Родной обычай старины. Светлый праздник

Конспект урока разработан в соответствии с УУД. Чётко и логически выстроены этапы урока.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ


МБОУ «Обоянская СОШ №1»

Учитель музыки: Еськова Ирина Васильевна

Класс: 4 класс

Тема урока: «Родной обычай старины. Светлый праздник»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества.

Учебные задачи:

личностные результаты:

  1. Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  2. Формировать умение выражать свое отношение к исполняемому произведению.


Метапредметные результаты:

  1. П. – познание музыкальной культуры, обычаев и традиций своей страны;

  2. Р. – развивать формирование эмоционально осознанного отношения к музыкальному искусству;

  3. К. – формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.


Предметные результаты:

  1. Знать имена известных исполнителей;

  2. Сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека.


Оснащение урока:

Музыкальный ряд: звон колоколов, Ермолов «Апрель», С. Рахманинов «Светлый праздник», тропарь «Христос воскрес»,

Литературный ряд: легенда о колоколе

Зрительный ряд: презентация, видео - фрагмент


Материалы для учащихся: раздаточный материал, пенал

Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация, аудиофайлы, видеофайлы

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности




(Вход под звон колоколов)


Приветствуют учителя




ЛУУД:

самоопределение

Поощрения

2. Актуализация опорных знаний

- Скажите ребята, под какую музыку вы входили?

- Слышали вы их раньше? Где?

- Хорошо, верно.


(на фоне колокольного звона)

- в церкви.


КУУД:

умение полно и точно выражать свои мысли

Повторение

3.Организация познавательной деятельности




- Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видео.

-Сформулируйте тему урока.

- А что вы знаете о Пасхе?

- Я с вами согласна.

- Давайте познакомимся с историей этого праздника. Я предлагаю вам послушать Тропарь «Христос Воскрес», (слайд)

Тропарь – это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника.

- Что вы представили, слушая тропарь?

-Вам захотелось узнать об этом празднике больше?

-Хорошо, тогда внимательно слушайте меня.


Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году.


У русских крестьян был обычай: в течение 40 дней Пасхи, ходить друг к другу в гости, поздравлять своих соседей, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц»

(слайд). Люди приветствовали друг друга возгласом «Христос Воскресе» . И что слышали в ответ?

Устраивали пасхальный пир. Главным угощением пасхального стола является…?

Они обходили дома один за другим, пели песни, играли и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками.

- А вы знаете, что означает это слово?

- Слово это означает «поющие под окнами», а обряд носит название «хождение волочебников». 

- Вы знаете, как называется первое воскресенье после Пасхи?

В народе этот день называется Красной горкой. Это особая пора для молодежи. Это время свадеб, первого весеннего гуляния на вольном воздухе. Дети в этот день пели, водили хороводы, играли в игры, качались на качелях.

- Хорошо. А вы знаете, как проходит первая неделя после Пасхи?

Первая неделя после пасхи называется Светлой. Все 7 дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном.

- А вы знаете, как называют человека, который звонит в колокола?

- Церковный служитель, в обязанности которого входит звонить в колокола – это звонарь.

- Вот как это происходит (видеоролик)

- В народе с любовью и нежностью относились к колоколам.

Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула, оповещал людей о каких-либо важных событиях.

Сейчас вы узнали об обычаях народного праздника, а теперь давайте поговорим о композиторах, которые были неравнодушны к этому празднику.

- Ребята, обратите внимание на слайд, кто это?(слайд)

- Правильно! Одним из таких композиторов был Рахманинов. Он очень почитал этот праздник.

В его произведениях очень важны христианские мотивы.

Особую роль в жизни Сергея сыграла бабушка - Софья Александровна Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород. Живя у бабушки, Сережа часто бывал с ней на службах. Он посещал и новгородские монастыри, где слушал монашеское пение - старинные знаменные распевы. И первое впечатление мощного и стройного колокольного звучания стало и самым сильным, отложившим отпечаток на всю последующую жизнь великого композитора. Пение церковных колоколов стало символом его творчества.

- послушайте фрагмент из произведения С. Рахманинова «Светлый праздник» и обратите внимание на звучание фортепиано.

- Какой же темп у этого произведения?

- что же напомнило вам звучание фортепиано?

- Верно. Звон колоколов.

- Ребята, какой у нас сейчас месяц?

Верно. А Пасха в этом году очень ранняя, и наступает она в апреле.

- И сейчас я предлагаю вам разучить такую песню. Называется она «Апрель». У вас на столах есть текст. Сначала послушайте её, а потом мы с вами попробуем её спеть.

Сядьте правильно и удобно.

- А теперь давайте встанем из-за парт, и споём её стоя.

- Присаживайтесь.


И так, ребята, давайте подведём итог, решив кроссворд.


В настоящее время Пасха по-прежнему остается одним из самых почитаемых праздников для каждого. Не мудрено, ведь его смысл – возрождение и непременная победа жизненной силы


(смотрят видеоролик)


(хором читают)


(Внимательно слушают учителя)







(Внимательно слушают учителя)











«Воистину Воскресе».


- Пасха и яйца


- нет



(Внимательно слушают учителя)

- нет

(Внимательно слушают учителя)









-звонарь
















- С. Рахманинов








(Ответы детей)









- быстрый

- звон колоколов



апрель

(Внимательно слушают учителя)


(Смотрят видео)






(Внимательно слушают учителя)




РУУД:

Целеполагание




ПУУД:

Умение структурировать знания









КУУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания













ПУУД:

Выделение необходимой информации












РУУД: прогнозирование, саморегуляция










КУУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания




ПУУД:

Умение структурировать знания



КУУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


ЛУУД:

Самоопределение


РУУД:

целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно


Подводящий диалог




Рассказ














Побуждающий диалог






Рассказ









Стимулирования




Рассказ







Наглядно- слуховой метод



Рассказ


Подводящий диалог



Рассказ







Побуждающий диалог










анализ произведения



Побуждающий диалог


Повторение


4. Рефлексия учебной деятельности

Цыпленок, как и пасхальное яйцо, является символом возрождения и непрерывности жизни.

Я предлагаю вам раскрасить его.

Жёлтым или оранжевым цветом – у вас хорошее настроение, а если серый – плохое.

- Спасибо за урок, до свидания!

(выполняют творческое задание)




- до свидания!

ЛУУД:

самоопределение

Самооценка











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее