Роль школьного психолога в психолого-педагогической подготовки к ГИА

Роль педагога психолога в психолого-педагогической помощи при подготовки к ГИА

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Роль школьного психолога в психолого-педагогической помощи при подготовке к ГИА

Какова роль психолога в процессе формирования готовности выпускника к ГИА?

Педагогу-психологу отводится важная роль в подготовке всех участников учебно-воспитательного процесса итоговой аттестации. Педагог-психолог проводит психолого-педагогическую работу в рамках подготовки к ГИА с учащимися, родителями, педагогами.

Цель психологической подготовки - организовать психолого-педагогическую поддержку всем участникам образовательного процесса при подготовке и сдаче ГИА.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Основными задачами организации психолого-педагогического сопровождения учеников в рамках подготовки к экзаменам являются:


1. Ознакомление с процедурой проведения экзамена.

2. Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации.

3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

4. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Остановимся более подробно:


1. Ознакомление с процедурой проведения экзамена.

Для достижения задачи применяются следующие формы работы:

- рассказ,

- просмотры видеозаписей с последующим обсуждением, игра-драматизация (проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном).


Упражнение-разминка «Что я знаю о ЕГЭ?»

Школьники придумывают ассоциации на слово «ЕГЭ», отвечая на конкретные вопросы, например: «Если ЕГЭ – это цвет, то какой?», «Если, одежда – то, какая?». Затем по очереди придумывают свои ассоциации. Педагог записывает результаты на доске и обсуждает совместно с учащимися, по возможности преобразовывая негативные установки в более позитивные.




2. Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации.

Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия с целью свободного обсуждения обучающимися собственных позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу, что позволит выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и, в конечном счете, найти ресурсные моменты в новой форме экзамена.


Упражнение «Шкала согласия».

Шкалы рисуются на бумаге, а участников просят обозначить свою позицию в виде точки. Затем ведущий предлагает участникам различные утверждения и просит занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с эти утверждением. Далее ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.

Варианты утверждений для выражения степени согласия и несогласия:

- Я много знаю о процедуре проведения ГИА.

- ГИА предоставляет школьникам новые возможности.

- Сдать ГИА мне по силам.


3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

Работу по данному направлению рекомендуется строить в несколько этапов:

- анализ особенностей учебной деятельности ученика (включает в себя психолого-педагогическую диагностику, самоанализ ученика, экспертные оценки педагогов);

- разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов. Адресность предполагает, что рекомендации даются не о подготовке к экзаменам вообще, а с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности ребенка.

Реализация третьей задачи решает преодоления личностных трудностей, формирования адекватной стратегии поведения во время экзамена и снятия эмоционального напряжения


4. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Четвертая цель решает трудности, связанные с когнитивными особенностями деятельности выпускников.

Упражнения для тренировки внимания
 
Упражнение «Прогулка»

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.

При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.



Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение учеников реализуется по четырем направлениям: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, просвещение.


1. Психологическая диагностика.

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Проведение фронтальной диагностики обучающихся выпускных классов позволяет выявить детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА.

Вашему вниманию предлагаю перечень диагностического материала, который я использую в своей работе.

Рекомендуемый диагностический материал

Виды деятельности

Содержание

Цель

Сроки

1

Диагностика

Тест Филлипса.

Выявление уровня тревожности выпускников.


Октябрь-апрель

Тест стрессоустойчивость личности

Оценка стрессоустойчивости выпускников

Октябрь – апрель

Тест определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)

( Б.А.Левиса, Ф.Пукелика)



Определение доминирующих информационных каналов

Ноябрь

Тест «Доминирующее полушарие»: П. Торранс, С. Рейнолдс, Т. Ригель, О. Болл.


Определение доминирующего полушария

Ноябрь

Методика «Тип мышления» (модификация Г.В. Рязапкина)

Определение типа мышления

Декабрь

Анкета «Готовность к ЕГЭ» М.Ю.Чибисова;



Определение осведомлённости учеников о процедуре ГИА\ОГЭ

Январь

Анкета для классных руководителей и родителей «Определение детей группы риска» М.Ю.Чибисова

Выявление детей «группы риска»

Январь



Анкета «Итоги проведения диагностических и репетиционных работ по подготовке к государственной (итоговой) аттестации» М.Ю.Чибисова


Определение уровня психологической готовности выпускников к сдаче выпускных экзаменов

Апрель





По результатам диагностики определены группы выпускников:

- с высоким уровнем тревожности;

- с низким уровнем стрессоустойчивости;

- с высоким уровнем самооценки

Далее составляю программу коррекционной работы со всеми участниками образовательного процесса. Особое внимание уделяю детям, у которых могут возникнуть психологические трудности в подготовке к экзаменам (это как раз дети группы риска с высоким уровнем тревожности, низким уровнем стрессоустойчивости, с высоким уровнем самооценки). Работа с этой категорией может вестись в рамках индивидуальных или групповых консультаций.




2. Коррекционно-развивающая работа.

Мною разработана программа "Психологическая подготовка к ГИА" разработана на основе программ: "Психологическая подготовка к ЕГЭ" Михеевой М.В., Кусакиной С.Н., и Чибисовой М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 184с

Цель программы: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

Коррекционно-развивающая работа ведется по четырем основным направлениям:

1.Развитие познавательной сферы обучающихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.

2.Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки.

3. Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля.

4.Ознакомление с процедурой сдачи экзаменов, выработка индивидуального стиля работы.

Одной из наиболее распространенной формой проведения коррекционно-развивающей работы является проведение цикла занятий с элементами тренинга. В количестве 9 часов.

3. Психологическое консультирование.

Целью консультаций является: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей.

4. Психологическое просвещение.

Задачи психологического просвещения в рамках психолого-педагогической подготовки к ГИА можно охарактеризовать следующим образом:

- вооружение обучающихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;


- информирование обучающихся о процедуре проведения ГИА.

Для реализации этих задач можно использовать следующие формы: составление и выпуск буклетов, памяток, брошюр, оформление информационного стенда по данной тематике. Проведение классных часов, лекториев, деловых игр и т.д.

Организация работы педагога-психолога с родителями выпускников


Еще одним направлением моей работы является взаимодействие с родителями (законными представителями) выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.


Цель: создание стабильной благоприятной атмосферы для уменьшения вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышения функциональных возможностей школьников в период подготовки к ГИА.


Задачи:

- психологическое просвещение по вопросам подготовки обучающихся к ГИА;

- обучение способам поддержки ребенка в период подготовки к сдаче ГИА

- совместное предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии;

- совместное формирование навыков саморегуляции психического состояния.



Основные направления работы с родителями выпускников.


1. Просвещение. При реализации данного направления можно использовать различные формы:


А). Участие в родительских собраниях.

Во-первых, выступление на родительских собраниях позволит психологу рассказать о работе, приводящейся школой в рамках сопровождения выпускников.

Во-вторых, психолог может дать родителям важную информацию по организации внешкольной подготовки детей к экзаменам. Можно рекомендовать следующие темы выступлений на родительских собраниях: «ГИА – общие задачи семьи и школы», «Чем Вы можете помочь своему ребенку в период подготовки», «Как подготовиться к экзамену вне школы», «Организация режима дня» и т.п.


Кроме того, собрание дает ряд дополнительных возможностей:

1.Предоставить родителям необходимую информацию по следующим темам:

• психологические особенности возраста;

• оптимальные условия подготовки к экзамену;

• способы работы с учебным материалом;

• организация режима дня.

2. Провести анкетирование родителей с целью выявления:

• отношения родителей к ГИА;

• родительской оценки способностей своих детей;

• родительских установок относительно экзамена.

3. Обсудить результаты проведенного анкетирования.


Б) Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных материалов для родителей выпускников в виде памяток, брошюр по различным темам: «Советы психолога», «Накануне экзамена» и т.п. Также можно предложить оформить информационный стенд для родителей (законных представителей) с советами педагога-психолога.


2. Коррекционно-развивающая работа.

Занятия для родителей проводятся с целью оптимизации их эмоционального состояния, снижению уровня тревожности с использованием различных психологических техник, поскольку как уже было сказано родители не меньше детей испытывают волнение по поводу предстоящих экзаменов.


Например: Упражнение «Рисуем чувства».

Ведущий: Всем участникам необходимо разделиться на пары, взять фломастеры и лист бумаги, положить свою руку на листок и обвести её, в результате чего должен получился трафарет ладони. После этого в каждом пальце, на ладони рисунка необходимо написать чувство, которое Вы испытываете при упоминании о ГИА. Затем каждая пара сравнивает свои «ладошки». Проводится обсуждение, все высказываются по очереди, говоря о своих чувствах и причинах их возникновения (например, положительные чувства, потому что считаю форму ЕГЭ и ОГЭ - объективным методом оценивания знаний учащихся).


3. Психологическое консультирование.

Это могут быть консультации с родителями выпускников по интересующим их темам.

Также можно рекомендовать по результатам диагностики выделить среди обучающихся выпускных классов детей, входящих в группу риска, организовать индивидуальные и групповые встречи с родителями этих детей. Темами консультаций можно выбрать: «Как справиться со стрессом?», «Как помочь ребенку перед экзаменом?», «Стратегия подготовки к ГИА» и т.п.





Система работы с педагогами по психологической подготовке выпускников к ГИА

Для реализации этой работы школьным может быть использовано несколько направлений:


1. Индивидуальное и групповое консультирование. Рекомендации по поддержке учеников на уроках, особенности работы с детьми группы риска, способы создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т.п.



2. Информационная поддержка. Как и в случае работы с учениками, информационная поддержка учителей заключается в выпуске материалов в печатном, электронном виде ориентированных на педагогов: памятки, буклеты и другой литературы. Содержание информационных материалов может раскрывать следующие темы: создание благоприятной атмосферы в классе во время урока, методы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т.п.


3. Проведение занятий с педагогами, направленных на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания.


Заключение: Таким образом, процедура прохождения ГИА является сложным этапом в жизни всех участников образовательного процесса, требующая от всех серьезной подготовки. Именно поэтому необходима целенаправленная, хорошо продуманная и организованная система работы по подготовке к экзаменам. Огромную роль в этом процессе играет педагог-психолог, которому очень важно систематизировать свою работу по сопровождению подготовки и сдачи ГИА.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее