МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 255»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
Выступление на родительском собрании на тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре» в средней группе: «Звездочка»
Подготовили воспитатели:
Данилина Е.В.
Чадаева А.А.
2022-2023 уч.год
Цель:
Формировать обобщенное представление родителей о Патриотическом воспитании дошкольников через приобщение к национальной культуре
Задачи:
1.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье.
2.Организовать взаимодействие родителей и воспитателя в организации патриотического воспитания детей.
3. Формировать нравственную культуру семьи.
4.Расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей.
5.Познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.
Ход родительского собрания
Слайд 1: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре».
- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопрос патриотического воспитания. Очень актуальную на сегодняшний день тему. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.
Слайд 2: Что такое патриотизм (Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам).
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Слайд 2: Направления работы по патриотическому воспитанию
Работу по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям:
духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
воспитательно-образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду? Высказывания родителей.
Слайд 3: Детский сад и семья
Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
Слайд 4: С чего необходимо начинать? /Высказывания родителей.
Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.
Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…). Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.
Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?
Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?
Слайд 5: Альбом с фото.
Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
Какие традиции есть у вашей семьи?
Слайд 6: Традиции семьи.
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.
Слайд 7: Символ дома.
Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?
Пожалуйста, поднимите руку те родители, дети которых знают домашний адрес.
Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому?
Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?
Слайд 7: Символ детского сада.
Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?
Мы уверены, что многие интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.. Мы гордимся своим детским садом и стараемся передать свою любовь и гордость детям.
Часто устраиваем экскурсии по территории детского сада, знакомим с сотрудниками.
Слайд 8:
А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт?
Во время прогулки с ребенком вы обращаете внимание на красоту нашего города, на достопримечательности, рассказываете ли ребенку о них?
В нашем детском саду созданы мини-музее
«Народно-прикладное искусство»
Мы учим детей понимать, что и у людей и у вещей есть своя история.
Знакомим с культурой, прошлым и настоящим, достопримечательностями нашего города и округа, с промышленностью, с традициями и обычаями, с людьми, прославившими город. Развиваем потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, познавательную активность.
А у вас дома есть какие-нибудь мини-музеи или коллекции?
Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.
Сегодня мы хотели бы провести небольшой мастер-класс, по использованию игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича. …, а также их созданию своими руками. Приобщен он будет к нашей теме патриотизма……
Давайте разберем с Вами некоторые игры Воскобовича, с которыми и на основе которых мы сегодня будем играть, да, именно играть, тем самым погружаясь в сам процесс обучения.
Представляем Вашему вниманию игры Воскобовича. И первое пособие, с которым мы познакомимся поближе
Слайд 9-10. «Чудо-крестики» оригинал – СЕМЬЯ
«Чудо-крестики» – комплекс из трех комплектов игр, представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур.
«Чудо-крестики» ковролин – дом
Слайд 11. «Шнур-малыш» – слово «РОДИНА»
На полотне игры при помощи шнура можно:
продевать («нырять» и «выныривать») или огибать отверстия (окошечки);
«вышивать» фигуры, образы предметов и объектов, буквы, цифры по схемам, словесной инструкции, алгоритму или по замыслу;
шнуровать по заданным схемой или вторым игроком направлениям,
освоить правила выполнения графического диктанта.
Слайд 12. Но все это с легкостью можно сделать своими руками из подручных материалов.
«Чудо-крестики 2» -из картона:
- игровое поле;
- 7 крестиков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (1 целый и 6 составные – из двух, трех, четырех, пяти, шести и семи частей). Все части представляют собой геометрические фигуры.
«Шнур малыш» - из картона с наклеенной цветной пленкой.
На «игровом поле» закреплены «кнопки», расположенные в три горизонтальных ряда: верхний, средний и нижний, через которые можно протаскивать цветные (красный, синий, зелёный) шнурка или наматывать его вокруг них. На конце шнура завязываем узел и продеваем в «кнопку» так, чтобы узел остался с обратной стороны
Мы будем рады и очень благодарны. Изготовить это можно вместе с детьми. Прекрасная возможность провести время вместе, всей семьей.
Слайд 13. И в заключение, уважаемые родители небольшие рекомендации:
Игры Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с ребенком на протяжении 10 минут, потом отложите игру. В ходе игры запаситесь терпением, не критикуйте ребенка в случае неудачи. Радуйтесь победам малыша и чаще его хвалите.
Методика Воскобовича предполагает партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком в процессе игры.
Памятка для родителей:
"Основы патриотического воспитания дошкольников через приобщение к национальной культуре в семье".
• Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
• Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
• Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
• Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помрите, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
• Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
• Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).
• Поддерживайте у ребёнка показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: "Не высовывайся!", "Не проявляй инициативу, она наказуема!" и т. д.
• Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества. Не взращивайте в своём ребёнке равнодушие, оно обернётся против вас самих. Как можно раньше откройте в своём ребёнке умения проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!
Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство,
которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши дети пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.
Патриотизм - главная черта русского народа. Именно патриотизм помогает воспитать чувство любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.