Русский язык Различие родственных слов и форм слова. «Что такое корень слова?».

Различение родственных слов и форм слова. "Что такое корень слова? Сказка о корнях. Что вырастает из корня слова? Как они называются? Озвучивается тема урока уч-ся. Работа по данной теме. Образуют от записанных на доске слов однокоренные,работа по карточкам в группах, работа с загадкой, работа по учебнику. Вывод. Итог. Рефлексия

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Русский язык, 2 класс В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: Различие родственных слов и форм слова. «Что такое корень слова?».

Цель урокасформировать понятие о корне слова, родственных словах, умение определять корень, составлять однокоренные слова, развивать память, внимание, логическое мышление.

Задачи  урока:           

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах,
распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный
запас детей.

Развивающие:      развивать      наблюдательность,       память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.

 Воспитательные:  воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в сло­вах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; делать выводы, сравнивать.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник русского языка, карточки, презентация, сказка, загадка.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Запишите число, Классная работа.

  3. Актуализация знаний

А) Минутка чистописание.

1. Работа над буквой.

- Из каких элементов состоит буква «Ш»?

- В написании каких еще букв есть такие же элементы, как у буквы Ш? ( И, Ц, Щ)

- Напишите половину строки заглавную букву Ш и половину строчную букву ш)

А) Орфографическая минутка

б) Работа над пословицей (на доске)

1.-Прочитайте предложение : «Поменьше говори- побольше услышишь».

2.-К какому жанру УНП относится это предложение? ( пословица)

3.- Как вы можете объяснить ее смысл?

4. Спишите пословицу в тетрадь

Б) Выделение звука [ ш ], его анализ .

1.-Какой звук в пословице повторяется несколько раз? [ ш ],

2.-Что вы можете сказать об этом звуке? Охарактеризуйте (звук [ ш ]-согласный, парный глухой, всегда твердый)

3- Какой буквой обозначают звук [ ш ] на письме?(букв ш, подчеркните букву ш)

  1. Самоопределение к деятельности

- Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок.


Сценка «Сказка о корнях» 
- Здравствуй, я – корень, а ты кто? 
- А я тоже корень. 
- Я в земле живу, а ты где живёшь? 
- А я живу в словах. 
- Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? 
- Не хвастайся, от меня и от других корней тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка… слайд № 2

V. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности урока.


1.Что вырастает из корня слова?

- Новые слова.

- Как они называются? - Однокоренными.


1.- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

(Об однокоренных словах, о корне слова, их общей части)

2.Какая тема нашего урока?

- Правильно, ребята. На уроке мы будем продолжать работать над темой « Что такое корень слова. Однокоренные слова».

3. Чему мы будем учиться на уроке? (мы обобщим знания о корне и однокоренных словах. Закрепим умение находить корень в однокоренных словах.


VI . Работа по теме урока:

1.(На доске запись)

Пожар - ….ный Рыбак - ….лка

Зонт - ….тик Учить - ….тель

- Образуйте однокоренные слова от данных слов.

- Выделите в словах корень.

- Что такое корень? ( Самая главная часть в слове)

  1. Чтение правила на( с.61)

VII. Физминутка

3. Упражнение №89 (63)

-Прочитайте и ответьте на вопросы

- Чем похожи эти слова?

-Какая буква пропущена в каждом из слов?

-Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах корень.

ПРОВЕРКА СО СВЕТОФОРЧИКАМИ

VIII. Закрепление изученного материала

1. Работа в группах.

Карточки со словами. Подобрать однокоренные слова.

1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.

2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.

3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.

4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.

5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.  

(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)

- Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова.

-Давайте вспомним, что называется однокоренными словами? (Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными)

2.Разгадать загадку:

Что же это за песочек, 

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает.

Ответ: Сахар


-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом - сахар.

- Запишите слово, подчеркните безуд гласную.

- Разделите слово сахар на слоги.( са/хар)


3.Упражнение № 90 (с.63) ( У доски)

Найдите однокоренные слова и запишите их группами, обозначьте в них корень

IX. Итог. Рефлексия.


-Назовите тему сегодняшнего урока. ( Что такое Корень, однокоренные слова.)


- Найдите правильное определение корня.











Карлсон думает, что корень - это главная часть предложения.

Буратино думает, что корень – это общая часть всех слов.

Золушка думает, что корень – это общая часть родственных слов.

Кто из них прав? (Золушка)

Молодцы! Справились с заданием. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ




XI. Домашнее задание: № 91, правило –с.61



















1 карточка –  лес

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 карточка –вода

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3 карточка- гриб

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4 карточка –лимон

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5 карточка –вишня

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее