«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Роль и значение чтения в начальной школе

Теоретический материал для работы учителя по повышению качества чтения и привития любви к чтению у младших школьников

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, и не умея решать задачи. Но нельзя жить, нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда».

Сухомлинский

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» М.Горький

Роль чтения и книги

как средства образования, воспитания и развития

младшего школьника.

Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения. Основной объем информации дети получают в школе с помощью учителя. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы- научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Почему кое-кто из учащихся, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, вдруг становится безразличным к знаниям, инертным. Потому, что он не умеет читать.Если ребёнок не научился схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении- умением читать.

Главной целью предмета «Литературное чтение»в 1-4 классах является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в нашей школе.

Многие годы большое внимание уделялось технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а осознанность чтения рассматривали на самом последнем месте. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, регуляция деятельности; в познавательные УУД – мышление, память, творческое воображение, концентрация внимания.

Нынешние школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции. Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах. Лишь 80-85 % второклассников к концу учебного года достигают нормативных требований, то есть читают доступный текст бегло, сознательно, выразительно при норме 70 слов в минуту 2 класс и 90 слов в минуту 3 класс.

Снижение интереса к чтению мы пытаемся объяснить серией массовых средств информации, особенно телевидения. Иногда его называют «литературным диверсантом». Посмотрев фильм, телеспектакль, далеко не каждый потянется к книге, чтобы перечитать, открыть для себя нового писателя. Это желание надо постоянно воспитывать. А отношение к чтению пора давно пересмотреть. И в этом основная помощь должна идти от родителей. Семейное чтение должно быть традицией. Чтением детей руководят в семье, в школе, в библиотеке. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверенны, что ребёнок научился читать. А именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное направление, уважать ум и любознательность детей. Ребёнка интересует не описание природы, рассуждение, а конкретный случай, событие. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги, где есть традиции – чтения родителей и детей вслух, обсуждение прочитанного, совместные переживания. Дети видят, что книга- постоянный спутник их отца и матери.

Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Чтение книги, в детстве, остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь взрослых людей. Книга должна стать тропинкой, которая ведёт к вершинам умственного, нравственного и эстетического развития. Поэтому чтением детей надо умело руководить. Каждому учителю помочь ребёнку встретить свою книгу, когда мысли и слова героев книги отозвались бы эхом в сердце ребёнка и вызвали у него желание ещё и ещё перечитывать любимые страницы.

В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в формулировании основной мысли текста, в поиске ответов на вопросы. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского навыка предполагает работу над творческим воображением. Дети склонны фантазировать. Поэтому они очень любят сказки, фантастические рассказы. Для них характерно эмоциональное восприятие книги. Они очень переживают о том, что читают, слушают, поэтому не могут спокойно сидеть, громко смеются, очень любят юмор. В образном мышлении преобладают зрительные образы, поэтому у них появляется желание сделать рисунок о прочитанном, или прослушанном.

Отличительным свойством памяти является склонность к дословному пересказыванию книги, рассказа. Те дети, которые не освоили нормы техники чтения, предпочитают слушать, а не читать, так как, прочитав, сами не понимают смысла прочитанного. Трудности заключаются в том, что не умеют выделить главного в рассказе, их отвлекает описание деталей, и это требует активной деятельности со стороны учителя.

  Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. С такими проблемами мы сталкиваемся при формировании навыков смыслового чтения. Работа учителя направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в его формулировке, на развитие понимания его смысла. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом. Многие обучающиеся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в группе.

Одной из основных проблем чтения является узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для чтения выбирают сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы. Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Когда ребенок вдумчиво читает, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он старается сам установить соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Мы тренируем и развиваем воображение на небольших текстах. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками. Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ; конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей. В своей работе используем и такие приемы, как инсценирование произведения.

Для преодоления проблем с чтением учитель на уроках использует различные приемы обучения детей смысловому чтению. В 1-4 классе мы учим медленному чтению художественного текста. Ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них, а также он должен уметь делать анализ прочитанного. Мы учим ребенка понимать чужие мысли, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. В основе технологии лежит работа по предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

Наиболее эффективным и интересным для учащихся приемом работы с текстом до чтения является «Корзина идей». Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по теме урока. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение, приводит свои знания или идеи по данному вопросу. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзине» идей, даже если они ошибочны. При этом дети учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Прием «Верные – неверные утверждения» используется на этапе до чтения с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста. Учащимся предлагается несколько утверждений по новой теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

На втором этапе дети работают с текстом учебника, читают текст про себя. Затем читают вслух по предложениям с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание содержания частей текста, беседует с ребятами по содержанию в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание частей.

На этапе непосредственной работы с учебником наиболее эффективными является прием «Инсепт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста.  

Составление плана - важный прием смыслового чтения. План текста – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Пунктами плана могут быть заголовки, данные автором, или вопросы к тем заголовкам, которые читатели придумают. Как научить составлять план? Самый простой приём –это разбиение текста на логические части и озаглавливание их.

Наиболее эффективным приемом работы после чтения являются «Кластер». Суть такого приема заключается в систематизировании материала учащимися. Вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения. Дети учатся размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительно относится к чужому мнению.

Прием «Синквейн» развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном тексте, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность   учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.  

Выпускник начальной школы должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию текста; предвидеть содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами), решать учебно-познавательные задачи, требующие полного и критического понимания текста, ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию.

Учителя СОШ 68 организуют исследовательскую работу учащихся так, что они сами находят решение ключевой проблемы урока и сами объясняют, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить лестницу личностного развития.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

В 1-4 классах необходимо научить своих учеников любить книгу. Во-первых, учить учеников видеть внешнюю красоту книги – красивый переплёт, глянцевые страницы, чудесные иллюстрации. Во-вторых, учить находить интересную и нужную информацию из текста.В-третьих, учить отличать полезную книгу от вредной.

Что предпринять для реализации поставленной перед собой задачи?

  1. Проводить родительские собрание, в ходе которых выяснять роль книги, телевизора и компьютера в семье в целом и у ребёнка в частности.

  2. Перед собранием проводить анкетирование детей по этой теме.

  3. Проверку техники чтения во втором полугодии проводить ежемесячно.

  4. После изучения всех букв начинать вести читательские дневники.

  5. Проводить праздник «Прощание с Азбукой», после которого детям подарить интересную книгу.

  6. Еженедельно проводить уроки внеклассного чтения.

  7. Проводить экскурсии в разные библиотеки – школьную, детскую, районную.

Эти мероприятия в содружестве с семьёй позволяют вызвать у детей интерес к книге, к чтению, к получению знаний из книги.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее