Тема: Роль школьного психолога в психолого-педагогической помощи при подготовке к ГИА
Какова роль психолога в процессе формирования готовности выпускника к ГИА?
Педагогу-психологу отводится важная роль в подготовке всех участников учебно-воспитательного процесса итоговой аттестации. Педагог-психолог проводит психолого-педагогическую работу в рамках подготовки к ГИА с учащимися, родителями, педагогами.
Цель психологической подготовки - организовать психолого-педагогическую поддержку всем участникам образовательного процесса при подготовке и сдаче ГИА.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Основными задачами организации психолого-педагогического сопровождения учеников в рамках подготовки к экзаменам являются:
1. Ознакомление с процедурой проведения экзамена.
2. Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации.
3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
4. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Остановимся более подробно:
1. Ознакомление с процедурой проведения экзамена.
Для достижения задачи применяются следующие формы работы:
- рассказ,
- просмотры видеозаписей с последующим обсуждением, игра-драматизация (проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном).
Упражнение-разминка «Что я знаю о ЕГЭ?»
Школьники придумывают ассоциации на слово «ЕГЭ», отвечая на конкретные вопросы, например: «Если ЕГЭ – это цвет, то какой?», «Если, одежда – то, какая?». Затем по очереди придумывают свои ассоциации. Педагог записывает результаты на доске и обсуждает совместно с учащимися, по возможности преобразовывая негативные установки в более позитивные.
2. Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации.
Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия с целью свободного обсуждения обучающимися собственных позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу, что позволит выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и, в конечном счете, найти ресурсные моменты в новой форме экзамена.
Упражнение «Шкала согласия».
Шкалы рисуются на бумаге, а участников просят обозначить свою позицию в виде точки. Затем ведущий предлагает участникам различные утверждения и просит занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с эти утверждением. Далее ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.
Варианты утверждений для выражения степени согласия и несогласия:
- Я много знаю о процедуре проведения ГИА.
- ГИА предоставляет школьникам новые возможности.
- Сдать ГИА мне по силам.
3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Работу по данному направлению рекомендуется строить в несколько этапов:
- анализ особенностей учебной деятельности ученика (включает в себя психолого-педагогическую диагностику, самоанализ ученика, экспертные оценки педагогов);
- разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов. Адресность предполагает, что рекомендации даются не о подготовке к экзаменам вообще, а с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности ребенка.
Реализация третьей задачи решает преодоления личностных трудностей, формирования адекватной стратегии поведения во время экзамена и снятия эмоционального напряжения
4. Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Четвертая цель решает трудности, связанные с когнитивными особенностями деятельности выпускников.
Упражнения для тренировки внимания
Упражнение «Прогулка»
Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.
При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Психолого-педагогическое сопровождение учеников реализуется по четырем направлениям: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, просвещение.
1. Психологическая диагностика.
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Проведение фронтальной диагностики обучающихся выпускных классов позволяет выявить детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА.
Вашему вниманию предлагаю перечень диагностического материала, который я использую в своей работе.
Рекомендуемый диагностический материал
№ | Виды деятельности | Содержание | Цель | Сроки |
1 | Диагностика | Тест Филлипса. | Выявление уровня тревожности выпускников.
| Октябрь-апрель |
Тест стрессоустойчивость личности | Оценка стрессоустойчивости выпускников | Октябрь – апрель | ||
Тест определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации) ( Б.А.Левиса, Ф.Пукелика)
| Определение доминирующих информационных каналов | Ноябрь | ||
Тест «Доминирующее полушарие»: П. Торранс, С. Рейнолдс, Т. Ригель, О. Болл.
| Определение доминирующего полушария | Ноябрь | ||
Методика «Тип мышления» (модификация Г.В. Рязапкина) | Определение типа мышления | Декабрь | ||
Анкета «Готовность к ЕГЭ» М.Ю.Чибисова;
| Определение осведомлённости учеников о процедуре ГИА\ОГЭ | Январь | ||
Анкета для классных руководителей и родителей «Определение детей группы риска» М.Ю.Чибисова | Выявление детей «группы риска» | Январь | ||
|
| Анкета «Итоги проведения диагностических и репетиционных работ по подготовке к государственной (итоговой) аттестации» М.Ю.Чибисова
| Определение уровня психологической готовности выпускников к сдаче выпускных экзаменов | Апрель |
По результатам диагностики определены группы выпускников:
- с высоким уровнем тревожности;
- с низким уровнем стрессоустойчивости;
- с высоким уровнем самооценки
Далее составляю программу коррекционной работы со всеми участниками образовательного процесса. Особое внимание уделяю детям, у которых могут возникнуть психологические трудности в подготовке к экзаменам (это как раз дети группы риска с высоким уровнем тревожности, низким уровнем стрессоустойчивости, с высоким уровнем самооценки). Работа с этой категорией может вестись в рамках индивидуальных или групповых консультаций.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Мною разработана программа "Психологическая подготовка к ГИА" разработана на основе программ: "Психологическая подготовка к ЕГЭ" Михеевой М.В., Кусакиной С.Н., и Чибисовой М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 184с
Цель программы: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Коррекционно-развивающая работа ведется по четырем основным направлениям:
1.Развитие познавательной сферы обучающихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.
2.Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки.
3. Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля.
4.Ознакомление с процедурой сдачи экзаменов, выработка индивидуального стиля работы.
Одной из наиболее распространенной формой проведения коррекционно-развивающей работы является проведение цикла занятий с элементами тренинга. В количестве 9 часов.
3. Психологическое консультирование.
Целью консультаций является: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей.
4. Психологическое просвещение.
Задачи психологического просвещения в рамках психолого-педагогической подготовки к ГИА можно охарактеризовать следующим образом:
- вооружение обучающихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;
- информирование обучающихся о процедуре проведения ГИА.
Для реализации этих задач можно использовать следующие формы: составление и выпуск буклетов, памяток, брошюр, оформление информационного стенда по данной тематике. Проведение классных часов, лекториев, деловых игр и т.д.
Организация работы педагога-психолога с родителями выпускников
Еще одним направлением моей работы является взаимодействие с родителями (законными представителями) выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.
Цель: создание стабильной благоприятной атмосферы для уменьшения вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышения функциональных возможностей школьников в период подготовки к ГИА.
Задачи:
- психологическое просвещение по вопросам подготовки обучающихся к ГИА;
- обучение способам поддержки ребенка в период подготовки к сдаче ГИА
- совместное предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии;
- совместное формирование навыков саморегуляции психического состояния.
Основные направления работы с родителями выпускников.
1. Просвещение. При реализации данного направления можно использовать различные формы:
А). Участие в родительских собраниях.
Во-первых, выступление на родительских собраниях позволит психологу рассказать о работе, приводящейся школой в рамках сопровождения выпускников.
Во-вторых, психолог может дать родителям важную информацию по организации внешкольной подготовки детей к экзаменам. Можно рекомендовать следующие темы выступлений на родительских собраниях: «ГИА – общие задачи семьи и школы», «Чем Вы можете помочь своему ребенку в период подготовки», «Как подготовиться к экзамену вне школы», «Организация режима дня» и т.п.
Кроме того, собрание дает ряд дополнительных возможностей:
1.Предоставить родителям необходимую информацию по следующим темам:
• психологические особенности возраста;
• оптимальные условия подготовки к экзамену;
• способы работы с учебным материалом;
• организация режима дня.
2. Провести анкетирование родителей с целью выявления:
• отношения родителей к ГИА;
• родительской оценки способностей своих детей;
• родительских установок относительно экзамена.
3. Обсудить результаты проведенного анкетирования.
Б) Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных материалов для родителей выпускников в виде памяток, брошюр по различным темам: «Советы психолога», «Накануне экзамена» и т.п. Также можно предложить оформить информационный стенд для родителей (законных представителей) с советами педагога-психолога.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Занятия для родителей проводятся с целью оптимизации их эмоционального состояния, снижению уровня тревожности с использованием различных психологических техник, поскольку как уже было сказано родители не меньше детей испытывают волнение по поводу предстоящих экзаменов.
Например: Упражнение «Рисуем чувства».
Ведущий: Всем участникам необходимо разделиться на пары, взять фломастеры и лист бумаги, положить свою руку на листок и обвести её, в результате чего должен получился трафарет ладони. После этого в каждом пальце, на ладони рисунка необходимо написать чувство, которое Вы испытываете при упоминании о ГИА. Затем каждая пара сравнивает свои «ладошки». Проводится обсуждение, все высказываются по очереди, говоря о своих чувствах и причинах их возникновения (например, положительные чувства, потому что считаю форму ЕГЭ и ОГЭ - объективным методом оценивания знаний учащихся).
3. Психологическое консультирование.
Это могут быть консультации с родителями выпускников по интересующим их темам.
Также можно рекомендовать по результатам диагностики выделить среди обучающихся выпускных классов детей, входящих в группу риска, организовать индивидуальные и групповые встречи с родителями этих детей. Темами консультаций можно выбрать: «Как справиться со стрессом?», «Как помочь ребенку перед экзаменом?», «Стратегия подготовки к ГИА» и т.п.
Система работы с педагогами по психологической подготовке выпускников к ГИА
Для реализации этой работы школьным может быть использовано несколько направлений:
1. Индивидуальное и групповое консультирование. Рекомендации по поддержке учеников на уроках, особенности работы с детьми группы риска, способы создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т.п.
2. Информационная поддержка. Как и в случае работы с учениками, информационная поддержка учителей заключается в выпуске материалов в печатном, электронном виде ориентированных на педагогов: памятки, буклеты и другой литературы. Содержание информационных материалов может раскрывать следующие темы: создание благоприятной атмосферы в классе во время урока, методы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т.п.
3. Проведение занятий с педагогами, направленных на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания.
Заключение: Таким образом, процедура прохождения ГИА является сложным этапом в жизни всех участников образовательного процесса, требующая от всех серьезной подготовки. Именно поэтому необходима целенаправленная, хорошо продуманная и организованная система работы по подготовке к экзаменам. Огромную роль в этом процессе играет педагог-психолог, которому очень важно систематизировать свою работу по сопровождению подготовки и сдачи ГИА.