Тема «Русская народная игрушка- матрёшка».
Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»; вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки новым способом.
Материал: белые силуэты матрёшек с альбомный лист, краски, кисточки, стаканчики с водой, восковые мелки, влажные салфетки, ватные палочки.
Публикация «Рисование в старшей группе, Разукрашивание силуэта матрёшки нетрадиционным способом — „монотипией“ и „методом тычка“,» размещена в разделах
Матрешка, матрёшки
Матрешка, матрёшки. Рисование
Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
Нетрадиционные техники рисования
Рисование. Все материалы
Старшая группа
Темочки
Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2012
Предварительная работа: беседа об истории русской народной игрушке- «матрёшка», рассматривание иллюстраций, настоящих изделий матрёшек, игры с матрёшками.
Содержание занятия. На стол выставляются разные матрёшки.
-Дети, вы знаете, как называются эти игрушки? Правильно это матрёшки.
-Эти деревянные игрушки произошли тоже с давних времён и сделаны русскими народными мастерами.
-Мы тоже с вами уже познакомились с некоторыми глиняными игрушками, у которых есть своё название.
-Назовите, какие вы знаете глиняные игрушки (дымковские, филимонов-ские.).
-У каждой матрёшки есть тоже своё название. Одни матрёшки Семёновские и их делают близ города Семёнова, другие матрёшки делают в Сергиевом Посаде и называют Сергиевские матрёшки. Другой вид матрёшек делают в Полх-Майдане и называют Полх-Майдановские матрёшки.
-Ребята, посмотрите, какие это удивительные игрушки. На матрёшках нарисованы и фартучки, и косыночки, и красивые узоры.
-Теперь сравним две народные игрушки - дымковскую игрушку и матрёшку. Одинаковые ли узоры на них нарисованы? (Нет)
-Чем они отличаются? ( Дети находят отличия: на дымковской игрушке - колечки, круги, точки, круги, линии, чёрточки; на матрёшке – цветы, листья, завитки, ягоды.)
-Но всё-таки все матрёшки разные. Они расписаны крупными, яркими цветами с отчётливым чёрным контуром.
-Художники разукрашивали розовыми, красными, жёлтыми, фиолетовыми, голубыми и зелёными красками.
-Матрёшки покрыты прозрачным лаком. Эти разноцветные узоры делают их очень нарядными.
-А теперь я предлагаю ненадолго вам стать художниками-мастерами и раз-украсить своими узорами вот этих матрёшек (силуэты).
-Но разукрашивать будем не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ). Это восковыми мелками, красками, кисточ-ками и ватными палочками.
-А теперь посмотрите разные способы рисования.
-У каждой матрёшки фартучки разукрашены разными узорами, мы будем разукрашивать своим способом, называется способ рисования «монотипия»- это когда листочек бумаги сгибается пополам и на половину бумаги пятнами наносится разноцветная краска, а другой половинкой припечатывается на краску. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок похожий на узор (показ воспитателя, дети выполняют работу с «монотипией»).
-Пока сохнет фартучек, кисточкой набираем любую краску и раскрашиваем платочек.
-На лице у матрёшки подрисовываем восковыми мелками глаза, брови, носик, ротик.
-Затем, если платочек подсох, берём ватную палочку, для рисования другим способом - "тычком". Палочкой, набираем краску другого цвета, чтобы не сочеталось с платком и на поверхности платка нарисо-вать точки, как горошинки.
-Также ватной палочкой нарисовать бусы у матрёшки.
-Теперь, когда все закончили работу, даже в группе стало светлее, и как буд-то наша группа превратилась в большую мастерскую, а мы стали настоящими художниками-мастерами, но разукрашивали мы свои матрёшки необычными способами. Какими? (Дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ работ.)