Тема: Правила счастливого человека
Цель: сформировать у учащихся представление о понятии “счастье”, воспитать ценностное отношение к счастью, бережному отношению к этому чувству; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; воспитывать чувство прекрасного.
Задачи:
помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие “счастье” применительно к самому себе,
выработать “правила счастливого человека”.
Форма проведения: интерактивная беседа.
Ход занятия
Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, на наших гостей, они принесли с собой сюда радугу хорошего настроения. Зеленый цвет – цвет оптимизма, жизни; зелень символизирует расцвет, пробуждение природы.
Синий – цвет неба, свободы, стремления ввысь.
Алый связан с мечтой, романтикой.
А желтый – это солнышко, тепло, которое согревает нас.
Нам сегодня очень понадобиться хорошее, светлое настроение, чтобы наша встреча прошла в тёплой, непринуждённой обстановке.
Чтобы создать позитивный настрой, давайте возьмемся за руки и частичкой своего тепла поделимся друг с другом. Давайте улыбнёмся и пусть наши улыбки говорят о том, что мы рады видеть друг друга. Спасибо!
Самоопределение к деятельности
- Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран и скажите, о чём эти картинки?
(Возможные ответы детей: счастливая семья, дружба, радость от творчества, победы…)
- А можно назвать всех этих людей счастливыми? В чём их счастье?
- Ребята, а вы считаете себя счастливыми людьми? А почему?
Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь? (О счастье.)
Друзья мои, бывает ли у вас такое состояние, когда “душа поёт”? А отчего она поёт? Потому что в этот момент вы ощущаете себя счастливыми. Значит, счастье – это песня души. И сегодня мы вместе с вами пройдём по нотам этой удивительной песни. Ведь когда мы счастливы, нам хочется петь.
Уровни счастья
Ребята, а вам хотелось бы стать абсолютно счастливыми людьми?
Это естественное желание каждого человека. В течении жизни понятие о счастье меняется. Давайте подумаем, какие ступени нужно пройти человеку, чтобы добраться до вершины счастья. Ученые-психологи определяют пять уровней счастья. Слайд 3.
Скажите, когда ребёнок появляется на свет, это счастье? (1-ая ступень – удовлетворённость самим фактом существования.)
А вам доставляет счастье подарок, о котором вы давно мечтали? (2-ая ступень – удовлетворённость материальными благами.)
Ребята, а вам доставляет радость встреча с друзьями, общение с родными, получаете ли вы удовольствие, помогая другим людям? (3-я ступень – удовлетворённость от общения с другими людьми.)
Вы взрослеете, чему-то учитесь, набираетесь жизненного опыта, что-то уже можете создавать, творить. Вы испытываете от этого счастье? (4-я ступень – удовлетворённость в момент творчества.)
В будущем вы станете самостоятельными людьми, сможете отвечать не только за себя, но и брать на себя ответственность за других людей, найдёте свою вторую половину. Какой след вы оставите на Земле после себя? (5-я ступень, высший уровень счастья – умение делать счастливыми других людей, приносить пользу обществу.)
Определите, на какой ступени лестницы счастья находитесь вы на данном этапе вашей жизни. (Рассуждения и ответы участников.)
Качества характера
Ребята, давайте подумаем, какие качества должен развивать в себе человек, чтобы достичь верхней ступеньки счастья? А какие черты характера мешают нам жить в мире и согласии с другими людьми, а значит, мешают нашему счастью? На экране вы видите изображение человека. Слайд 4.
Перед вами карточки с названиями качеств характера. Какие из них ему нужно взять с собой в дорогу на пути к счастью, чтобы достичь самой верхней его ступеньки? Необходимые для этого качества положите в его дорожный чемодан. А качества, мешающие стать счастливым, поместите в контейнер для мусора.
трусость | терпение | злоба | равнодушие | целеустремлённость |
смелость | честность | лживость | трудолюбие | жадность |
отзывчивость | доброта | завистливость | высокомерие | бескорыстие |
Итак, посмотрим, с каким багажом надо отправиться в путь по дороге счастья. А что может послужить препятствием на этом пути?
Послушайте сказку о счастье
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? - спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой.
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче. Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? — спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу много красивых и дорогих машин.
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье. Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста.
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше. Обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
- Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?
- Ничего мне не надо,- ответил человек.
Так и бежит Счастье за человеком, не отставая от него никогда.
У: Как вы думаете, в чем основная мысль этой сказки? Чему она учит нас? Д: Сказка учит нас тому, что нужно бескорыстно оказывать помощь другому. Тогда счастье пойдет за тобой по пятам
Д: Сказка учит нас тому, что нужно бескорыстно оказывать помощь другому. Тогда счастье пойдет за тобой по пятам.
«Закон улыбки»
А как, по-вашему, выглядит счастливый человек? (Предположительные ответы.)
Счастливый человек заметно отличается от окружающих – он у-лы-ба-ет-ся, он “светится”, у него душа поёт от счастья. Все, за что он берется, у него получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливыми.
А теперь отгадайте, о чем идет речь?
– Она ничего не стоит, но многое дает.– Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда.
(Улыбка.)
У психологов всего мира есть свой кодекс: "Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам”. А вы слышали про “Закон Улыбки”? Кому дарят улыбку, тот становится богаче, но тот, кто дарит, не становится беднее.
А вы знаете, что смех даже продлевает жизнь? А чтобы проверить, как действует “Закон Улыбки” на самом деле и улучшить настроение, предлагаю вам посмотреть очень позитивный ролик, который так и называется “Улыбнись!”
Рефлексия – “Цветок счастья”
А сейчас я хочу предложить вам выполнить творческое задание. Каждая группа создаст свой “Цветок счастья”. Возьмите сердцевину цветка с надписью “Я счастлив, когда...”. А вокруг этой сердцевины приклейте лепестки, в которых запишите продолжение предложения. Можно использовать фломастеры разных цветов, чтобы ваш цветок счастья был похож на сказочный цветик-семицветик.
Правила счастливого человека Я думаю, что из всего услышанного и увиденного сегодня мы можем с вами вывести ПРАВИЛА СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА.
Что нам необходимо делать, как нужно себя вести, чтобы быть счастливыми, жить в ладу с окружающими нас людьми, чтобы наша душа всегда пела от счастья? (Дети формулируют правила.)
Друзья мои, оказывается, мы не изобрели ничего нового. Эти правила стары, как мир, они передаются из поколения в поколение уже тысячи лет. Вот они.
– Делай добро! Умейте дарить людям радость!
– Люби и прощай людей!
– Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.
– Найди свой смысл жизни.
– Живи в гармонии с природой.
– Береги мир на земле.
Чтобы быть счастливыми, мы всегда должны придерживаться этих нравственных норм жизни.
А сейчас разрешите поделиться с вами оригинальным рецептом счастья:
“Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.” (И. Беляева)
Это рецепт вы найдёте в буклетах, которые лежат перед вами на столах.
Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем счастливы ли вы и что нужно сделать для того чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.
Пожелания счастья
Друзья мои, я сегодня стала чуточку счастливее от знакомства с вами. Я вам желаю, чтобы ваша душа всегда пела от счастья.
Ваше тело, как и этот шарик, сосуд для счастья, от того, какими мыслями, чувствами, поступками вы наполните этот сосуд, зависит ваше счастье. Возьмите шары. Надуйте их, мысленно отправляя с со струёй воздуха свои пожелания счастья.
Подумайте, с кем бы вы хотели поделиться своим счастьем.
Учащиеся надувают шары. (Клип “По дороге к счастью”.) Слайд 10.
Что вы сделаете со своим счастьем?
Каждый сам распоряжается своим счастьем: может поделиться с родными и друзьями, может наслаждаться в одиночку. Но помните, что даря счастье близким, вы обретает больше. Ведь добро, отданное вами, вернется к вам в большем объёме.
Теперь я прошу вас выйти из-за парт, встать в круг. Давайте соединим наши руки и пожелаем счастья друг другу. (Учитель протягивает руки, дети кладут ладони сверху).
Скажем все вместе: «Будьте счастливы!». Три-четыре: «БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!»
У: Я благодарю вас за участие в этой беседе. Сейчас вы можете идти домой. Будьте счастливы!