ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
МБОУ «Обоянская СОШ №1»
Учитель музыки: Еськова Ирина Васильевна
Класс: 4 класс
Тема урока: «Родной обычай старины. Светлый праздник»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества.
Учебные задачи:
личностные результаты:
Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
Формировать умение выражать свое отношение к исполняемому произведению.
Метапредметные результаты:
П. – познание музыкальной культуры, обычаев и традиций своей страны;
Р. – развивать формирование эмоционально осознанного отношения к музыкальному искусству;
К. – формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Предметные результаты:
Знать имена известных исполнителей;
Сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека.
Оснащение урока:
Музыкальный ряд: звон колоколов, Ермолов «Апрель», С. Рахманинов «Светлый праздник», тропарь «Христос воскрес»,
Литературный ряд: легенда о колоколе
Зрительный ряд: презентация, видео - фрагмент
Материалы для учащихся: раздаточный материал, пенал
Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация, аудиофайлы, видеофайлы
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) | Методы обучения |
1. Мотивация к учебной деятельности
| (Вход под звон колоколов)
| Приветствуют учителя
| ЛУУД: самоопределение | Поощрения |
2. Актуализация опорных знаний | - Скажите ребята, под какую музыку вы входили? - Слышали вы их раньше? Где? - Хорошо, верно.
| (на фоне колокольного звона) - в церкви.
| КУУД: умение полно и точно выражать свои мысли | Повторение |
3.Организация познавательной деятельности
| - Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видео. -Сформулируйте тему урока. - А что вы знаете о Пасхе? - Я с вами согласна. - Давайте познакомимся с историей этого праздника. Я предлагаю вам послушать Тропарь «Христос Воскрес», (слайд) Тропарь – это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника. - Что вы представили, слушая тропарь? -Вам захотелось узнать об этом празднике больше? -Хорошо, тогда внимательно слушайте меня.
Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году.
У русских крестьян был обычай: в течение 40 дней Пасхи, ходить друг к другу в гости, поздравлять своих соседей, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц» (слайд). Люди приветствовали друг друга возгласом «Христос Воскресе» . И что слышали в ответ? Устраивали пасхальный пир. Главным угощением пасхального стола является…? Они обходили дома один за другим, пели песни, играли и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. - А вы знаете, что означает это слово? - Слово это означает «поющие под окнами», а обряд носит название «хождение волочебников». - Вы знаете, как называется первое воскресенье после Пасхи? В народе этот день называется Красной горкой. Это особая пора для молодежи. Это время свадеб, первого весеннего гуляния на вольном воздухе. Дети в этот день пели, водили хороводы, играли в игры, качались на качелях. - Хорошо. А вы знаете, как проходит первая неделя после Пасхи? Первая неделя после пасхи называется Светлой. Все 7 дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. - А вы знаете, как называют человека, который звонит в колокола? - Церковный служитель, в обязанности которого входит звонить в колокола – это звонарь. - Вот как это происходит (видеоролик) - В народе с любовью и нежностью относились к колоколам. Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула, оповещал людей о каких-либо важных событиях. Сейчас вы узнали об обычаях народного праздника, а теперь давайте поговорим о композиторах, которые были неравнодушны к этому празднику. - Ребята, обратите внимание на слайд, кто это?(слайд) - Правильно! Одним из таких композиторов был Рахманинов. Он очень почитал этот праздник. В его произведениях очень важны христианские мотивы. Особую роль в жизни Сергея сыграла бабушка - Софья Александровна Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород. Живя у бабушки, Сережа часто бывал с ней на службах. Он посещал и новгородские монастыри, где слушал монашеское пение - старинные знаменные распевы. И первое впечатление мощного и стройного колокольного звучания стало и самым сильным, отложившим отпечаток на всю последующую жизнь великого композитора. Пение церковных колоколов стало символом его творчества. - послушайте фрагмент из произведения С. Рахманинова «Светлый праздник» и обратите внимание на звучание фортепиано. - Какой же темп у этого произведения? - что же напомнило вам звучание фортепиано? - Верно. Звон колоколов. - Ребята, какой у нас сейчас месяц? Верно. А Пасха в этом году очень ранняя, и наступает она в апреле. - И сейчас я предлагаю вам разучить такую песню. Называется она «Апрель». У вас на столах есть текст. Сначала послушайте её, а потом мы с вами попробуем её спеть. Сядьте правильно и удобно. - А теперь давайте встанем из-за парт, и споём её стоя. - Присаживайтесь.
И так, ребята, давайте подведём итог, решив кроссворд.
В настоящее время Пасха по-прежнему остается одним из самых почитаемых праздников для каждого. Не мудрено, ведь его смысл – возрождение и непременная победа жизненной силы
| (смотрят видеоролик)
(хором читают)
(Внимательно слушают учителя)
(Внимательно слушают учителя)
«Воистину Воскресе».
- Пасха и яйца
- нет
(Внимательно слушают учителя) - нет (Внимательно слушают учителя)
-звонарь
- С. Рахманинов
(Ответы детей)
- быстрый - звон колоколов
апрель (Внимательно слушают учителя)
(Смотрят видео)
(Внимательно слушают учителя)
| РУУД: Целеполагание
ПУУД: Умение структурировать знания
КУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
ПУУД: Выделение необходимой информации
РУУД: прогнозирование, саморегуляция
КУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
ПУУД: Умение структурировать знания
КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
ЛУУД: Самоопределение
РУУД: целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
| Подводящий диалог
Рассказ
Побуждающий диалог
Рассказ
Стимулирования
Рассказ
Наглядно- слуховой метод
Рассказ
Подводящий диалог
Рассказ
Побуждающий диалог
анализ произведения
Побуждающий диалог
Повторение
|
4. Рефлексия учебной деятельности | Цыпленок, как и пасхальное яйцо, является символом возрождения и непрерывности жизни. Я предлагаю вам раскрасить его. Жёлтым или оранжевым цветом – у вас хорошее настроение, а если серый – плохое. - Спасибо за урок, до свидания! | (выполняют творческое задание)
- до свидания! | ЛУУД: самоопределение | Самооценка |