«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Самообразование воспитателя "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

для воспитателей доу. перспективный план. конспекты.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 27 «Рябинка» г.Белебея

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан













Индивидуальный план работы по самообразованию

«Экологическое воспитание детей

младшего дошкольного возраста»

вторая младшая группа

4 «Сказка»











Составила воспитатель: Кадырова Гузель Илдаровна









г.Белебей, 2019-2020 г.г.

Личная карточка

ФИО педагога: Кадырова Гузель Илдаровна

Дата рождения: 25 декабря 1988г

Специальность по диплому: преподавание в начальных классах (г.Белебей, ГОУ СПО «БПК» 2009г.); учитель-логопед по специальности 050715 Логопедия («БГПУ им.М.Акмуллы» г.Уфа 2014г); профессиональная переподготовка по программе «Дошкольное образование» (Академия ВЭГУ 2016г)

Занимаемая должность: воспитатель МАДОУ д/с №27 «Рябинка»

Дата назначения на должность: __________________

Общий трудовой стаж: ______________

Педагогический стаж: ______________

Дата начала работы над темой: 2018 год

Предполагаемая дата окончания работы: 2021 год





























Перспективный план

Направление: познание и речевое развитие

Цель:

- формирование начал экологической культуры детей;

- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;

- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

- осознание ребенком себя как части природы;

- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

экологическое просвещение.

Предполагаемый результат:

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

воспитание защитников экологии;

- творческая активность воспитанников.









Работа с детьми по экологическому воспитанию

Сроки

Содержание работы

Использование д/и

Сентябрь

Составление перспективного плана работы. Подбор информации, материалов для детей. Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде


_

Октябрь

Подбор информации, материалов для детей. Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде


_

Ноябрь

Расширять знания детей о животных.

Учить использовать знания о животных.

Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.


1. Беседа с детьми:

«Дикие и домашние животные»

2. Д/и: «Угадай по описанию»

3. Занятие

«Пернатые друзья» 

Декабрь

Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию.

Познакомить детей с ядовитыми растениями.

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Расширять знания детей о деревьях.

Художественное творчество. Рисование. «Нарядная ёлка»


1. Д/и: «Угадай, что за растение»

2. Беседа «Ядовитые грибы и ягоды»

3. Опыт с детьми:

«Вода нужна всем»

4. Беседа о деревьях.

5. Д/и «Что где растет?»«С чьей ветки детки»

Январь

Формировать знания детей об уходе и развитии растений уголка природы.

Худ. тв-во. Рисование. «Мой любимый цветок».

Научить детей правильному поведению и ответственному отношению к природе. Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Развивать умение делать выводы.

Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение   и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе;    развивать речь, внимание, умение анализировать содержание  вопросов и загадок и    давать полный содержательный ответ на них.

Учить детей видеть красоту природы в худ. литературе

1. Наблюдение за комнатными растениями уголка природы. «Мой любимый цветок».

2. Беседа с детьми «Охрана природы человеком»

3. «Путешествие по станциям природы»

4. Чтение худ. литературы

Февраль

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой.

Расширять знания детей о жизни животных зимой.

Учить детей наблюдать за изменениями в природе

1. Беседа «Лесные жители»

2.  Д/и «Зимушка-зима»

3. Беседа и д/и «Как лесные звери проводят зиму».

4. Стихотворение «Зима

недаром злится,

Прошла её пора…»


Март

Дать детям представление о весеннем пробуждении природы.

Продолжать расширять знания детей о птицах, их повадках.

Воспитывать любовь к окружающей природе у детей.

Систематизировать знания детей о временах года

1. Беседа «Здравствуй, весна!»

2. Презентация «Птицы весной»

3.Чтение худ. литературы.

4. Д/и «Когда это бывает?»

Апрель

Продолжать расширять знания детей о домашних животных (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т. д.).

Воспитывать наблюдательность, любовь к природе.

Знакомить детей с первыми весенними цветами, их названием, строением.

Воспитывать любовь к окружающей природе у детей

1. Беседа «Домашние животные»

2. Виртуальная экскурсия в парк «Лес весной»

3. Д/и «Кто живёт в горах»

4. Работа с иллюстрациями «Первые цветы на участке»

Май

Расширять знания детей о птицах, о том, как они устраивают свои гнезда и заводят потомство.

Познакомить детей с Красной книгой». 

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Привлечь детей к высаживанию рассады, семян.

Воспитывать бережное отношение к природе

1. Беседа «Весенние заботы птиц»

2.  Просмотр видеоролика

«Как человек охраняет природу»

3.Создание плаката совместно с детьми «Сохраним планету вместе!»

5. Чтение худ. литературы


























Работа с родителями

Сроки

Содержание работы

Использованный материал

Сентябрь

Составление перспективного плана работы.

Подбор информации, материалов для  родителей.


_

Октябрь

Составление перспективного плана работы.

Подбор информации, материалов для  родителей.


_

Ноябрь

Познакомить родителей как правильно воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к животным

Консультация «Любит ли ребёнок животных»


Декабрь

Пополнить знания детей о русских писателях

Памятка «Природный мир в детской художественной литературе»

Январь

Закрепить знания родителей о природе

Викторина «Знатоки природы»

Февраль

Планирование семейного досуга. Научить наблюдать за сезонными изменениями в природе вместе с детьми

Папка-передвижка «Зимушка-зима» «Зимние забавы вместе с ребенком»

Март

Воспитывать любовь к окружающей природе у детей и родителей

Оформление папки

«Люби и охраняй окружающую природу»

Апрель

Совместная работа родителей и детей. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, использование в промышленности

Консультация для родителей «Природа и ребенок»


Май

Привлечь родителей к высаживанию рассады, семян

Озеленение участка детского сада











«ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА»

Программные задачи: Познакомить детей со свойствами и качествами льда (холодный, тает). Закрепить представления детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни. Стимулировать использование детьми в речи слов «пушистый»«мягкая»«длинные», короткий», «много»«один»«высокие»«низкие». Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, координацию движений. Совершенствовать умение понимать речь взрослого, отвечать на вопросы. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Материал к занятию: игрушки: заяц, лиса, медведь; цветные льдинки; крупные деревянные бусы разных цветов; шнур с жестким кончиком для нанизывания бус; две дорожки- широкая и узкая; елки различной высоты.

Ход занятия

Воспитатель: «Все садитесь рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки.

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в лес пошла,

Бусы дивные нашла.

Смотрите, какие они? (блестящие, цветные). Потрогайте, какие они? (холодные, мокрые). Из чего же наши бусы сделаны? (изо льда, они ледяные. Хоровые и индивидуальные ответы детей)

Кто же потерял такие красивые бусы? Хозяин их, наверное, очень огорчен тем, что их потерял. Ребята, а давайте попробуем найти хозяина бус? … Вы хотите мне в этом помочь? (да). Ну, хорошо, тогда пойдемте с лес, а бусы пока вот сюда положим, чтобы не потерять.

(Перед детьми две дорожки узкая и широкая).

Воспитатель:

«По узенькой дорожке шагают наши ножки.

Через ямку - прыг, еще ямка - скок»

«По широкой дороге шагают наши ноги.

Шли мы шли, в темный лес пришли»

(Слышится завывание вьюги).

Воспитатель:- «Сколько здесь деревьев? (много). А как эти деревья называются? (Елки). А они по размеру одинаковые или нет? (Нет. Есть высокие и низкие елки. Хоровые и индивидуальные ответы)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите,

У низкой елки под кусточком белый заинька сидит.

Хвостик у него дрожит.

У какой елочки сидит зайка? (хоровые и индивидуальные ответы детей). Как у зайчика дрожит хвостик? (артикуляционная гимнастика).

Давайте тихонечко зайчика позовем: - Зайка, иди к нам! (Дети хором тихо зовут зайчика). Не слышит зайчик. Давайте позовем его погромче: - Зайка, иди к нам! (Дети зовут зайчика погромче. Из- за низкой елки выходит игрушка-зайчик).

Вот он зайчик-длинные ушки, быстрые ножки, прыгает ловко, любит морковку. Где живет зайчик? (в лесу). Чем питается? (корой, травой). Какие у зайчика ушки? (длинные). А хвостик? (короткий, маленький. Хоровые и индивидуальные ответы детей). Потрогайте, какая у зайчика шубка? (мягкая, пушистая). А какого цвета? (Белая). Шубка у зайчика не простая- зимой, когда везде лежит снег- она белая, а летом- серая, чтобы от врагов прятаться. Зайчик, а мы с ребятами ищем того, кто бусы потерял. Не ты ли их потерял?

Зайчик: - Нет. Я сижу вот здесь мерзну и дрожу.

Воспитатель: - Ребята, давайте с зайчиком поиграем и погреемся?

Игра «Зайка беленький сидит».

Воспитатель: - Кто же зайку испугал?

(Из-за высокой елки выходит лиса).

Дети: - Лиса.

Воспитатель: - Да это лиса. Хвост пушистый - краса. Хитрая плутовка, рыжая головка. Какие ушки у лисы - длинные или короткие? (Короткие). А это что? (носик). Он помогает лисоньке находить еду. А кушает она мышей, грибы, а может и зайчика поймать. Вот она какая! Поэтому и убегает зайка от лисы на своих быстрых ножках. Лисонька, а ты бусы не теряла?

Лиса: - Нет. Зачем они мне, я и так красивая, один мой хвост чего стоит.

Воспитатель: - Да, это правда. Ну, что ж, пойдемте дальше.

(Игра-имитация «Мишка-лежебока»).

Мишка, Мишка-лежебока, спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал и на елку не попал,

И на санках не катался, и снежками не кидался.

Все бы Мишеньке храпеть.

Эх ты, Мишенька - медведь!

Раздается плач.

Воспитатель: - Ребята, мне кажется кто- то где-то плачет? (Плач усиливается. Дети находят медведя.)

Воспитатель: - Мишка, а что ты плачешь? Ты же зимой должен спать?

Медведь: - У Машеньки сегодня день рождения и я хотел ее поздравить- Бусы подарить, но потерял их.

(Воспитатель вместе с детьми успокаивает Мишку).

Воспитатель: - Ребята, это, наверное, те бусы, что я нашла. Вот эти, Мишка? А что это? Вода, ниточка. Что произошло с ними? (растаяли). Но не расстраивайся, Мишка, у нас есть деревянные бусинки, мы с ребятами сейчас тебе сделаем бусы. Поможем, ребята, Мишке? (Да).

Воспитатель ставит блюдо с бусинками и дети берут по одной деревянной бусинке, достает шнурок и вместе с детьми делает бусы, сопровождая работу беседой с детьми: какого цвета твоя бусинка? А твоя? И т. д.

Воспитатель: - Ну вот, бусы готовы. Возьми их, Мишка.

Медведь: - Ребята, большое вам спасибо, как вы мне помогли. Теперь я могу их подарить Машеньке.

Воспитатель: - Пожалуйста, Мишка. Ну что ж, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. До свиданья, Мишка!

Дети, имитируя сугробы, высоко поднимая ноги, идут по дорожкам назад в детский сад. На этом наше путешествие закончилось. Оно вам понравилось? …Кого мы встретили в лесу? Это дикие животные. Кому мы помогли? Молодцы! Вы очень умные, добрые и отзывчивые ребята. Я вами довольна. Большое спасибо.















«Наблюдение за ростом лука»

Задачи:

Закреплять и расширять знаний детей об овоще – луке. О внешнем виде и его характерных особенностях.

Продолжать учить детей отражать в речи результаты наблюдения, формировать умение отвечать на вопросы.

Развивать у детей мелкую моторику рук, с помощью игр с прищепками.

Воспитывать умение слушать воспитателя.

Материалы: лук в (волшебном сундучке); лук в банке с водой с проросшими перьями; картинки – зарисовки посадки и роста лука; вырезанный из картона силуэт лука, прищепки зеленого цвета (для каждого ребенка).

Ход занятия

Воспитатель приносит «волшебный сундучок», говорит, что в нем что-то спрятано, предлагает послушать загадку и отгадать, что лежит в сундучке.

Говорят, я без застёжек,

На мне множество одёжек,

Сняли первую одёжку –

И заплакали немножко,

Оголили все бока –

Потекла из глаз река.

(Лук)

Г. Тютюгина

Воспитатель: Правильно, это лук.

Катя достань его из сундучка, покажи нам. Дети, что это? (Ответы детей). Мы с вами выращивали лук на окошке. Вот посмотрите. Это луковица, которую мы посадили в банку с водой. Но она изменилась за это время! Выросли корешки – вот они в воде, - и выросли зеленые перья лука (Ставит на стол банку с луком).

В банку мы воды налили,

Лук пузатый посадили.

Он на банке – как на троне,

В новой зубчатой короне.

Только вот одна беда –

Очень мокнет борода.

Ю. Симбирская

Давайте еще раз вспомним, как мы вырастили зеленый лук. Какой сначала был лук? Найдите про это картинку. Куда мы поместили лук? (Ответы детей). Что налили в банку? (Ответы детей) Куда мы поставили банку? (Ответы детей). Лук пустил корешки. Найдите картинку, на которой это нарисовано. Что потом появилось у луковицы? (Ответы детей).

Кто хочет рассказать, как мы вырастили лук?

(Дети рассказывают, воспитатель помогает наводящими вопросами, подсказывает нужные слова).

Воспитатель. Посмотрите, у лука, который мы посадили в землю, тоже выросли зеленые стрелки. А где же корешки у этой луковицы? (Ответы детей). Корешки прячутся в земле, поэтому мы их не видим. Лук – овощ, его едят. Мы с вами вчера кушали в обед суп с зеленым луком. Какой лук на вкус? (Ответы детей).

Физ. Минутка

В огороде по - утру посмотри на грядку (Наклоны туловища вперед)

Лук зеленый на ветру делает зарядку (Наклоны рук над головой)

На зарядку встали в ряд репа и редиска (Ходьба на месте)

То листочки вверх глядят (Подтягивание вверх)

То пригнулись низко (Приседание)

Игра с прищепками «Подари листочки луку» показывает и объясняет, как раскрыть и прикрепить прищепку к вырезанному из силуэта луковицы. Дети выполняют действия, взрослый помогает и хвалит малышей.

















































«Наблюдение за ветками деревьев тополя и березы»

Форма. Рассматривание и сравнение почек на ветках деревьев тополя и березы на улице и в вазе в групповой комнате, наблюдение за изменениями, происходящих с почками на ветках тополя и березы в вазе в групповой комнате.

Цель. Развивать интерес к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веток тополя и березы, дать представления о том, что растения живые и могут расти и развиваться, если только для них созданы необходимые условия- свет, вода, тепло, уход. Развивать эстетическое чувство и положительное восприятие окружающего мира, чувства радости от красоты природы.

Средства и приемы: исследование температуры воды на улице, эксперимент с ветками деревьев. Чтение загадки. Предложить родителям понаблюдать в домашних условиях за появлением листьев из почек и зарисовать совместно с ребенком для конкурса рисунков.

Материал: Ветки тополя и березы, красивая ваза, художественная литература.

Действия:

На прогулке: -Воспитатель обращает внимание детей на ветви деревьев, предлагает их рассмотреть. (Задает детям загадку: «На ветках –плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки»). Правильно, почки.

-Исследование. Воспитатель предлагает детям потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.

Наблюдение продолжить в групповой комнате:

-Воспитатель (в отсутствии детей) срезает несколько веток тополя и березы. Вносит в группу и ставит в красивую вазу. Поясняет детям: «Я принесла ветки с улицы. Посмотрите внимательно (дети рассматривают). На каждой ветке только почки, как и на ветвях деревьев на улице. Я налью в вазу воды, посмотрим, что будет дальше.

-В течении нескольких дней проводится наблюдение за ветками. Вместе с детьми отметить переменыветки меняются, из почек появляются листочки.

-Обратить внимание детей на ветви деревьев на улице, отметить произошедшую разницу с ветками в вазе.

Рефлексия:

Предложить детям объяснить, почему в группе растение развивается, а на улице еще нет.

- Поощрять правильные ответы, стимулировать похвалой инициативу детей делать самостоятельные выводы.

-Правильно, в группе много тепла и света, вода в вазе согрелась, а в земле холодная. мы создали условия для роста и развития наших веточек (взаимосвязь живой и неживой природы) поэтому почки распустились и появились первые нежные клейкие зеленые листочки, которые создают особенную красоту в группе.

Рисование «Ветки с листочками» - совместная работа с семьей.

Закрепление материала:

Чтение рассказа С. Воронина «Береза».










Наблюдение за снегомРассматривание снежинок.

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Уточнить свойства снега при разных температурах. Рассмотреть снежинку.

Ход наблюдения:

Загадать детям загадку:

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело?

Правильно, ребята, снегом!

Мы белые снежинки,

Летим, летим, летим.

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим.

Покружимся над садом, В холодный день зимы,

И тихо сядем рядом

С такими же, как мы.

Обратить внимание детей на то какой снег – белый, пушистый, на улице холодно, поэтому лепить из него не получится. А когда тепло, из снега можно лепить, сооружать из него постройки. Снег скрипит, когда по нему ходят. Послушать скрип. Вспомнить о том, что случилось со снегом, когда его занесли в группу (он растаял). Талая вода грязная и ее пить нельзя. А что будет, если взять снег в руки?

У девчонки, у Маринки на ладошке две снежинки,

Всем хотела показать - глядь – снежинок не видать…

Почему снежинки растаяли? (потому что ладошка теплая)

Рассмотреть снежинку на рукаве. Какой формы? На что похожа?

Упражнение на дыхание«Сдуй снежинку»

Подвижная игра «Снежинки»

- Раз-два-три, повернись, и в снежинки превратись!

-Дует, дует ветер, дует, задувает,

Белые снежинки. В поле разметает. (Ходьба и бег в разных направлениях)

-Снежинки, снежинки по ветру летят.

Снежинки, снежинки на землю хотят. (Легкий бег в разных направлениях)

-А ветер все дует сильней и сильней,

Снежинки кружатся быстрей и быстрей. (Повороты вокруг себя)

-Вдруг ветер утих, стало тихо кругом,

Снежинки слетелись в большой снежный ком. (Присели около взрослого)

Индивидуальная работа: Нарисуем снежинки.

Цель: Закреплять умение рисовать прямые линии, пересекающиеся в середине.

Дидактическая игра «Ищем клад»

Цель: Найти заранее спрятанную льдинку на участке, ориентируясь на слова: холодно, теплее, горячо.

Трудовые поручения: Очистим дорожки от снега.

Цель: Продолжать учить выполнять простые поручения. Приучать к труду.

Учить правильно пользоваться лопатой. Доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная игровая деятельность:

Сюжетно –ролевая игра «Семья». Мама с дочкой вышли на прогулку.

Выносной материал: Лопаты, ведерки, совки для игры со снегом. Заранее замороженные цветные льдинки. Палочки для рисования на снегу.




ЛОШАДЬ С ЖЕРЕБЁНКОМ. ЗНАКОМСТВО С ИГРУШЕЧНОЙ ЛОШАДКОЙ

Цели: познакомить с лошадью и жеребенком; учить сравнивать лошадь с жеребенком, называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания, развивать внимание, речь, общую моторику, тактильные ощущения.

Материалы и оборудование: игрушечная лошадка, картинки с изображением лошади и жеребенка, кукла, кошка, собака

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель. Послушайте и отгадайте, про кого я говорю: большое животное, на голове его грива, есть длинный хвост, на ногах копытца, скачет и стучит «цок-цок-цок»кричит«И-го-го!». Кто это? (Лошадка.)

2. Основная часть. Рассказывание по сюжетной картине.

Воспитатель (показывает сюжетную картину «Лошадь с жеребенком»). Жила-была лошадь со своим жеребенкомЛошадь была большая, а жеребенок маленький. Лошадь какая(Большая.) А жеребенок? (Маленький.) Лошадь и жеребенок жили в конюшне (показать конюшню на сюжетной картинке). Конюшню построил человек, он кормил лошадь и жеребенка сеном, травой, ухаживал за ними. Жеребенок любит играть: скачет, подпрыгивает, бьет копытцем о землю и весело кричит«И-го-го!». А лошадь ему отвечает«И-го-го!». (Звукоподражания жеребенка и лошади воспитатель произносит по-разному: высоким и низким голосом.) Как кричит жеребенок? Как отвечает ему лошадь(Дети произносят звукоподражания высоким и низким голосом.) У лошади на ногах копыта, и когда она идет, мы слышим стук ее копыт. (Воспитатель и дети цокают языком.)

3. Выполнение движений.

Потешка «Цок –цок».

«Цок, цок, цок, цок! Дети топают правой ногой

Я лошадка серый бок топают левой ногой

Я копытцем постучу поочередное постукивание пяточкой

Если хочешь прокачу Высокое поднимание ног.

Посмотри, как я красива, Руки на пояс, повороты туловища влево, вправо.

Хороши и хвост и грива! Наклоны головой вперед.

Цок, цок, цок, цок! Дети бегут с высоким

Я лошадка-серый бок. подниманием колен.

Дети подпевают и исполняют подражательные движения: скачут по кругу, изображая лошадок, затем идут шагом, кивают головой.

4. Рассматривание игрушки.

Воспитатель (показывает игрушечную лошадку и рассказывает). Это игрушечная лошадка. У нее большая голова, уши, добрые глаза, красивая длинная шея. Есть грива. Сзади длинный хвост. У лошадки сильные быстрые ноги, на ногах копыта. Когда лошадка бежит, то копыта цокают. Лошадка может катать детейЛошадь помогает человеку возить тяжести- ведь она большая и сильная, может тащить телегу.

Дети могут подойти к игрушке, потрогать ее. При этом воспитатель может задавать вопросы: «Покажи у лошадки гриву, хвост, ноги, копыта. Как кричит лошадка?» и т. д.

5. Подвижная игра «Катание на лошадке».

6. Дидактическая игра «Найди лошадку и жеребенка».

Воспитатель раскладывает на столе или выставляет на фланелеграфе картинки с изображением домашних животных и их детенышей, среди которых есть изображение лошади и жеребенка. Дети подходят к картинкам, рассматривают их.

Воспитатель. Покажите лошадку, жеребенка. Какая лошадка(Большая.)Какой жеребенок? (Маленький.) Как кричит маленький жеребенок? Как кричит большая лошадка(Дети произносят звукоподражания.) Как стучат их копытца? (Дети вместе с воспитателем цокают языком.)

7. Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка»

8. Рефлексия.










































Наблюдения за одуванчиками

Цель: Формировать знания детей об одуванчиках. Познакомить со строением цветка и его особенностями. Воспитывать эстетические чувства детей. Прививать любовь к природе и бережно к ней относится.

Ход наблюдения

Воспитатель: В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся, улыбнулся;

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише, ветер луговой!»

Что это за цветок?

Дети: одуванчик

Воспитатель: Правильно, это одуванчик. Давайте рассмотрим этот красивый цветочек. Какой цветочек?

Дети: Красивый с жёлтой шапочкой.

Воспитатель: У каждого цветка есть стебелёк и листья. Посмотрите, вот стебель, а вот листочек. Какого цвета стебель и листья?

Дети: Стебель и листья зелёные.

Воспитатель: В какое время года цветет одуванчик?

Дети: Весной.

Воспитатель: Молодцы. Однажды, в тёплый солнечный день, среди сочно-зелёных листьев раскрываются яркие золотисто-жёлтые корзиночки одуванчиков. Словно дети солнца спустились на землю и покрыли её сияющим ярким ковром. А также цветы - это нектар для насекомых. Вы думаете, что одуванчик просто цветок красивый. А нет. Это лекарственное растение, а ещё из него делают салат, варят варенье. Вот какой необычный цветок – одуванчик.

Если вы сорвёте его, он сразу погибнет. И насекомым нечем будет питаться, а нам с вами нечем будет любоваться. Какое мы знаем стихотворение про одуванчик?

Дети все вместе: Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы,

На лугу растут цветы (дети сидят на корточках)

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

Воспитатель: Скажите, какой же одуванчик?

Дети: Жёлтый, круглый, белый, пушистый.

Воспитатель: Вот какой необычный цветок! И этот цветочек мы с вами нарисуем в группе на рисовании.












































Наблюдение «Знакомство с мать-и-мачехой»

Цель. Закрепить знания об одуванчике. Пробуждать чувство восхищения красотой растений.

Ход наблюдения

Вспомните: какие желтые цветочки мы видели с вами на полянке? Как они называются? Давайте скажем вместе - одуванчики. Какого цвета одуванчики? (Желтые, как солнышко.) Какой у одуванчика стебелек? (Длинный, гладкий, высокий.)

А я нашла на нашем участке еще какой-то цветочек. Давайте пойдем и рассмотрим его. Какого он цвета? (Желтый.) Как он называется? Скажем вместе - мать-и-мачеха. На какой цветок она похожа? (На одуванчик.)

Потрогайте его осторожно ладошкой. Что вы чувствуете? Присядьте на корточки и скажите: какой стебелек у цветочка? (Весь в чешуйках.)

Давайте полюбуемся красотой, скажем им ласковые слова.

Давайте возьмем на прогулку наших кукол и покажем им, какие красивые цветы выросли на нашем участке. Скажите куклам, как называются эти цветы, (Это одуванчики.) Полюбуйтесь их красотой. Вот какие красивые одуванчики выросли у нас!

А как называются эти цветы? Скажите вместе со своими дочками: мать – и - мачеха. Эти цветы одни из первых просыпаются ото сна. Они радуют нас своей красотой. Вот как у нас красиво!


































Наблюдение «Одуванчиков много - они разные и красивые»

Цель. Показать превращение желтых цветов одуванчиков е пушистые шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и одуванчиков.

Ход наблюдения

Сейчас мы с вами отправимся на желтую полянку. А почему полянка

желтая? Что там растет? (Желтые одуванчики)

Что случилось? Почему так мало желтых одуванчиков? (Предположения детей)

Что это такое? (Показывает на пушистый шарик)

Да это же наш одуванчик, только он повзрослел и стал белым и пушистым шариком.

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

подрастет – нарядится в беленькое платьице

легкое, воздушное, ветерку послушное.

(Е. Серова)

Сейчас я подую на этот пушистый шарик. Смотрите: что произойдет? (Пушинки разлетелись.)

Правильно, все пушинки от ветра полетели в разные стороны. Это семена-детки у одуванчика; они расселяются по полянке.

Найдите одуванчик с белой головой и подуйте на него.

Предлагаю поиграть с одуванчиком в догонялки. Один ребенок дует, а другой догоняет парашютики.





























Литература

1. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с. : ил.

2. Воспитание Любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. – Волгоград:Учитель, 2008. – 157 с.

3. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.

4. Прогулки в природу: Учеб. -метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – 112 с. :ил.

5. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание. / Л. Аветисян. - 1986. - №1.- С. 10-12.

6. Психология. /Выготский Л. С. - М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

7. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. Экологическая педагогика и психология. / Дерябо С. Д., Ясвин В. А. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.

8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. - СПб. : Акцидент, 1999. - 224 с.

9. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1978. - 223 с.

10. Арчегова И. Б. Экологическое мировоззрение – основа развития// Проблема экологии. – 2003. - №2.-114 с.

11. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно – методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2009.-288 с.

12. Майор Ф. Воспитание – сверхзадача человечества// Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. М., 1990

13. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Младшая группа. /сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей».-96 с.

14. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий/ авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. - Волгоград: Учитель,2008.-271 с.











































Дикие и домашние животные.

Форма проведения: Путешествие.

Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Задачи:

1. Образовательная.

• Закреплять знания детей о диких и домашних животных.

• Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.

• Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.

2. Развивающая.

• Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.

3. Воспитывающая.

• Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Ход занятия:

I. Вводная часть (беседа)

Дети садятся полукругом.

- Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие.

- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

- Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шарике. И все что мы сегодня с вами увидим во время путешествия, сфотографируем. Затем вернемся в детский сад и проявим наши фотографии.

II. Основная часть (путешествие)

Беру воздушный шар с длинной лентой.

- Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие, держитесь крепко, чтобы не упасть.

Звучит музыка «Шарики воздушные»

- Вот и наша первая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей.)

- Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат в дверь и спрашивают:

- Здравствуйте, кто здесь живет?

Читаю детям загадку:

-То мурлычет, то играет,

То куда-то удирает,

Убегает далеко.

А когда придет обратно,

То мяукает и с блюдца

Пьет сырое молоко.

- Вы отгадали загадку? Кто же это?

- Кошка.

- Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?

- Домашнее.

- Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)

- Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей.)

- А теперь назовите животное и его детеныша.

Ответы детей:

- У собаки – щенок.

- У кошки – котенок.

- У курицы – цыпленок.

- У коровы – теленок и др.

- Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.

На столе разложены картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят, как эти животные кричат. (напомнить о бережном отношении к животным)

Курица – ко-ко-ко (громким голосом).

Цыпленок – пи-пи-пи (тихим, нежным голосом).

Корова – му-у-у (громким, грубым голосом).

Теленок – му-у-у (тихим, мягким голосом).

Лошадь – иго-го (грубым, громким голосом).

Жеребенок – иго-го (мягким, тихим голосом) и т. д.

- Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.

Под музыку путешествие продолжается.

Возле леса песня заканчивается.

- Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? (В лес.)

- А какие животные живут в лесу? (Ответы детей.)

- Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

- Посмотрите на картинки. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь.

Дети рассматривают животных, которые изображены на картинках.

- А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.

(Картинки с животными разложены на столе. Дети соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)

- Назовите животное и его детеныша.

Ответы детей:

- У зайца – зайчонок.

- У волка – волчонок.

- У белки – бельчонок и др.

- Наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться обратно.

Дети берут воздушный шар за веревочку, и передвигаются по группе.

Звучит музыка.

III. Заключительная часть (беседа, игра)

- Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки.

- Молодцы, помогли животным разобраться.

- Вам понравилась наше путешествие? (Да.)

- Где мы с вами были? (В лесу и у домика.)

- О каких животных мы с вами вспомнили? (О диких и домашних.)

- Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами порисовать. Дети раскрашивают изображения животных, проявляют фотографии.

Технические средства обучения: магнитофон с записью музыки.

Дидактические материалы:

1. Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей.

2. Карточки с условным обозначением леса и дома.

3. Макет домика.

4. Макеты деревьев.

5. Цветные карандаши, раскраски.

«Птицы – наши пернатые друзья»

Форма занятия: путешествие

Цель.

Формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников.

Задачи.

1. Познакомить детей с птицами, зимующими в данной местности; какую помощь оказывают люди зимующим соседям; расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц; («Познавательное развитие»)

2. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе при общении с птицамивоспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям; развивать социальный и эмоциональный интеллект («Социально-коммуникативное развитие») ;

3. Приобщать детей к словесному искусству; развивать умения поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; закреплять умение согласовывать слова в предложении, задавать вопросы; ввести в активный словарь детей слова: зимующие, гнезда, кормушки, снегирь, воробей, сорока, ворона, сова, синица и т. д. («Речевое развитие») .

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал «Птицы», звуковая фонограмма«Голоса птиц», концерт Вивальди «Зима», шкатулка с птичками, ЭОР – фотография зимнего леса, деревья, имитирующие лес.

Ход образовательной деятельности

На экране появляется фотография зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта Вивальди «Зима».

Воспитатель: Вот лес густой,

Качает нам всем головой.

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

- Сегодня мы отправимся в зимний лес на прогулку. А в лесу живут, угадайте, кто? (звучит аудиозапись голосов птиц)

Детиптицы.

Воспитатель: Да, сегодня мы будем говорить о птицахнаших соседей по планете. Но не обо всех птицах, а о птицах, которые остаются с нами зимовать. Их называют зимующими.

- Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети перечисляют птиц.

- Почему их называют зимующими?

Дети: Потому что они не улетают от нас осенью, а остаются с нами зимовать.

- Почему птицы летят зимой ближе к человеку?

Дети: Потому что зимой в лесу становится мало еды для птиц.

- Как мы помогаем зимующим птицам?

Дети: Делаем кормушки для птиц.

Воспитатель: А теперь мы с вами отправляемся в лес (В группе стоят несколько деревьев, пол присыпан кусочками ваты - имитация зимнего леса, под одним из деревьев лежит шкатулка)

ВоспитательПтицы несут нам радость, они наши верные помощники и друзья, защитники наших лесов. Много птиц вы разных знаете и загадки быстро отгадаете.

- Посмотрите какой для вас сюрприз нам приготовил лес. Вот шкатулочка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка.

Воспитатель загадывает 5 описательных загадок про птиц. После каждой отгаданной загадки, воспитатель вытаскивает фигурку птицы из шкатулки и прикрепляет ее к веточке дерева.

- Какие вы молодцы! Все загадки отгадали правильно.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли у птиц свои дома?

Дети: Да.

- А как называются дома птиц?

Дети: Гнезда.

- Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнезд для птиц. Но каждая птичка должна найти свое гнездышко. По моему сигналу вы должны полететь в свое гнездо.

- Раз, два, три,

Птичка в гнездышко лети.

Детям предлагаются изображения гнезд пяти птиц. Каждый ребенок занимает свое гнездо. Игра повторяется два раза.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к тем птичкам, которых вы отгадали. Назовите еще раз, кого вы здесь видите в нашем зимнем лесу.

Дети: Снегирь, воробей, сорока, ворона, сова, синица.

- Сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Назови, кого не стало». Когда вы отвернетесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.

Проводится игра «Кого не стало?».

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться. Скажите, ребята, вам понравилось гулять в лесу?

Дети: Да.

- А что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

- А с кем мы познакомились в зимнем лесу?

Дети: С птицами.

- С какими?

Дети: С зимующими.

- Да, ребята, сколько на свете удивительных птиц! Важно помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь, ведь они наши соседи на планетенаши пернатые друзья.
























«Ядовитые грибы и растения»

Цель: знакомство детей с возможными опасностями, подстерегающими их в лесу.

Задачи:

- выяснить с детьми, какие опасности могут подстерегать людей в лесу;

- учить детей самостоятельно классифицировать «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды;

- вспомнить с детьми правила поведения на природе, уточнить и расширить знания детей о растениях и грибах ;

- способствовать развитию связной диалогической речи посредством беседы;

- воспитывать у детей внимательное и осторожное обращение с растениями и грибами, которые им плохо известны.

Ход беседы

Организационный момент. Игровая мотивация.

Ребята, сегодня к нам пришли лесные мастера - гномики. Они очень волнуются и просят нас помочь им.

- В лесу стало очень много разных ягод и грибов, одни из них съедобные, а другие — опасные и ядовитые. Мы совсем запутались и боимся гулять по лесу.

- А вы, ребята, знаете, какие грибы и ягоды съедобные, а какие нет? (Конечно, знаем). Ваши знания сейчас нам очень пригодятся! Давайте поможем гномам.

На мультимедийном экране появляется презентация с изображениями съедобных и ядовитых грибов и ягод

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора - … (Боровик — белый гриб).

- Я в красной шапочке расту,

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я. (Подосиновик).

- Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это … (Сыроежки).

- А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор).

Что вы знаете о мухоморе, дети? (Мухомор - это несъедобный гриб, но он лечит некоторых животных в лесу).

Мухомор — очень красивый гриб, но опасный для человека. Он имеет красную шляпку с белыми горошками на белой ножке. Посмотрите на него внимательно, запомните его хорошенько и никогда не срывайте. Это несъедобный гриб.

- Скромный, тоненький и бледный.

Только гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый,

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту бледную. (Поганку).

Бледная поганка — ядовитый гриб. Не все грибы могут дружить с нами. Если съесть их, можно отравиться или даже умереть. Вот как они опасны. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый. А ещё один из главных признаков — чехольчик на нижней части ножки.

- На усах расту я тонких,

На болотах самых топких.

И за кислым витамином

Толпы лезут по трясинам

И красна, и кисла –

На болоте росла. (Клюква).

- Засверкали под ногами

Бусины ядреные,

Хочешь рви с кустов горстями,

Хочешь ешь моченые. (Брусника).

- Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила. (Черника).

- Ягоды бешеные

На кусту развешенные,

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет.

Такая красная,

Но очень опасная. (Волчья ягода — волчье лыко).

Волчье лыко — это красивое, но опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд, если он попадёт на кожу, то вызовет очень сильное раздражение. Если съесть ягоды, можно отравиться.

- Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи — ягода,

Да сильный яд во мне.

Из травы под тенью кроны

Смотрит чёрный глаз вороны.

(Вороний глаз).

Вороний глаз — ядовитое растение. Это четыре широких листа, а между ними чёрная круглая ягода. Ни в коем случае не ешьте её. Она несъедобна.

У неё кусты

Высоки, густы,

Ствол и ветки - трубкой,

Очень хрупкой.

Ягоды красны,

Да не вкусны.

(Бузина)

Бузина красная и черная. Все части растения ядовиты, и, если вы просто потрогали бузину, лучше вымыть руки. Интересно, что ягоды черной полностью безопасны в созревшем виде, из них делают напитки и пироги.

Вот какие разные есть грибы и ягоды. Какие ядовитые ягоды и грибы вы запомнили? Мы никогда не будем их срывать, но и топтать тоже не будем. Они нужны лесу и некоторым животным.

А сейчас немного отдохнём.

Физминутка «Прогулка».

Вдоль дороги ели, ели. (Повороты с вытянутыми руками вправо — влево).

В глине клином колея.

По дороге еле-еле (Шагаем на месте).

Ковыляем брат и я.

Отдохнул немного я бы, (Приседаем).

Братец тоже сесть готов.

У меня корзина ягод, (Широко разводим руки в стороны).

У него ведро грибов.

Я в корзину гордо гляну, (Кружимся на месте).

Брат грибам ужасно рад.

Мы нашли одну поляну (Наклоны - «собираем грибы»).

И собрали всё подряд.

Мама плакала, смеялась (Качаем головой).

И сказала нам: «Друзья!

Вы – герои. Вот ведь жалость, (Грозим пальцем).

Только это есть нельзя!»

- Гномы, как вам наш рассказ о грибах и ягодах?

- Спасибо, мы всё запомнили. Теперь будем ещё внимательнее гулять по лесу.

- А вы, дети, как думаете, все задания были для вас просты, или в чём - то вы затруднялись? (Рассуждения детей).

- Молодцы, ребята, вы настоящие юные знатоки природы. За ваши знания и помощь гномам каждый из вас получит вот такую медаль.

Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,

Все загадки разгадать, научитесь наблюдать.



























Опыты с детьми «Вода нужна всем»

Цель:  формирование представлений детей о свойствах воды, вовлечение в опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи

1. Образовательные:

- познакомить детей со свойствами воды: жидкость, прозрачная, без цвета и запаха, имеет вес, является растворителем;

- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

2. Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, любознательность;

 - развивать коммуникативные способности, умение рассуждать, сравнивать и делать выводы;

- активизировать и обогатить словарный запас по теме.

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное и экономное отношение к воде;

- создать доброжелательную атмосферу в группе.

Материалы и оборудование: клеенки на каждого ребенка, одноразовые стаканчики: по одному с водой и по одному стаканчику с молоком, салфетки, губки, кисточки на каждого ребенка, гуашь, одноразовые ложечки на каждого ребенка, сахарный песок, дольки лимона, кипяченная вода, раскраски «Раскрась водой».

Ход занятия:

Вводная часть:

(воспитатель с детьми входят в группу)

1. Приветствие «Собрались все дети в круг…»

В.: Ребята, вы обратили внимание, что мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Давайте всех дружно поприветствуем! (дети становятся в круг)

В.: Собрались все дети в круг

     Я – твой друг, и ты – мой друг!

     Дружно за руки возьмемся

     И друг другу улыбнемся!

(включается аудиозапись «Шум дождя»)

2. Беседа «Что такое дождь?»

В.: Ой, ребята, а что это за шум? Вы слышите? (Ответы детей). Верно, это шум дождя. А какое сейчас время года?(Ответы детей). Сейчас осень и дождь является явлением природы, которое мы можем наблюдать осенью. Интересно, как вы считаете, что представляет собой дождь? (Ответы детей). Верно, дождь – это вода.

3. Чтение стихотворения «Вы слышали о воде?»

В.: Вы слышали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить -

Без воды нам не прожить!

4. Беседа «Кому и для чего нужна вода?»

В.: Ребята, а кому нужна вода? (Ответы детей) Она нужна растениям? (Ответы детей) А для чего? (Ответы детей) А нужна ли вода животным? (Ответы детей) А человеку? (Ответы детей) А для чего она нам нужна?(Ответы детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и для утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи.

Основная часть:

1. Загадка

В.: У меня для вас загадка, отгадайте – ка, ребятки!

Она и в море, и в реке,

Она и в кране, в ручейке,

И в пруду, и в роднике.

Может дождиком скакать,

С неба землю поливать?  (Ответы детей)

Верно, это капелька! И она тоже у нас сегодня в гостях, да не одна, а со своими подружками.

2. Поисковая деятельность «Где спрятались капельки?»

В.: Интересно, где же они спрятались?! Давайте с вами их поищем? (дети с воспитателем перемещаются по группе в поисках капельки)

В.: Здорово! Вы очень наблюдательны! Капельки у нас с вами поместилась на тучке в нашем центре «Мир природы». Им стало скучно на облачке, и они решили прийти к нам в гости, рассказать о себе и  поиграть с нами. Прежде чем познакомиться с нашими капельками, давайте познакомимся с правилами работы с водой.

3.Правила при работе с водой

В.: Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

Губка под рукой всегда!

Прежде чем приступить к изучению наших капелек воды, давайте немного разомнемся.

4. Физминутка «Капля раз, капля два…»

В.: Капля раз, капля два, (показываем поочерёдно ладошки)

Капля медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)

А потом, потом, потом-

Всё бегом, бегом, бегом! (бег на месте)

Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)

От дождя себя укроем!

(после физминутки дети рассаживаются за столы)

5. Опыт №1. «Вода имеет вес»

В.: Итак, перед вами два стаканчика - один пустой, другой с водой! Поднимите по очереди стаканчики и скажите, что тяжелее? Вода или пустой стаканчик? (Ответы детей) Верно, вода тяжелее. Значит, мы какой можем сделать вывод? (дети высказывают свои мысли, формулируют вывод)

Вывод:  вода имеет вес.

6. Опыт №2. «Вода -  жидкость»

В.: Ребята, теперь возьмите стаканчик с водой и попробуйте аккуратно перелить воду в пустой стаканчик. Почему вода льется? (Ответы детей). Вода жидкая, поэтому она льется. Значит, мы можем сделать следующий вывод, какой? (Ответы детей)

Вывод: вода – это жидкость.

7. Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»

В.: А сейчас, давайте попробуем на вкус нашу водичку. Что скажите, вода имеет вкус? (Ответы детей). Вода вкуса не имеет. И мы делаем следующий вывод, что вода …(Ответы детей)

Вывод: вода безвкусная.

8. Опыт №4 «Вод не имеет запаха»

В.: А сейчас я вам предлагаю понюхать водичку. Чем она пахнет? (Ответы детей)

Вода не пахнет, она не имеет запаха.

Вывод: вода не имеет запаха.

9. Опыт №5 «Вода прозрачная, бесцветная»

В.: Ребята, у вас на столе у каждого есть ложечки и еще по стаканчику с молоком. Опустите сначала ложечку в стаканчик с водой, а потом в стаканчик с молоком. В каком случае, ложечку было видно, а в каком не видно?(Ответы детей). Все верно, ложечку видно в воде, но не видно в молоке. Следовательно, какой мы делаем вывод?(Рассуждения детей)

Вывод: Вода – прозрачная, бесцветная.

10. Пальчиковая игра «Дождик»

В.: Что - то я, смотрю, наши капельки заскучали. Нужно их развеселить. Давайте немного поиграем, а потом снова продолжим. Вы согласны? (Ответы детей)

Дождик песенку поёт:                      (дети свободно встряхивают кистями)

Кап, кап…

Только кто её поймёт —                  (недоумённо разводят руками в стороны)

Кап, кап?                                           

Не поймем ни я, ни ты,                    (показывают на себя, на соседа)

Да зато поймут цветы,                      (изображают пальцами, как распускаются цветы)

И весенняя листва,                            (удерживают руки перед собой)

И зеленая трава.                                (сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят

                                                             траву)

Лучше всех поймет зерно:               (показывают, как держат в руках зерно)

Прорастать начнет оно!                   (совершают змеевидные движения)

11. Опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах»

В.: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить. Присаживайтесь и мы продолжим изучать с вами свойства воды. Мы с вами определили, что вода не имеет вкуса и запаха, но давайте попробуем придать воде вкус и запах. Согласны поэкспериментировать? (Ответы детей). У нас есть сахарный песок и дольки лимона, предлагаю вам взять по дольке лимона, выжить лимонный сок в стаканчик с водой и добавить ложечку сахарного песка(воспитатель с дольками лимона и сахарным песком подходит к каждому ребенку). Аккуратно выжимаем сок лимона, ручки вытираем салфетками. Затем добавляем сахарный песок, и все тщательно перемешиваем. Обратите внимание, после размешивания, кристалликов сахара почти не осталось. Почему? (Ответы детей). Сахар растворился.  А теперь понюхайте и попробуйте, пожалуйста, что у вас получилось? (Ответы детей)

Вывод: вода – растворитель, ей можно придать и вкус, и запах.

12. Опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет»

В.: В одном из опытов, мы с вами определили, что вода бесцветная. Скажите, а мы можем изменить цвет воды?(Предположения детей) Верно, мы можем ее окрасить в разные цвета. Для этого у нас есть кисточки и краски. Выберите себе, пожалуйста, цвет краски, назовите, какой цвет выбрали? (Ответы детей). Теперь аккуратно обмакните кисть в баночку с краской, а затем промойте кисть в стаканчике с водой. На этот раз пробовать не нужно, это не безопасно! Что у вас получилось? (Ответы детей).

Вывод: вода – растворитель, ее можно окрасить в любой цвет.

3. Заключительная часть (рефлексивный этап):

1. Обсуждение

В.: Ребята, вам понравилось экспериментировать? (Ответы детей) Какие опыты с водой вам понравились больше всех? (Ответы детей) Может, какие – то опыты вам показались сложными? И у вас что – то не получилось?(Ответы детей) Давайте подведем общий итог, что мы с вами узнали о воде? С какими ее свойствами познакомились? (Ответы детей, затем воспитатель еще раз обобщает все свойства воды).

2. Сюрпризный момент

В.: Ребята, мне очень с вами понравилось экспериментировать, вы все старались и внимательно слушали. Но мы забыли про наши капельки, им тоже очень понравилось с вами играть и экспериментировать,  они не хотят от нас убегать, а останутся  с нами, и будут жить на нашем облачке. А еще у них для вас сюрприз! Они дарят вам волшебные раскраски «Раскрась водой», можете попробовать прямо сейчас, только нужно заменить воду в стаканчиках, и промыть кисточки.

3. Самостоятельная деятельность детей.



































Беседа о деревьях

Цель: Закрепить название деревьев, уточнить характерные признаки деревьев, закрепить название частей. Учить сравнивать деревья друг с другом.

Программное содержание. Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о деревьях. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.

Обучающие задачи:

- учить детей создавать в рисовании образ дерева, располагать изображение по всему листу бумаги, продолжать учить рисовать красками.

-учить выделять определенное дерево среди других объектов окружающей среды.

Развивающие:

- формировать представление об особенностях деревьев, их отличительных качествах.

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.

-развивать речь детей, обогащать активный словарь.

Воспитательные:

-формировать нравственные качества.

- воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей.

Материалы и оборудование: Резиновый заяц, предметные картинки деревьев.

Демонстрационный материал: лист березы сухой и зеленый, карточки с изображением дерева и его отличительными свойствами.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: послушайте, я загадаю Вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

    Его зимой и летом мы видели одетым.

    А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

    Но зимние метели его в меха одели.

    Скажите, что это?

                                            (Дерево)

- Ой, ребята, посмотрите, кого я нашла? (Под осиной сидит резиновый заяц). Посмотрите, какой-то он грустный. Что случилось? (подносит игрушку к уху, делая вид, что зайка что-то шепчет)

- Оказывается, Зайка гулял по нашему садику и ему очень понравились деревья, которые растут у нас. Но вот беда, он забыл, как они называются. А ему очень хочется узнать, что же это за дерево. Давайте поможем зайке и расскажем, какие же деревья он увидел?

Основная часть.

Заяц подводит детей к березе, растущей на участке. Вспоминаем его основные части. Их функции. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, нужно поднять голову.

Воспитатель: Ребята, зайка спрашивает, что это за красивое дерево?

Дети: это береза.

Воспитатель: Молодцы. А расскажите зайке, как узнать березку среди других деревьев? (Белый ствол).  Правильно, у березы ствол тонкий, стройный, прямой, белый с черными полосками. Как вы думаете, зачем они нужны дереву? (дыхание). Листья округлой формы, на березе весной есть сережки (демонстрация наглядного материала). А посмотрите, какие тонкие веточки у березки. Ветер любит прилетать к березке и играть с её веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише - тише- тише...

Деревцо всё выше-выше!

Подбор слов- действий: деревья качаются, стоят, шумят, растут.

Подбор слов - признаков:

Воспитатель: Ребята, скажите, лист березы какой?

Дети: березовый

Воспитатель: Слышите. а березка наша плачет... Каждый год у нее куда-то исчезают листочки, а куда - она не знает.

Дети: опадают.

Воспитатель. Правильно! А как называется явление в природе, когда падают листья? (листопад). Молодцы. Березка говорит вам "спасибо" и оставляет в подарок Вам с зайкой свои листочки и просит нарисовать её портрет. Нарисуем?

Дети: да.

Рисование путем примакивания листа березы к бумаге.

Воспитатель: А мы с Вами отправляемся дальше. (подходим к ели). я вам загадаю загадку, а вы найдете отгадку на нее:

    Её всегда в лесу найдешь

     Пойдешь гулять и встретишь.

     Стоит, колючая, как ёж,

     Зимою в платье летнем.

                                    (Ель).

   Обращаем внимание на характерные особенности (вместо листьев- иголки, всегда зеленые, ветви внизу длинные, вверху - короткие). Объяснить: чем выше ель, тем она старше.

Воспитатель: Детки, очень приятно находится около ели. Она красивая, её аромат полезен (нюхаем иголки). А что растет на ели? (шишки).

     Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, чтобы они получили не только зрительное, но и тактильное представление.

Заключительная часть.

    Воспитатель: Зайка говорит Вам "Спасибо", что помогли вспомнить ему название деревьев. Давайте еще раз напомним ему, какие же деревья мы сегодня видели?

Дети: Береза и ель.

Воспитатель: А расскажите зайке, как нужно относиться к деревьям? можно ли обижать их: рвать листья, лазить по ним?

Дети: нет.

Воспитатель: посмотрите, а зайка не знал этого, и сорвал себе лист березки. Давайте возьмем его с собой, и посмотрим, останется ли он таким же красивым к вечеру?

     Берем лист березы в группу. Заменяем его на сухой лист, и вечером на прогулке предлагаем сравнить сухой лист и лист, растущий на дереве.

Воспитатель: А зайке, пора уже к маме, он говорит Вам "До свидания".



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее