«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию.

Конспект урока по риторике для общеобразовательных учреждений. Вводный урок. Для 9 класса.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23»

города Набережные Челны


План-конспект урока по риторике

Тема: Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию.


Цель: 1. Дать знания учащимся о риторике – науке об убеждении.

2. Раскрыть формы и методы речевого воздействия на аудиторию.

3. Формировать умение правильно воспринимать информацию.


Материал: Н.А. Михайличенко. Риторика, М., 1994 г.

Т.В. Матвеева. Работа над речью, П., 1994 г.


Ход урока.

  1. Вступительное слово.

    • Дорогие ученики! Сегодня мы отправляемся в бесконечный, и тем интереснейший путь в Риторику. Путь, который был начат вами на уроках литературы, истории, музыки и других предметах. За это время вы открыли для себя много нового. Но главное вы узнали лучше себя и того, кто рядом с вами. Теперь надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией.


«Заговори, чтоб я тебя увидел», - писал Сократ.


  1. Рассказ учителя.


Риторика как наука существует более тысячи лет. В разные времена в риторику вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи.

У этой науки есть и другие названия «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство публичного выступления». Конечно, они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия, но пока мы их будем рассматривать как синонимы.

В наши дни риторика рассматривается как наука, ее иногда определяют как «теорию убеждающей коммуникации» (общения).

Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становиться просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, формами и методами воздействия на аудиторию. Чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывая множество факторов, влияющих на оратора и на слушателя, владеть техникой говорения.

Перед выступающим, неизбежно встает целый ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с целью речи:

  • Для кого говорю?

  • Что хочу им сказать?

  • Зачем хочу им это сказать?

А также четыре частных вопроса, отражающих внешнюю, «техническую» сторону речи:

  • как сказать правильно?

  • Как сказать понятно?

  • Как сказать интересно?

  • Как сказать убедительно?


Ораторская речь – своеобразный вид эмоционального и умственного творчества, которое воплощается в живом слове. Она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Задача оратора и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления, выступить как бы в трех лицах: сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей.

Безусловно, риторика опирается на систему других наук, использует их данные (например, очевидна связь риторики и логики).

«Красноречие – дитя знаний», - говорили древние.

Цицерон1 полагал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом, навыком, знаниями, причем, важнее всего наука, т.к. первенство принадлежит образованному оратору.

В основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят, прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, физиология, актерское мастерство и мн. другие. Изучение этих наук, применение их законов в публичной речи являются важной задачей оратора.


  1. Работа в тетради.


Учитель предлагает ученикам записать ряд слов к данной теме и объяснить (по-своему) их лексическое значение. В ходе объяснений учитель, по необходимости, дополняет и исправляет ответы, сверяют по толковому словарю.


КРАСНОРЕЧИЕ – 1) способность, умение говорить красиво,

2) ораторское искусство.


КРАСНОБАЙ (разг., неодобр.) – человек, склонный к краснобайству (баять – говорить); пустой говорун.


ОРАТОР – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром говорить речи.


РИТОР – оратор в Древней Греции, а также учитель ораторской речи.


ПУБЛИЧНЫЙ – 1) в присутствии публики, открытый;

2) общественный, не частный.


  1. Игра «Кто вы, что вы, откуда?».


Дети, сегодня я вам предлагаю игру, которая поможет совершенствованию умений использовать те или иные понятия в соответствии со своей позицией, освоить суждение, умозаключения, научиться доказывать и т.д.


1 этап

Начнем игру с заполнения шутливой анкеты – теста:

Заполните, пожалуйста предлагаемую вам анкету. Помните, первый ответ является во многом определяющим для всех остальных ответов.

  1. Кто вы? Что вы? (нужное подчеркнуть)

Человек Земли, инопланетянин, экстрасенс, кикимора, ведьма, колдун (колдунья, дракон), критик, компьютер, робот, мираж, Красная Шапочка, Серый Волк, Снегурочка, Дед Мороз (можно придумать себе любую роль и дописать этот список).

  1. Ваши фамильные данные. Заполните нужную графу.

Фамилия, имя, отчество

Прозвище

Серия, номер.


  1. Из чего состоите? (нужное подчеркнуть)

Материя, сплав драгоценных металлов, святой дух, вакуум, энергетическое поле, ….

  1. Чем питаетесь? (нужное подчеркнуть)

Хлеб, птичье молоко, атомная энергия, электроэнергия, космическая пыль, положительными героями, отрицательными героями, биоэнергией, …

  1. Определите свой пол. (нужное подчеркнуть)

Мужской, средний, женский.

  1. Время рождения или изготовления.

До рождества Христова, после рождества Христова, во время перестройки, в застойное время, …

  1. Место рождения или изготовления.

Галактика, Земля обетованная, Звезда, планета, Сириус, Венера, Луна, Космос, завод, лаборатория, пробирка, сказка, …

  1. Семейное положение.

Свободен, ищу родителей (или одного из них), ищу друга, имею кошку или собаку.

  1. Подвергались ли вы воскрешению? Разложению на составные элементы? Кем или чем вы были в прошлой жизни?

  2. Имеете ли вы родственников на другой планете?

  3. Поддерживаете с ними связь? Как?

  4. Какие награды имеете?

Книга, шоколадка, конфетка, поцелуй родителей, похвала, улыбка друга, подруги, новый номер и серию, вещь, деньги, …

  1. Как возникли на Земле? Как проникли на Землю?

По собственному желанию, по воле родителей, из пены морской, нашли в капусте, межпланетный туризм, аист принес, …

  1. Чем занимаетесь на Земле?

Учитесь, трудитесь и учитесь, как все порядочные люди, отдыхаете, учитесь из-под палки, не работаете и не учитесь, …


В последнем случае укажите, зачем вы нужны на Земле (ведь бездельников здесь хватает).


2 этап

Зачитывание анкет и образование игровых групп в зависимости от выбранной роли.


3 этап

По детской считалочке (по выбору учеников) выбирается ведущий, который называет одну из своих слабостей, мешающих ему эффективно заниматься учебой (он может называть и другие свои характерные недостатки), причем выбирает и характеризует эту слабость, исходя из своей роли; игроки каждой группы поочередно, исходя из своей роли, предлагают свой совет, как от этой слабости избавиться. Ведущий, даже если видит рациональное зерно в совете, отвергает его, начиная свое высказывание словами: «Да, благодарю за совет, но …». Игроки не сдаются, продолжается дискуссия, учимся аргументировать, доказывать, убеждать…


  1. Домашнее задание: Ответить на вопросы:

      1. Что такое риторика?

      2. Данные каких наук использует риторика?

      3. Что нужно, чтобы стать хорошим оратором?

      4. Из чего слагается мастерство оратора?

      5. Подготовьте трехминутную речь на тему: «Зачем нужна риторика».

      6. Выучить скороговорки: «попытка не пытка»; «Около кола колокола»; «Король-орел, орел-король»; «Шакал шагал».


Желательно, чтобы анкеты были отпечатаны заранее на каждого ученика. Это сэкономит время и позволит продолжить обсуждение на других уроках, т.к. все ученики захотят выступить в роли ведущего.


Часть урока можно заменить речевыми упражнениями или разыгрыванием ситуаций, и их анализом.

Упражнение. Прочитайте стихотворение вслух, постепенно понижая голос, «дирижируйте» при этом руками. Последние шесть строк должны звучать в грудном регистре.

«Аквалангист»


Чтоб владеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Сейчас начну я опускаться,

Мой голос будет отражаться

И в резонаторе грудном

И непременно в головном.

Все

ниже

опускаюсь!

ниже!

А дно морское ближе …

ближе …

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко

Чтоб овладеть грудным регистром

Полезно стать «аквалангистом».


Упражнение. Прочитайте вслух, правильно расставляя ударения.

/ / / / / / / / /

Агент. Алфавит. Агрономия. Аристократия. Алиби. Блага. Брошюра. Бестселлер. Ворота.

/ / / / / / / / /

Выборы – выборов. Газопровод. Гражданство. Договор. Диалог. Досуг. Добыча. Донельзя.

/ / / / / / /

Индустрия. Квартал. Каталог. Красивый – красивее. Мышление. Облегчить.

/ /

Углубить – углубленный.


Упражнение. Прочитайте предложения «Я ученик _____ класса». Первый раз так, чтобы было ясно, что именно вы ученик в _____ классе. Второй раз, что вы ученик не ____, а именно ______ класса.


Разыгрывание ситуаций.

  1. Твой одноклассник не пришел в школу. Ты хочешь выяснить причину отсутствия и звонишь родителям. С чего начнешь телефонный разговор? Какими словами закончишь? Разыграйте и обсудите.

  2. Учебный день окончился. Вы уходите из школы. Как вы прощаетесь с учителем? С одноклассниками? С какими чувствами вы покидаете школу?

  3. Попробуйте изобразить в рисунке свое настроение (работа на 3 минуты). Проанализируйте.

  4. примите на себя роль отца или матери. У вас растет непослушный ребенок. Каждый раз он что-то делает наоборот. Но вы так хотите помочь ему! Сегодня вы даете ему советы. Какие? Разыгрываем ситуацию. Анализируем.

  5. Ты учитель риторики. Сегодня ты объяснишь ученикам смысл, приведенных ниже пословиц.


А) Слово – не стрела, а пуще стрелы ранит.

Б) Говорит день до вечера, а слушать нечего.

В) Слово толковое стоит целкового.

Г) Краснобай заговорит – всех гостей переморит.

11 Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.) – крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее