«Осенний фестиваль знаний 2024»

Роль семейных традиций в воспитании детей

Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенного в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это отражается в Образовательной Программе дошкольного образования и является ее отличительной особенностью. Программа, построенная на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку, дает педагогам направление на всестороннее развитие ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Также Программа предполагает взаимодействие с семьями воспитанников. Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений ДОУ с семьями воспитанников.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки



Роль семейных традиций в воспитании детей



В нашей стране существует безусловный приоритет семьи и семейных ценностей и предусмотрено развитие государственной семейной политики (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761). В связи с этим дети должны стать активными участниками в реализации задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.



Следуя государственному указу, федеральному государственному образовательному стандарту ДО и общеобразовательной программе детские учреждения ведут активное взаимодействие с семьями своих воспитанников в направлении решения задач по созданию условий, необходимых для поддержки традиционных ценностей и, в частности, традиций семьи.



Не надо забывать, что вся жизнь каждого человека строится на основе семьи. Семья – это главное место, где происходит развитие наших детей, закладываются общечеловеческие ценности, такие как любовь и уважение, чувство патриотизма, доброта и т.д.



Семейные традиции играют большую роль в развитии, укреплении и сохранении крепких семейных уз. Традиция – от латинского «передача», означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.



В каждой семье существуют совершенно разные традиции, но решают они одну важную задачу – сплотить и укрепить семью. Семейные традиции сплачивают всех членов семьи и делают семью уникальной. Это один из наиболее доступных способов, как сделать процесс воспитания детей естественно и непринужденно с самого раннего возраста. Будучи постоянно вовлеченным во «взрослые дела», ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи.



Соблюдение семейных традиций дает ребенку ощущение стабильности, защищенности и безопасности; оказывает огромную роль в усвоении ребенком общественных норм, моральных и нравственных ценностей; развивает общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Самые маленькие учатся уважать старших. Старшие дети, в свою очередь, учатся заботиться о младших. Ребенок постепенно становится активным участником семейной жизни. С каждым разом все больше включается в совместную с взрослыми деятельность. Особо стоит отметить, что благодаря такому вовлечению, овладение многими навыками происходит в форме игры. Участие в рутинных хлопотах взрослых дарит ребенку много радости. Малыши радуются самым нехитрым, но при этом «ответственным» поручениям. И эти самые незабываемые моменты ребенок сохранит в памяти на всю жизнь и продолжит в своей семье.



Примеры традиций и обычаев семьи:



Совместные ужины, чаепития, домашняя выпечка. Вся семья или большой круг близких собирается за одним столом, где в уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, книги, фильмы, все хорошее, что случилось за день, сообщить о достижениях, обменяться впечатлениями. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Такая возможность предоставляется и детям. Эта традиция способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви, доброты.

Совместное проведение досуга. Это может быть загородные поездки в выходные, настольные игры, посещение всей семьей культурных мероприятий, мастер-классов; зимой – катание на коньках и лыжах, летом – катание на велосипедах, роликах, сбор грибов. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.

Подготовка к праздникам. Все члены семьи могут принять участие в изготовлении подарков родственникам, наряжать елку, сервировать стол. Это еще и возможность весело провести время.

Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям; совместные путешествия, поездки на природу, рыбалка, вечерние песни под гитару у костра. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям – отвлечение от повседневных будней, возможность освежить свои чувства, насладиться природой.

Празднование дней рождений. Это одно из самых знаменательных событий в жизни ребенка. Эта традиция подчеркивает значимость каждого члена семьи; приносит радость, настроение, предвкушение праздника взрослым и детям. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

Народные традиции в семье; соблюдение религиозных дат; почитание праздника День победы, участие в акции «Бессмертный полк». Следуя им, в ребенка закладывается чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу.

Составление фотоальбомов, генеалогического древа, фотопортреты своих родственников. Привлекая к этому детей, мы вызываем у них большой интерес к изучению прошлого, истории предков и своего рода. Прививаем чувство значимости к своей личной истории.

Семейные традиции помогают развивать у ребенка эмоциональную отзывчивость и сопереживание. Соблюдая традиции, у ребенка формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества; основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.



Принимая посильное участие в семейных ритуалах, ребенок чувствует себя полноценной частью семьи, идет развитие чувства своей ответственности, важности и принадлежности к своей семье.



Осознавая огромную роль и ценность семейных традиций, я, воспитатель ДОУ, в своей работе активно взаимодействую с семьями воспитанников по данной теме. Мною был создан и реализован проект, частью которого было знакомство с семейными традициями своих воспитанников. Основной целью проекта было:



- укрепление и оздоровление детско-родительских отношений;



- повышение активной роли семьи в развитии и воспитании дошкольников.



В ходе проекта решались задачи:



-обогащать отношения детей и родителей опытом совместной творческой деятельности;



-осуществлять совместную общественно – значимую деятельность и досуг родителей и детей;



-дать детям представление о семье;



-воспитывать любовь и уважение к членам семьи;



-учить проявлять о них заботу;



-продолжать знакомить детей с профессиями родителей, с семейными традициями.



Основными направлениями взаимодействия с семьей были:



Взаимопознание и взаимоинформирование.

Непрерывное образование воспитывающих взрослых.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Основными формами взаимодействия с семьей были:



-анкетирование родителей «Знакомство с семьей ребенка», где родители подробно описали, какие традиции существуют в семье, как они исполняются, какова роль ребенка в исполнении этих традиций и т.д.;



-беседы с детьми «Что такое семья», «Что такое семейные традиции», «Традиции вашей семьи» в НОД;



-рисование на тему «Моя семья»;



-оформление выставки детского творчества по данной теме;



-оформление стенда для родителей «Роль семьи и семейных традиций в воспитании ребенка»;



-родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка», где была затронута тема семейных традиций;



-коллективная работа детей, родителей и воспитателя - фоторепортаж «Лучшие на свете воспоминания о лете», как упоминание о существующей практически у всех традиции совместного отдыха;



-комплекс занятий с детьми «Наша Родина», «Традиции Россиян», где детям была показана взаимосвязь традиций семьи и страны. После чего оформлена выставка детского творчества «Россиянка», «Матрешка».



-оформление стенда для родителей на тему: «Семейные традиции» в нетрадиционной форме: одному из родителей было дано индивидуальное задание по данной теме и он, самостоятельно изучив тему, подготовил информацию на стенд для других родителей нашей группы.



Далее использовались такие формы работы с семьями воспитанников:



-создание каждой семьей мини-проекта «Мои семейные традиции»; презентация проектов детьми; выставка творческих проектов.



-выставка семейных реликвий;



-изготовление детьми подарков для своей семьи;



и в заключение:



-совместное мероприятие педагогов, родителей и детей «Семейные традиции».



Совместное мероприятие педагогов, родителей и детей «Семейные традиции» было логичным заключением работы по данной теме.



Оно прошло в форме совместного досуга с чаепитием, играми, чтением стихотворений, разгадыванием загадок. К детям приходил герой Грустный Принц и они с удовольствием делились с ним опытом своих традиций. На мероприятии царили дружеская атмосфера, приятные эмоции, чувство единения всех участников процесса. Были решены такие важные задачи, как



укрепление детско-родительских отношений путем совместной общественно – значимой деятельности и досуга педагогов, родителей и детей; обогащать отношения детей и родителей путем совместного досуга, творческой деятельности; дать детям представление о семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; учить проявлять о них заботу; продолжать знакомить детей с семейными традициями.



Работа в данном направлении приблизила меня к решению важной государственной задачи по созданию условий, необходимых для поддержки, сохранения и развития традиционных ценностей и, в частности, традиций семьи, делающими семьи крепче, ведь семья – это самое важное в жизни человека.



Доказана роль семейных традиций во всестороннем развитии ребенка. Показано, что в семьях, где есть место традициям, дети не испытывают дефицита внимания взрослых, так большую часть свободного времени занимает разнообразная совместная деятельность.



Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.











Список литературы:



ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы": сайт http://base.garant.ru (дата обращения 24. 02. 2020) . – Текст: электронный.

Консультация: «Роль семейных традиций в воспитании детей»: сайт https://pedportal.net (дата обращения 24. 02. 2020) . – Текст: электронный.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Без корня и полынь не растёт": сайт https://nsportal.ru(дата обращения 24. 02. 2020) . – Текст: электронный.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее