Дата: 22.12.2017 Класс: 4 урок 60 | ||
Тема: Роль местоимения в предложении С 105-107 | ||
Цель урока: дать понятие о том, что личное местоимение в косвенном падеже выполняет функцию дополнения, в именительном падеже является подлежащим; развивать орфографическую зоркость, внимательность, мышление, грамотную речь; | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Орг.момент. Психологический настрой. Цель этапа: включение учащихся в деятельность.
2.Пробное учебное действие. Определение темы урока. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания.
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение плана урока
4.Открытие нового знания. Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
5.Включение в систему знаний. 6.Этап закрепления -самостоятельная работа
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Домашнее задание. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка -Пожалуйста, повернитесь и подарите вашу улыбку мне, теперь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.
На доске строки: - Что можете сказать об этих строках? «Мартышка к старости слаба глазами стала;
- Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку. Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.
- Сообщение цели урока (на слайде) Давайте вместе составим план урока, по которому будем изучать местоимение (план составляется на доске под диктовку детей)
1. Общее грамматическое значение, вопросы. 2. Морфологические(грамматические) признаки. 3. Синтаксическая функция. 4. Роль и употребление в речи.
Работа по составленному плану. 1. Общее грамматическое значение. Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название? Работа в парах Открытие 1: Мы продолжаем говорить об общем значении местоимения. Работа в группах. (повторение правил работы в группе) Создается проблемная ситуация Обучающимся предлагается текст. Вопрос: Кто же это "он"?
Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете? Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!". Открытие 2 Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. А вы знаете, что такое «лён» Если мы чего -то не знаем, куда можно обратиться?
Переходим к следующему пункту нашего плана урока 2. Роль местоимений в речи. - Вернемся к нашему предложению, в котором мы исправляли ошибку.(слайд) Местоимения в речи используются часто. По частотности употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов
Переходим к следующему пункту нашего плана урока 3. Грамматические признаки местоимений.
Попробуйте определить грамматические признаки местоимений. Докажем: Работа со словосочетаниями. - В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями, запишите новые словосочетания.
Купили детям, любимый малыш, голубой елью
- Если кто затрудняется, то можно использовать слова для справок: им, он, ей. -Слова какой части речи могут заменить местоимения? - Какие морфологические признаки существительных вы знаете?
-Какую гипотезу мы можем выдвинуть?
Открытие 4 Местоимение приобретает грамматические признаки той части речи, которую заменяет. .Посмотрите, что сказал о местоимениях Александр Николаевич Реформатский , русский языковед … Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова. (А.А.Реформатский.) Как называет местоимение Реформатский? Почему?
Переходим к следующему пункту нашего плана урока 4. Роль местоимений в предложении Составьте и запишите предложения со словосочетаниями.
Подчеркните, каким членом предложения являются местоимения. Как вы думаете, может ли местоимение являться подлежащим? Докажите. Открытие 5 Местоимение в предложении может быть подлежащим, определением, дополнением, сказуемым. - Сделайте вывод о синтаксической роли местоимений в тексте.
Обращение к таблице «Части речи» Тема сегодняшнего урока входит в состав большой темы «Части речи» Повторение открытий, сделанных на уроке. Вам предлагается в качестве закрепления материала сегодняшнего урока выполнить упражнение «Экзаменатор» Каждая группа составит вопрос для экзамена по теме «Местоимение как часть речи»
Взаимопроверка по эталону. Возвращение к цели урока.
Информация по домашнему заданию, с107 у285 | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
- Строки из басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки» - Допущена речевая ошибка. (повтор слова «Мартышка»)
Она - местоимение
Местоимение как часть речи
Сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи
Дети предлагают план изучения темы, чтобы представить местоимение как часть речи.
На доске появляется схема урока.
- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока
«Вместо имени»
Местоимение– часть речи, которая заменяет имена.
Повторяют правила работы в группе
Работа в группе
Группа представляет ответ Ответ: Куст, мальчик, конь.
Ответ: Слово "он" не называет предмета
Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Словарь,интернет. Сообщение Коршак о льне
Повторы слов. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
Пробуют определить
|