«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Роскошь человеческого общения»

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Оно возникает при наличии интереса людей друг к другу и их потребности в совместной деятельности. В процессе общения происходит обмен информацией, вырабатывается единый план действий, реализуется желание быть понятым и принятым собеседником. Общение включает три составляющие:

• обмен информацией между людьми;

• организацию взаимодействия между собеседниками;

• восприятие друг друга партнёрами по общению и установление взаимопонимания.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Оно возникает при наличии интереса людей друг к другу и их потребности в совместной деятельности. В процессе общения происходит обмен информацией, вырабатывается единый план действий, реализуется желание быть понятым и принятым собеседником. Общение включает три составляющие:

• обмен информацией между людьми;

• организацию взаимодействия между собеседниками;

• восприятие друг друга партнёрами по общению и установление взаимопонимания.

Передача информации в процессе общения предполагает высокий уровень развития речи.

Значительным дополнением речевого взаимодействия становятся внеречевые средства общения:

• жесты, мимика, позы;

• контакт глазами, расстояние между собеседниками;

• тембр голоса, тональность, эмоциональные проявления (включение в речь пауз и других средств, таких как улыбка, покашливание, смех, плач);

• прикосновение, пожатие руки, объятия, поцелуи.

Организуя общение с детьми, родители не должны ограничиваться только речевыми средствами. Чем младше ребёнок, тем больше его потребность в невербальном общении со взрослым. Захочет ли ребёнок общаться с вами и насколько успешным будет это общение, зависит от того, с каким выражением лица вы обращаетесь к нему, как звучит ваш голос (ласково или строго), держите ли вы его за руку и гладите по головке, обнимаете за плечи или, отстранившись, ставите напротив себя и, глядя на него сверху вниз, строгим голосом внушаете, может быть, даже очень правильные истины.

Общение — не просто действие, но именно взаимодействие: когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Для общения взрослого с дошкольником характерно доминирование позиции взрослого. Степень активности ребёнка зависит от возраста и требует стимулирования и поддержки со стороны взрослого.

Легко ли научить ребёнка общаться? И какова должна быть роль родителей в этом процессе?

Наблюдая за ребёнком дошкольного возраста, можно заметить значительные трудности, которые он испытывает в общении. Прежде всего, далеко не каждый ребёнок проявляет свою потребность в общении со взрослым. Вернувшись из детского сада, дошкольник вместо общения с мамой или папой предпочитает смотреть телевизор или играть на компьютере. А ведь живое общение существенно обогащает жизнь детей, делает отношения между родителями и детьми более доверительными и помогает ребёнку войти в сложный мир человеческих взаимоотношений.

Как стимулировать потребность ребёнка в общении?

Надо сказать, что ребёнок не рождается с готовой потребностью в общении. В первые две-три недели жизни он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители должны постоянно обращаться к нему, разговаривать с ним, ловить его пока ещё блуждающий взгляд. В ответ малыш машет ручками, улыбается. В три- четыре месяца при виде знакомого лица ребёнок начинает гулить, стремясь привлечь к себе внимание. Так зарождается первая и основная потребность в общении, которая остаётся у ребёнка на всю жизнь.

Благодаря первым положительным эмоциональным , контактам ребёнка с близкими взрослыми закладывается основа развития его личности, его активное, деятельное отношение к окружающему. По исследованиям психолога М. И. Лисиной, если на первом году жизни ребёнок не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (по причине оторванности от матери, занятости матери на работе), то это сказывается на его будущей жизни. Чувство незащищённости, появившееся в период младенчества, сохраняется на всю жизнь. Такие дети становятся пассивными, скованными, неуверенными в себе или, наоборот, жестокими и агрессивными, постоянно «защищающимися» от мира. Компенсировать в более позднем возрасте их неудовлетворённую потребность во внимании и доброжелательности взрослых бывает очень трудно.

Начиная с шестимесячного возраста малыша привлекает не столько взрослый, сколько предметы, с ним связанные. Ребёнок может не обращать внимания на игрушки, которые находятся в комнате. Но как только мама возьмёт одну из игрушек и покажет, например, как прыгает зайчик, едет машина или стучит пластмассовый молоточек, — ребёнок тут же потянется за игрушкой, и она станет для него самой интересной. В этот период родители учат ребёнка играть с разными игрушками: показывают, как надо надевать колечки на пирамидку, укачивать куклу, строить из кубиков башню. Ребёнок стремится повторять действия с предметами.

К концу первого года жизни его можно попытаться научить действовать ложкой, вытирать рот салфеткой, пить из чашки, надевать на голову шапку. При этом родителям необходимо постоянно обращаться к ребёнку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поощрять его самостоятельные действия. Такая форма общения сохраняется до трёхлетнего возраста.

Содержание и средства общения с ребёнком должны постепенно усложняться. Если сначала у ребёнка преобладают действия, позы, жесты (на, сядь, дай), то к концу первого года появляются слова, затем фразы и предложения. К трём годам, к моменту поступления ребёнка в детский сад, родители должны постараться вызвать у малыша желание общаться и играть, используя не только невербальные, но и речевые средства общения.

Поступление в детский сад значительно расширяет круг общения ребёнка. С одной стороны, это благоприятное условие для его развития. Появление новых потенциальных собеседников — воспитателей (двух незнакомых взрослых, от которых зависит благополучие ребёнка) и множества сверстников, с которыми надо найти общий язык, — предъявляет новые требования к качеству речи ребёнка. Стремление быть понятым ставит его перед необходимостью говорить правильно: чётко проговаривать слова, использовать общепринятые формы обращения с просьбой, жалобой, вопросом. Ребёнок старается внимательно слушать, чтобы понять, о чём его спрашивают, что предлагают делать и т. д. Маленькие дети ещё не могут в полной мере управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Дошкольники эгоцентричны, поэтому важно научить их смотреть на ситуацию с позиции собеседника. Предлагая ребёнку взглянуть на себя со стороны, мы помогаем ему по-иному оценить свои мысли, чувства, поведение. Ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Чтобы помочь ребёнку справиться с новыми задачами, которые встают перед ним в дошкольном учреждении, и избежать стресса, родителям необходимо тесно взаимодействовать с воспитателями.

Чтобы помощь родителей была эффективной, они должны знать возрастные и индивидуальные особенности своего ребёнка. В этом вам помогут наши рекомендации.

Если вашему ребёнку от 3 до 5 лет

У трёхлетних детей появляется новая форма общения со взрослыми. Ребёнок становится инициативным партнёром общения: сам предлагает тему для разговора, начинает беседу со взрослым, может не только отвечать на вопросы, но и задавать их.

Наступает возраст «почемучек». Родители замечают это по многочисленным вопросам, которые начинает задавать ребёнок. Эти вопросы направлены на выяснение устройства игрушек, предметов быта, закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует всё: почему тикают часы, куда осенью пропадают бабочки, почему кошка не любит конфеты и т. д. Ответы на эти вопросы может дать только взрослый, и именно он становится главным источником новой интересной информации о предметах, явлениях и событиях окружающего мира. Чтобы этот возрастной период благоприятно сказался на развитии ребёнка, необходимо помочь малышу научиться правильно задавать вопросы, адекватно реагировать на ответы взрослого, уметь поддержать разговор. Для этого можно поиграть с ребёнком в игру «Я спрошу, а ты ответишь». Вы задаёте ребёнку простые вопросы, а его за- § дача — быстро на них отвечать. Например: «Как зовут нашу кошку? Какого цвета у кошки хвост? Зачем кошке уши?» Хорошо, если вы включите вопросы юмористического характера: «Кошка мяукает или лает? Что любит есть кошка: рыбу или шоколад?» Ваши весёлые вопросы будут способствовать появлению у малыша чувства юмора.

Чем старше становится ребёнок, тем сложнее по форме и предполагаемому ответу должен быть вопрос. С ребёнком 4—5 лет можно изменить характер игры. Теперь она будет называться «Ты спроси, а я отвечу». Отвечайте даже на неправильно сформулированный ребёнком вопрос, а затем подскажите, как следовало его задать.

Познавательный характер содержания разговоров с детьми младшего и среднего дошкольного возраста находит отражение и в темах общения. Интересными для детей четырёх лет будут разговоры, которые помогут им установить причинно-следственные связи событий, явлений природы: почему осенью улетают птицы, почему овощи созревают осенью; для чего животным хвосты, почему у комнатных растений осенью не опадают листья и т. п. В процессе разговора взрослому не следует спешить с ответом. Сначала надо предложить ребёнку самому подумать над вопросом, высказать предположения. Поэтому в разговоре с малышом надо поинтересоваться: «Что ты думаешь об этом? Как ты считаешь?» Дети проявляют интерес к процессам создания вещей, их назначению, материалам, из которых они сделаны. Поэтому можно поговорить с ребёнком на темы: «Что из чего сделано», «Для чего человеку бытовая техника», «Что тонет, а что — нет» и т.д.

Родители должны уважительно относиться к познавательным потребностям ребёнка. Пренебрежение и снисходительное отношение к вопросам и суждениям малыша недопустимы. От эмоционально-нравственного фона разговора взрослого с ребёнком зависит дальнейшее развитие его познавательного интереса, самооценка и коммуникативные умения. Дети этого возраста начинают устанавливать связи между явлениями природы, пытаются понять простейшие зависимости. В их речи появляются сложные предложения, отражающие эти зависимости.

Если вашему ребёнку от 5 до 7 лет

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется область познавательных интересов детей, поэтому разговаривать с ними можно на любые темы, к которым они проявляют интерес: о профессиях, о школе, о городе, о континентах и странах, о космосе и космонавтах, о планетах и Вселенной, о динозаврах и мамонтах, об автомобилях и другой технике, о знаменитых людях нашей страны (города), о подвигах и героях и т. д.

В этом возрасте ярко проявляются различия в интересах мальчиков и девочек. Девочка с радостью примет участие в обсуждении фасона и цвета нового вечернего платья мамы, предстоящих изменений в интерьере квартиры, составлении меню для семейного праздника. Мальчики с удовольствием обсудят с папой современные марки автомобилей, устройство приборов бытовой техники, примут участие в замене колеса, мытье машины. Родители должны демонстрировать значимость суждения ребёнка для решения семейных вопросов. Это будет способствовать социализации малыша, формированию его самооценки и уверенности в себе.

Особое значение для развития детей этого возраста имеет общение на темы социально-нравственного содержания. В старшем дошкольном возрасте интерес детей переключается с мира предметов и природы на мир людей. Ребёнок пытается заглянуть в мир взаимоотношений взрослых людей, постичь законы и правила социального взаимодействия с окружающими, понять личностные особенности взрослых. Поэтому с ним можно поговорить о доброте, о честности и лживости, смелости и трусости, о дружбе и хорошем друге, о том, в каких случаях трудно быть справедливым.

Нужно знакомить ребёнка с правилами этикета, показать важность соблюдения правил хорошего тона, вежливого, доброжелательного и заботливого отношения к старшим, обратить внимание на то, как следует себя вести в общественных местах (театре, магазине, музее и т. п.). Основой содержания таких разговоров могут быть литературные произведения, отражающие сущность нравственных категорий и отношений, — сказки, пословицы, поговорки, рассказы К. Ушинского, Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой, В. Голявкина, стихи А. Барто, Г. Остера и других детских писателей и поэтов. Чтение и беседы в уютной домашней обстановке позволят родителям ощутить духовную близость с ребёнком, найти с ним взаимопонимание и вызвать у него желание доверительного общения с родителями.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее