Родительское собрание в 8 классе
Тема: «Как найти общий язык с подростком».
Подготовил: педагог- психолог Курманбаева А.С.
Дата: 22.12.20017 год.
Цель:
расширить психологические знания родителей;
помочь наладить отношения детей, родителей, педагогов;
дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей-подростков
Добрый день уважаемые родители! Тема моего выступления «Как найти общий язык с подростком». Для начало, давайте проведем упражнение. Прошу вас встать в круг. Передавая мяч продолжить фразу.
Упражнение «Закончи фразу»: «Я люблю своего ребенка за…»
Любить ребенка нужно безусловно, принимая его каким есть. При этом, когда речь заходит о похвале или наказании, следует помнить, что хвалить или не одобрять нужно только поступок ребенка. Тем самым давая понять, что он как личность, человек безусловно хороший и его любят просто так, а вот его поступки могут быть разными.
Подростки - непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. Подростки отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, и глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми. Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка мешает развиваться его самостоятельности. Разумной альтернативой должен стать систематический контроль с постепенной передачей функций контроля самому ребенку, - для того, чтобы он научился сам контролировать себя.
С подростками нужно разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. Нужно иметь силу и смелость сказать «нет» тем вещам, которые мы, родители, считаем недопустимыми. Подростки склонны к импульсивным решениям – родители должны поставить этому твердый заслон, одновременно с этим демонстрируя взвешенность в решениях собственных и готовность неторопливо обсуждать с подростками их собственные намерения.
Как бы ни было трудно, подростков нужно учить. Это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль. Если вы перестанете это делать и махнете рукой - не надейтесь, это приведет только к тому, что через какое-то время вам придется решать с вашими детьми-подростками уже более серьезные проблемы. Подростков нужно учить. Чему?
В отношении к делам - нужно учить организованности, умению ставить собственные цели и делать то, что сам же себе наметил. В отношении к сверстникам и взрослым - учить мягкости, внимательности и выдержке. Им действительно не хватает мягкости и выдержки, и учить этому лучше всего на своем примере. В отношении к самим себе - подростков нужно учить позитиву и конструктиву. Подростки склонны к негативизму: самообвинения, большие переживания по поводу собственных маленьких ошибок и по поводу своей внешности ("Я просто уродка, да?") – это не просто возрастные особенности подростков, а дурные привычки. Чем быстрее подростки научатся не ругаться на себя, а делать выводы и спокойно двигаться вперед по жизни, тем легче будет и им самим, и взрослым.
Если же родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, - тут не только кончается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях: проблемное поведение подростка вызывает проблемное поведение родителей, которое в свою очередь провоцирует подростков на еще более вызывающие реакции.
Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля. Важно понимать, что биологической основы у кризиса подросткового возраста - нет.
Многие личные проблемы возникают вследствие недостатка взаимопонимания между людьми. Несогласия и ссоры усиливаются и осложняются из-за нашей неспособности видеть мир не только глазами, но также умом и сердцем. Когда нет взаимопонимания, не может быть и доверия. В то же время, хорошо владея искусством общения, мы можем легче понимать своих детей, а им в свою очередь будет легче понять нас. Следует подчеркнуть, что истинное общение предполагает обмен не только словами, мыслями, информацией, но и чувствами, эмоциями, переживаниями.
Поддерживайте своих детей такими фразами:
Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь всё хорошо
Это серьёзный вызов. Но я уверена, что ты готов к нему
Ты делаешь это очень хорошо
Ты справишься с этим, у тебя всё получится
Я горжусь тобой
Я рада твоей помощи
Всё идёт прекрасно
Слова и фразы «разрушения»:
Ты мог бы сделать это намного лучше
Чем тебя просить, лучше сам сделаю
Эта идея никогда не может быть реализована
Мне сейчас некогда
Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находятся общий язык и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственно инициативы, – вот условия истинной родительской любви.
Помимо понимания и уважения к себе, как личности, каждый ребенок, а особенно подросток, должен видеть перед своими глазами образец любви, на основе которого он впоследствии может строить свои чувства по отношению к окружающим его людям.
Упражнение со звездочками.
На звездочках, которые лежат перед вами, просим написать имя ребенка и добавить к нему определение, начинающееся с той же буквы, что и имя. (Люба – любимая, ласковая…).
Родители зачитывают записанные слова.
Ваши дети – звезды сейчас побывали на ваших ладонях:
Дунь, и они станут тускнее.
Урони, они погаснут.
Все в ваших руках
Памятка родителям
Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне.
Для того чтобы воздействовать на ребенка, Вы должны научиться сдерживать себя.
Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый не должен показывать ребенку, что он сомневается в чем-либо.
Снимите контроль там, где он не так важен. Гнев редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное воздействие.
Поддерживайте ребенка. Старайтесь понять его переживания, когда дела у ребенка идут не очень хорошо.
Песня Берегите своих детей