«Осенний фестиваль знаний 2024»

Роль краеведения в духовно-нравственном, социокультурном и патриотическом воспитании обучающихся.

О любви к Родине и роли краеведения в воспитании подрастающего поколения

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Мазеева Регина Вилевна,

МАОУ СОШ п. Сорум Белоярского района


Роль краеведения в духовно-нравственном, социокультурном и патриотическом воспитании обучающихся как на уроках обществоведческого цикла, так и во внеурочное время


Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.

Д. С. Лихачев.

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна» [1] - читая строки Александра Твардовского невольно задаешься вопросом «Для нынешнего поколения, поколения Z–есть ли любовь к Родине, к малой и большой?»

Мы живем в обществе, которое стремительно и быстро развивается, наши дети в этом обществе чувствуют себя более уверенно, легко и свободно ориентируясь в информационном, техническом и сетевом пространстве, но при этом у них истощается духовно-нравственное развитие, они не чувствуют своей сопричастности к Родине. Сегодня государство и правительство обращают особое внимание на формирование творческой активной личности, стоящей на позиции патриотизма, толерантности, высокой духовности. И это не случайно, ведь это основы возрождения и укрепления российского общества. В реализации этой важнейшей задачи, государство обращается, прежде всего, к системе образования.

Большой вклад в духовно-нравственное воспитание обучающихся вносят такие формы работы как конференции, семинары, исследовательские и творческие проекты, «Игры – путешествия». Особую роль играет краеведение. Краеведение – это изучение родного края, района, населенного пункта, улицы; знакомство с традициями и людьми, которые здесь живут. При изучении обществознания и истории, сделанный акцент на краеведение делает изучаемый материал для обучающихся более интересным, привлекательным и доступным, позволяя пробудить интерес к предмету и краю, в котором мы живем. Учитывая, степень владения учащимися компьютерными технологиями будут привлекательными для них задания, где они могут применить свои умения и знания, например создание фильма о родном поселке с достопримечательностями, или же виртуальной экскурсии по району. Знакомство с известными личностями района, судьба, которых, так или иначе, связана с родным селом, будет способствовать более правильному профессиональному выбору учащихся.

Изучение своего края, района, поселка решает многие задачи обучения. Невозможно изучать государство, не опираясь на материалы, исторические факты, архивные данные местного значения. Краеведческая работа – это прежде всего развитие интереса учащихся к Малой родине, проведение параллелей с историей страны, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности к истории и процессам преобразования в государстве. При изучении истории родного края учащийся сталкивается с определенными трудностями: это поиск необходимой информации о родном крае, скудность информации, мало изученность. Это же может явиться и возможностью для ученика попробовать применить свои знания в практической деятельности – это работа над исследовательским проектом. Здесь возможны различные направления. Краеведение будит интерес и к другим областям знаний ребёнка. Оно способствует преемственности в знаниях учащихся, важной не только как возможность знакомить учащихся с результатами взаимодействия явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения [2, с. 17]. Изучение родного края - это сложная, кропотливая и длительная работа, ведь это не механический процесс формализованной и стандартизованной системы. Это неспешный душевный диалог с воспитанником, питомцем, другом, с его скоростью восприятия движения по пути духовно-нравственного взросления.

Изучение своей местности помогает развивать самостоятельность школьников. Краеведение — самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Наряду с приобщением учеников к научной деятельности, краеведение способствует развитию навыков общественной работы благодаря взаимодействию с различными организациями, возможно — выполнению их поручений [2, с. 20]. Педагог выступает, как духовный наставник, нравственный ориентир.

Процесс духовно-нравственного развития личности интегративен, неделим и требует единого совместного действия семьи, школы, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, СМИ, религиозных объединений. Семья в изучении краеведения занимает особое место, ибо именно в семье, в её традициях, укладе и закладываются самые крепкие основы духовно-нравственной позиции ребёнка. Следующим этапом в этом процессе является школа, социальный институт, через который проходит всё общество. От этого во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Для того чтобы стать гражданином и патриотом Родины, ребенку необходимо научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю. По мнению Валентина Пикуля «История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою историю, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…» [3]. История Родины – это пример отваги, силы духа, выносливости, патриотизма наших предков. Воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Краеведение, как никакая другая дисциплина, сокращает разрыв между историей государства и историей отдельной личности, воспитывает причастность к делам наших предков, заставляет задуматься о нашем прошлом и настоящем через поиск, исследование, изучение родного края, через познание своих корней, неразрывных связей с предшествующими поколениями.

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается, и по-прежнему необходимы людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь от поколения к поколению.

Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет: «Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданской совести». Трудно с ним не согласиться, ведь именно краеведческая работа и обучает, и воспитывает, и развивает не только детей, учащихся, но и нас взрослых.


Используемая литература

  1. http://nasledie.admin-smolensk.ru/personalii/sokolov-mikitov-ivan-sergeevich/vospominaniya-o-i-s-sokolove-mikitove/o-rodine-bolshoj-i-maloj-a-t-tvardovskij/

  2. Никонова М.А. Краеведение. – Москва: 2009г.

  3. http://rzn-patriot.ru/patriot/great_%20people.html



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее