МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО
Проект «Русские народные праздники и традиции»
в старшей группе
Подготовила воспитатель:
Гюнеш Е.С.
Проект «Русские народные праздники и традиции»
Цель: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Актуальность: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
Тип проекта: творческий, познавательный.
Участники проекта:
Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель
Задачи:
• Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
• Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
• Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
• Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
• Познакомить детей с народными традициями и праздниками, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
• Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
• Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Предполагаемый результат: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа.
1. Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4. Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.
5. Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.
6. Положительная динамика взаимодействия с родителями.
7. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
8. Пополниться предметно-пространственная среда в группе.
Сроки реализации: с 01.02.2024 по 19.04.24
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
1) Сбор информации, иллюстраций.
2) Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом.
3)Беседы на тему «Русские традиции»
5)Чтение русских народный сказок, потешек, поговорок.
6) Создание мини-музея совместно с родителями.
2.Основной этап:
Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
Разучивание русских народных частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен.
Внедрение проекта в образовательную деятельность
3.Заключительный:
1)Педагогический мониторинг (выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества).
2) Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа (обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения народных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, «Народная культура и традиции» Н. В. Косаревой, «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А.Будариной и О. А. Маркеевой, я проектирую свою деятельность.
Буклет «Масленица к нам пришла гостьей желанною»
Буклет «Русские народные подвижные игры»
Буклет «Семейные традиции»
Беседы:
«Что такое Традиции?» Формировать представления о традиции, развивать речь.
Показ иллюстраций на тему «Русские традиции» (Костюмы, игрушки, фольклорные инструменты и дт.) Расширять представления о русской культуре. Расширять словарный запас.
«Культура и традиции русского народа»
закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре; уточнить знания о таком понятии как «традиция», вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.
«Молодец в кафтане, девушка в сарафане»
История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов.
«Масленица»
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры. Объяснить значение пословиц. Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова. Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.
«Жилище и быт русского крестьянина»
Рассказать детям об устройстве русской избы. Познакомить детей с особенностями строения старинных деревянных построек, с их украшениями.
Дидактические игры:
«Дорожка к масленице», «Одень куклу в национальный костюм», «Подбери предметы по картинке», «Разрезные картинки», «Собери матрешку» и др.
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Лошадки», «Жмурки», «Гори, гори ясно», «Мороз - Красный нос», «Ручеёк» идр.
Социально – коммуникативное развитие.
Сюжетно – ролевые игры. «Ярмарка», «Путешествие в прошлое».
Художественно – эстетическое развитие.
Аппликация «Берёза – символ России». Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе и своей стране.
Рисование «Блины» - Цель: закрепление представления детей о традициях празднования в России Масленицы.
Рисование «Кукла в русском сарафане» - Цель: Закрепление и обогащение полученных знаний о русском народном костюме.
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре.
Рисование «Изба» - Цель: познакомить детей с русской избой; развивать творческие способности детей при рисовании деревянной избы простым карандашом и закрашивании цветными.
Народно - прикладное творчество «Красивый платок». Цель занятия: создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народа. Учить детей делать аппликацию из ниток. Обогатить аппликативную технику. Воспитать интерес к изобразительному искусству.
3.Заключительный этап.
Работа с родителями:
1) Создание мини - музея «Русские народные праздники и традиции»
2) Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству.
Показ презентации на тему «Русские традиции», «Русская изба»
Используемые интернет ресурсы
https://www.maam.ru
kinderinfo.ru
https://ped-kopilka.ru
https://azbyka.ru
https://skazkibasni.com
https://www.maam.ru
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru
poslovic.ru