«Зимний фестиваль знаний 2025»

Русские народные праздники и традиции» в старшей группе

Цель: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Актуальность: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО










Проект «Русские народные праздники и традиции»

в старшей группе









Подготовила воспитатель:

Гюнеш Е.С.










Проект «Русские народные праздники и традиции»


Цель: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.


Актуальность: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Участники проекта:

Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель

Задачи:

Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;

• Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;

• Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;

• Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

• Познакомить детей с народными традициями и праздниками, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;

• Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;

• Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;

• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Предполагаемый результат: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа.

1. Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4. Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

5. Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.

6. Положительная динамика взаимодействия с родителями.

7. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

8. Пополниться предметно-пространственная среда в группе.

Сроки реализации: с 01.02.2024 по 19.04.24

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:

1) Сбор информации, иллюстраций.

2) Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом.

3)Беседы на тему «Русские традиции»

5)Чтение русских народный сказок, потешек, поговорок.

6) Создание мини-музея совместно с родителями.

2.Основной этап:

Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

Разучивание русских народных частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен.

Внедрение проекта в образовательную деятельность

3.Заключительный:

1)Педагогический мониторинг (выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества).

2) Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа (обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа.

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения народных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, «Народная культура и традиции» Н. В. Косаревой, «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А.Будариной и О. А. Маркеевой, я проектирую свою деятельность.

Буклет «Масленица к нам пришла гостьей желанною»

Буклет «Русские народные подвижные игры»

Буклет «Семейные традиции»

Беседы:

«Что такое Традиции?» Формировать представления о традиции, развивать речь.

Показ иллюстраций на тему «Русские традиции» (Костюмы, игрушки, фольклорные инструменты и дт.) Расширять представления о русской культуре. Расширять словарный запас.

«Культура и традиции русского народа»

закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре; уточнить знания о таком понятии как «традиция», вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.

«Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов.

«Масленица»

Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры. Объяснить значение пословиц. Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова. Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.

«Жилище и быт русского крестьянина»

Рассказать детям об устройстве русской избы. Познакомить детей с особенностями строения старинных деревянных построек, с их украшениями.

Дидактические игры:

«Дорожка к масленице», «Одень куклу в национальный костюм», «Подбери предметы по картинке», «Разрезные картинки», «Собери матрешку» и др.

Физическое развитие.

Подвижные игры: «Лошадки», «Жмурки», «Гори, гори ясно», «Мороз - Красный нос», «Ручеёк» идр.

Социально – коммуникативное развитие.

Сюжетно – ролевые игры. «Ярмарка», «Путешествие в прошлое».

Художественно – эстетическое развитие.

Аппликация «Берёза – символ России». Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе и своей стране.

Рисование «Блины» - Цель: закрепление представления детей о традициях празднования в России Масленицы.

Рисование «Кукла в русском сарафане» - Цель: Закрепление и обогащение полученных знаний о русском народном костюме.

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре.

Рисование «Изба» - Цель: познакомить детей с русской избой; развивать творческие способности детей при рисовании деревянной избы простым карандашом и закрашивании цветными.

Народно - прикладное творчество «Красивый платок». Цель занятия: создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народа. Учить детей делать аппликацию из ниток. Обогатить аппликативную технику. Воспитать интерес к изобразительному искусству.

3.Заключительный этап.

Работа с родителями:

1) Создание мини - музея «Русские народные праздники и традиции»

2) Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству.

Показ презентации на тему «Русские традиции», «Русская изба»


Используемые интернет ресурсы

https://www.maam.ru

kinderinfo.ru

https://ped-kopilka.ru

https://azbyka.ru

https://skazkibasni.com

https://www.maam.ru

https://infourok.ru/

https://nsportal.ru

poslovic.ru





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее