«Зимний фестиваль знаний 2025»

Русские поэты 19 века о природе, родине и о себе

Русские поэты 19 века о природе, родине и о себе.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Дата Урок № Класс

Тема урока:  Русские поэты 19 века о природе, родине и о себе.

Цели урока: - Создать условия для формирования представления об особенностях лирического стихотворения.  Развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта; Развивать коммуникативные компетенции учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинствах  стихотворения); Воспитывать чувство любви к родной природе. 

 Оборудование: 


Ход урока:
1. Организационный момент.  

2.Пробуждение интереса к теме. Звучит музыка.  Просмотр слайдов картин русских художников 19 века о природе (Шишкин, Куинджи, Ф.Васильев, Левитан, Поленов и др.)

Вопросы учителя:

- Какие чувства вы испытали при просмотре картин и прослушивании музыки Чайковского?

Что запечатлели на своих полотнах художники?

А можно определить время года, не зная название картин?

С помощью чего изображают художники природу?

А с помощью чего это можно сделать в литературе?

Ребята, мы начинаем знакомство с лирикой. Кто знает, что же это такое? (ЛИ́РИКА-

Вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.) запись в тетради

 Лирика – это особый чувственный мир. В ней нет особых событий, интересного сюжета, но она способна увлечь за собой силой чувства. Она может заставить нас грустить и смеяться, печалиться и радоваться, плакать и веселиться.

В мире литературы лирика заметно выделяется среди других родов литературы, т.е. имеет свои отличительные признаки. И сегодня мы попробуем разобраться в них

- Подумайте и скажите, как вы отличаете поэзию от прозы, т.е. стихотворение от рассказа? (можно пропеть, читается «складно»).

Ритм – это сердце лирики. Вы возбуждены, радостны – сердце бьётся чаще, грустны, задумчивы – медленнее. Поэтому важно слышать ритм, музыку стихотворения. Итак, одна из особенностей лирики – это ритм. (запись в тетрадь).

А ещё у стихотворения есть рифма. Давайте вспомним, что это такое? (выслушать ребят). Рифма – это одинаковое звучание последних звуков в словах в конце строки. 

рифма – это созвучие на концах стихотворных строк. Это вторая особенность стихотворения. (запись в тетрадь)

 Стихотворение ничего не изображает, а выражает мысли и чувства автора. Их увидеть нельзя. Здесь надо уметь слушать слово. Услышишь слово – поймёшь душу автора. Лирика не изображает, а выражает чувства –это ещё одна отличительная особенность лирики. (запись в тетрадь).

Художественный мир лирического произведения – это мир эмоциональных переживаний автора.

К лирике писатели обращаются, когда стремятся передать восхищение красотой природы, чувства любви и дружбы, философские размышления по различным поводам и различные настроения. Поэтому лирика обычно подразделяется на пейзажную (описание природы), интимную (любовная лирика, обращение к друзьям и близким поэта), медитативную (размышления поэта). (Запись в тетрадь)

Сегодня мы поговорим о пейзажной лирике! Тема нашего урока- Русские поэты 19 века о природе, родине и о себе.

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения.

В лирических произведениях она одушевлена, наделена переживаниями, свойствами и чертами живого существа. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далёкую древность. Человек воспринимал могучие силы стихий как нечто живое, способное чувствовать и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней.

Представление о единстве человека и природы, отличающее славянский фольклор, переходит в русскую классическую поэзию XVIII-XX вв.

Физкультминутка.

А сейчас я предлагаю окунуться в мир поэзии. И пусть за окном холодно и морозно, на нашей страничке уже по-весеннему тепло. Открываем учебники, давайте выразительно прочитаем первое стихотворение!

Беседа по содержаниям стихотворений.

Работа со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» 

Выразительное чтение.

- Какую картину вы представили, слушая стихотворение?

Лирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Её всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы – величайшее художественное достижение Федора Тютчева.  В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.


Работа со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенние воды».

Выразительное чтение.

Специфическим предметом поэзии является изображение действия. Стихотворение Тютчева достигает сильного художественного эффекта именно потому, что оно исполнено внутреннего динамизма. Стихи его, как правило, представляют собой не картины, а сцены.

- Назовите глаголы, передающие состояние пробуждающейся природы. Какая картина возникает в вашем воображении? (Стихотворение воспринимается подвижным, всё в нём движется и живёт, в каждой детали чувствуется приближение весны).

- Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чём их художественно-выразительная роль? Изменяется ли значение повторяющихся слов в контексте стихотворения? (Вся композиция строится на повторах. В стихотворении слово в стиховом контексте, повторяясь, всякий раз возникает в новой роли, отчасти с новым смыслом. Повторяясь и обновляясь, слова в стихотворении («весна», «идёт», «гласят») передают не только движение в природе, но и сильное движение поэтического чувства).

- Объясните значения слов «гласить», «гласитель».

- Описывая пробуждение талых вод, Тютчев употребляет слово торжественного стиля «гласят». Как вы думаете, почему? (В слове передано ощущение значимости происходящего. Вместе с весенним обновлением природы происходит обновление в душе человека, появляется надежда на счастье).

- Какова художественная идея стихотворения? (Стихотворение наполнено поэтическим чувством радости, возникающим от сознания бесконечности жизни).


Работа со стихотворением Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»

Выразительное чтение.

В стихотворении «как весел грохот летних бурь…» Тютчев описывает момент начинающейся грозы, которая идет с неба и все в ее власти, даже величественные дубравы ропщут перед ее приходом. автор наслаждается природой перед началом грозной бури, которая уже нахлынула тучей и «смутит небесную лазурь». Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление желтого листа, дает понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – ранняя осень. Очень ярко отражают происходящее приближение осенней бури, звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист.



Работа со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

 Выразительное чтение стихотворения

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года)

 Какое время года изображено в стихотворении Ф.И.Тютчева?

Почему поэт величает эту пору «дивной»? (Природа, готовясь ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительным. Особую радость доставляет погода – мягкая, поражающая волшебным спокойствием. 

- Назовите словосочетания, воссоздающие художественные образы, объясните их значение. Какое настроение создаёт система художественных образов стихотворения?

«Хрустальный день» - это удивительная неосязаемая драгоценность. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе кажутся более нежными и чистыми. Однако эта пора недолговечна и хрупка, как хрусталь. Холодные ветра скоро смоют лучезарные краски.

«Паутины тонкий волос». Волосок легко рвётся. Пройдёт дивная пора, и холодный дождь смоет ниточки паутины с «праздной борозды».

«Простор везде». Окружающая природа навевает мысли о долгожданной свободе. Поле опустело, земля подарила людям щедрый урожай и теперь отдыхает.

- Объясните лексическое значение слов «лазурь», «лучезарный». (Мягкие лучи солнца освещают всё вокруг, подчёркивая и выявляя выразительность отдельных деталей. Хочется сполна насладиться его светом и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы. В палитре природы множество оттенков и полутонов. Вечер сияет разными красками).

- Какова художественная идея стихотворения? (Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Стихотворение создаёт яркое и отчётливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром).


Работа со стихотворением «Весна» Алексея Плещеева

 


Основная тема – весеннее обновление природы и чувства, которые оно пробуждает в каждом человеке. Автор бесконечно рад тому, что миновала злая и холодная зима. Природа оживает под лучами весеннего солнца. Вместе с природой от забот очищается душа, в ней просыпаются новые надежды и мечты. Важным моментом стихотворения является упоминание о людях, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Автор не забывает о простых крестьянах. Он считает, что их тяжелое положение также скрашивается наступлением весны. 

Основная мысль произведения – неизбежное наступление счастья. Плещеев показывает, что приход весны способен оживить не только природу, но и душу человека, которая забудет все свои печали и горести.


Работа со стихотворением Ивана Саввича Никитина «Утро»

Выразительное чтение стихотворения

Стихотворение «Утро», написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того — он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. Рисуя пейзаж, автор старается быть максимально реалистичным. Чтобы добиться тесной связи с окружающей действительностью, Никитин создавал стихотворения в простонародном духе. Никитину удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра — птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди — рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества — нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.


Работа со стихотворением И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)

Выразительное чтение стихотворения

Иван Саввич Никитин является одним из лучших мастеров поэтического описания русского пейзажа. Отличительная черта его описаний – это простота и правдивость.

 стихотворение можно разделить на три часть. Первая – это описание деревенского зимнего пейзажа. Пейзаж этот очень красив: сияет месяц, сверкает белый снег, храм облит лучами лунного света. Кажется, что и дальше повествование пойдет в том же позитивном ключе, но чем ближе к земле становится взгляд, чем подробнее становится картинка, тем больше мы замечаем невеселых подробностей. Все село занесено снегом, оно кажется автору пустым и одиноким, оно погружено в абсолютную тишину, потому что почти все спят после тяжелого рабочего дня.

Во второй части стихотворения Никитин от общего плана переходит к частному. Вместе с лирическим героем мы заглядываем в окно избушки, где мучается бессонницей из-за тяжелых дум больная старушка. Она размышляет о судьбе сирот, оставшихся на ее попечении. Что будет с ними, если она умрет? Найдут ли они свое место в жизни, не свернут ли на кривую дорожку? Тяжело ей, больно, плохо.

В заключительной части произведения Иван Саввич Никитин снова возвращается к описанию природы. Будто вторя беспокойству старушки, тишина над селом ненадолго развеивается: промчался по полю лихой песенник и пропал в дали. Ничто не может  надолго нарушить спокойствие зимней ночи, все звуки поглощает бескрайнее снежное одеяло. Крохотной кажется избушка с ее жильцами, если смотреть на мир с высоты, на которой сияет под лунным светом крест божьего храма.

Но в том-то и прелесть творчества И.С. Никитина. Умея живописно нарисовать масштабный зимний пейзаж, поэт не забывает о деталях и беспокоится о судьбах людей, которым приходится день за днем выживать в этом пейзаже, вознося молитвы богу, но надеясь по большей части исключительно на себя.


Работа со стихотворением А. Н. Майкова «Ласточки»

Основная идея стихотворения – грусть по безвозвратно прошедшему лету. Герой стихотворения с тоской смотрит на увядание собственного сада. Его раздражают все признаки надвигающейся осени. В памяти еще свежи воспоминания о счастливых летних днях. Главным образом, к которому обращается автор, являются ласточки – символ жизнерадостности и счастья. При взгляде на опустевшее гнездо поэт вспоминает, как радовался и переживал счастливые минуты вместе с беззаботными птицами. Ласточки вырастили птенцов и с наступлением осени улетели в далекие края. Автор очень остро чувствует свое одиночество. Ощущая свою связь с природой, он желает слиться с ней. Страстное желание поэта – иметь крылья, чтобы вместе с ласточками улететь подальше от тоскливой осени.

 Главная мысль стихотворения заключается в осознании лирическим героем скоротечности счастливых мгновений. Лето вместе с ласточками быстро пролетело и исчезло. Наступает пора грусти и печали, обостренных одиночеством и невозможностью улететь вслед за свободными птицами.


Работа со стихотворением И. З. Сурикова «Зима» (отрывок)

Стихотворение Ивана Сурикова «Зима» – яркий пример удивительного поэтического таланта. Оно относится к жанру пейзажной лирики и отражает удивительную способность обездоленного жизнью человека красиво и тепло восхищаться родной природой.

Мы видим в этих строках настоящего поэта, светлого и жизнерадостного. Речь его плавна и мелодична, наполнена искренней добротой и любованием увиденной картиной. Автор нежно сравнивает снежный покров с теплым одеянием, укрывшим «пеленой» поле и «чудной» шапкой – «темный лес», который заснул успокоившись.

Все наполнено глубоким человеческим смыслом, зима полноправно заняла позиции, и с этим нужно смириться. Именно поэтому основная мысль излагается кратко: «вот пришли морозцы — и зима настала». Так было испокон веков, в этом суть жизни и перемен.

Поэт любовно описывает все старания крестьянина, подготовившегося к зиме. Человек, близкий к природе, знает и понимает ее, он принимает с радостью новый день, потому что умеет ценить каждый проблеск счастья. А счастье – это гармония с природой.

Тонкая поэтическая натура крестьянского человека воспринимает окружающий мир особенно чутко, это чувствуется в каждой строчке. Деревенский человек неспешен, мудр и трудолюбив. Понимая суровый нрав зимы, он не сетует на нее, а готовится жить с ней в мире и любви.

Подведение итогов урока.

- Какие чувства вызывает у человека общение с природой? (Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу, любви к людям; вызывает состояние радости, внутренней просветлённости, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведёт к глубокому осознанию бесконечности жизни).


IV. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть одно из стихотворений русских поэтов о родной природе,


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее