за себя и других, ощутили себя, как частицы большого

общего дела, силу и целостность коллектива.

В центре «Театр» мы вместе с детьми прочитали сказку, просмотрели мультфильм,

обсудили характеры героев. А несколько семей вместе с детьми написали свои сценарии сказок, после обсуждения которых был составлен детьми и написан со взрослыми

сценарий новой сказки про снежную королеву.

Я рекомендовала родителям провести совместные с детьми импровизации, разыграть

мини-сценки, этюды на выражение основных эмоций, на выразительность жестов, воспроизведение отдельных черт характера. Обсудив с родителями и детьми, как должен

выглядеть каждый герой спектакля, мы разработали костюмы. Так у нас появилась костюмерная с большим выбором костюмов. На помощь пришли родители, которые умели шить и красиво рисовать. В свободное время в группе и дома дети с большим удовольствием сами пытались изображать различных героев, вникать в особенности их речевых характеристик, отрабатывали линию поведения каждого персонажа, его мимику

и особенности походки, опираясь на свое творческое воображение и жизненный опыт.

Меня радовало то, что постепенно «маленькие актеры» начинали самостоятельно находить выразительные средства, что всегда поощрялось.

Параллельно с этим вместе с детьми мы слушали и подбирали музыкальное сопровождение к спектаклю. Вместе с родителями мы записали классическую музыку, а так

же современные мелодии, фонограммы, звуковые эффекты. Я подбирала такой репертуар, в котором ребенок почувствовал себя уверенным, и раскрыл бы с помощью песни

и танца образ своего героя.

Важно, что в спектакле участвовала вся группа, у каждого ребёнка была роль. Работа

над спектаклем объединила детей, развила чувство партнерства, взаимовыручки, сняла

скованность, ускорила процесс овладения навыками публичных выступлений, помогла

преодолеть стеснительность, поверить в себя.

Характер участия ребенка в этом проекте постоянно менялся, и ребенок мог выступать: как заказчик (запрос на прочтение произведения); как руководитель (участие

в распределении ролей); как непосредственный участник (от зарождения идеи до непосредственной реализации этой идеи); как эксперт.

Главным результатом в проектной деятельности стало то, что все участники

проекта получили возможность самореализоваться. Этому способствовали: многообразие деятельностей и отношений; демократический стиль отношений; доминирующая форма общения взрослых и детей – диалог; учет детских интересов

и приобретений.

Реализация данного проекта способствовала приобретению опыта совместной творческой деятельности детей путём развития личностно-ориентированного общения

и партнёрского взаимодействия детей и взрослых. Так же расширению кругозора ребёнка, повышение его самооценки, развитию творческих способностей, умение использовать полученные знания в игре.

А. Маслоу, один из современных западных, психологов, написал: «Мы должны

учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это

будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются

в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать

и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет

найдено».

Вклад каждого ребенка в проект может и должен быть своим, уникальным, также

как и приобретения для каждого ребенка будут своими: кто-то научится высказывать

свои мечты и идеи, кто-то поймёт, что его мысли интересны другим, кто-то придумает,

как лучше закрасить поверхность или даст название свой поделке, сочинит и сыграет

роль, проведёт экскурсию в музее.

Таким образом, в проектной деятельности у детей развиваются творческие

способности, формируются коммуникативные, социальные компетентности. Система моей работы способствует повышению личностной самооценки, развитию

творческих способностей и формированию положительного мировосприятия

у детей.

Я вижу, всё, что мы делаем, детям интересно! Они уверенны в себе и радуются своим успехам, ведь высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах

наших детей!

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

2. Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками: музыка,

речь, движение». – Москва.: «УРСС», 2002.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее