РЕСУРСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ДВОРЦА ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА КУРСКА
Ключевые слова: побуждение, заражение, вовлечение учащихся в совместную деятельность, межгрупповое взаимодействие, общие интересы, степень контактности, наличие традиций и правил совместного общения и жизнедеятельности, приобретение социального опыта.
Key words: education, infection, involvement of students in joint activities ie intergroup interaction ie, common interests, the degree of contact, presence of traditions and rules of communication and sharing of life, n riobretenie social experience.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социального воспитания- как стратегический национальный приоритет, необходимость формирования человека нового века, раскрытие способностей каждого ребенка через ресурсы дополнительного образования.
Annotation. The article deals with issues of social education. - as a strategic national priority, the need to form people of the new century, the disclosure of the abilities of each child through additional education resources.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года декларируется: «Воспитание - это важнейшая социальная функция системы образования, деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества» [1].
Ребёнок - полноправный субъект взаимоотношений с взрослыми. Сегодня, в динамично меняющемся мире, современные дети – представители информационного мира, сетевого взаимодействия, виртуального общения. Они открыты к конструктивному диалогу с непонятным им миром взрослых, которые живут по особым принципам и считающим, что в основе взаимоотношения с детьми должны быть выставлены только требования и запреты. Под влиянием произошедших преобразований в обществе, форм обмена информацией изменили образ жизни и образ мыслей детей, все это вызывает необходимость формирования человека нового века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Главными задачами современного образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Подростки и молодежь - это особая социально-демографическая группа, процесс развития личности происходит в период, протекающий между детством и взрослением. Для данного возраста характерно: двойственность сознания, противоречивость в принятии решений, максимализм в своих притязаниях, неустойчивость в ценностных установках. Такое физическое и психическое состояние социально-демографической группы может дестабилизировать общество или создавать условия для прогрессивного развития. Содержание социального воспитания во Дворце пионеров и школьников предусматривает непосредственное побуждение, заражение, вовлечение учащихся в совместную деятельность, ориентирует ребенка на осознание значимости и ценности занятий в детском объединении «Юный исследователь», в котором осуществление коллективной жизнедеятельности детей взаимосвязаны: распределены роли участников объединения, определены нормы и правила взаимодействия (этикет), формы организации внутри и межгруппового взаимодействия. Обучающиеся имеют общие интересы, дела, цели, созданы условия для контактности между членами объединения, возможность для регулярного одновременного общения в процессе занятий, общей деятельности, организованной согласно интересам и целям проектно-исследовательской деятельности, соблюдение традиций и правил совместного общения и жизнедеятельности. Приобретение социального опыта, связано с введением в жизнь подростка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, способствующих формированию быть творцами и участниками этих дел, таких, как городская воспитательная программа «В волшебном мире книг», где обучающиеся принимали участие: в познавательной викторине «Вооруженные силы России» по произведению А. Митяева «Книга будущих командиров»; в познавательной игре «Детство» по творчеству Н. А. Некрасова; в игре-путешествии «Дерзающим судьба помогает», по творчеству Жюль Верна; в заочном конкурсе «За все добро - расплатимся добром», посвященном 80-летию со дня рождения поэта Николая Рубцова; в празднике «Мифы Древней Греции», с показом инсценировки «Состязание Пана с Аполлоном»; в конкурсе творческих работ «Живое пламя», посвященном творчеству А.П. Гайдара: в викторине «Узнай героя (место)», «Чей это предмет», в разгадывании филворда, в создании иллюстрации любимых эпизодов к рассказу А.П. Гайдара «Дым в лесу». Ресурсное обеспечение деятельности детского объединения «Юный исследователь» представляет собой явления (объекты, предметы, а также их свойства), выраженные в материальной или идеальной формах, которые используются как средства, возможности, условия, источники, резервы для достижения целей социального воспитания. Среди большого разнообразия ресурсов для социального воспитания, на мой взгляд, выделяются главные: ресурс программного подхода, ресурс ценностно-смыслового содержания образования, ресурс педагога дополнительного образования, ресурс взаимодействия во Дворце пионеров и школьников. В основе дополнительной общеобразовательной программы «Юный исследователь» лежит парадигма взаимодействия. Реализация программы на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей, различных возрастных групп и других психофизических особенностей возраста. Компонентом субъектного становления личности и ее внутреннего роста, в детском объединении становится: самоопределение и саморазвитие индивидуальности. Освоение ценностей происходит благодаря выбору культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогает подростку организовать собственное поведение в социальной среде. В связи с этим эффективно реализуется принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, так как этому способствует поисковое, творческое, неформальное содержание образовательного процесса по программе «Юный исследователь». Процесс социализации подростка построен с учетом принципов социально-ориентированного образования: гуманистической направленности обучения и воспитания, природосообразности, культуросообразности, эффективности социального взаимодействия, концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, принципе событийности. В подтверждение этих слов - участие обучающихся: в городском фестивале творчества «Край, которым я горжусь», в рамках городской воспитательной программы «Эрудит», в городском детском экологическом марафоне «Природа рядом с нами», в конкурсе «Планета Земля - наш общий Дом» в номинации «Эссе», в региональном фестивале «Даруй, судьба, нам вдохновенье…», с работой «Поэзия Афанасия Фета «Воробьевского» периода - вершина поэтического творчества».
Ресурс педагога дополнительного образования - как профессиональная компетентность, рассматривается в способности оценить социальный заказ, самостоятельно и инициативно-творчески диагностировать конкретный социум, формулировать на этой основе стратегические задачи деятельности детского объединения, мобильно и индивидуально-дифференцировано реагировать на изменения среды, в которой происходит социальное воспитание детей и подростков. Оценочно-диагностическая работа педагога просматривается в педагогическом обследовании открытого социума: работа с ценностями и антиценностями, бытующими в конкретной микросреде, детском сообществе, семейном сообществе, близлежащих образовательных учреждений микрорайона, города, в анализе взаимодействия с теми профессионально-образовательными учреждениями, куда по завершению обучения в детском объединении может поступить учиться выпускник. Обучающиеся детского объединения «Юный исследователь» принимали участие в городской воспитательной программе «Возрождение» - в конкурсе литературного творчества патриотической направленности «Взгляд сквозь подвиг», посвященном освобождению города Курска от немецко-фашистских захватчиков с творческими работами: «Детство, опаленное войной»; «Фотография К.К. Рокоссовского - реликвия моей семьи»; «Освобождение города Курска – взгляд сквозь десятилетия»; «Из воспоминаний педагога о военном детстве»; в городском конкурсе презентаций "Их имена носят улицы нашего города с проектами «Шубин Петр Алексеевич - Герой Социалистического труда, Почетный железнодорожник Курской области»; «Десант Ольшанского»; «Черняховский Иван Данилович, генерал армии, дважды Герой Советского Союза»: "Именем героя Великой Отечественной войны - К.К. Рокоссовского названа площадь в городе Курске". Недостаток внимания и участия, которые испытывает определенная часть детей в школе и семье, частично компенсируется разнообразием взаимодействия, реализующегося в жизнедеятельности Дворца пионеров и школьников города Курска. Ресурс взаимодействия детского объединения прослеживается в массовых и групповых видах предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в творческие праздники, конкурсы и фестивали, требуют проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу, дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. К таким мероприятиям относятся подготовка и участие в городской воспитательной программе «ЭРУДИТ»: в конкурсе исследовательских и творческих работ, посвященном 100-летнему юбилею Г.В. Свиридова «Время Свиридова» с проектами «Духовная музыка Георгия Свиридова», «Большой культурный праздник на Курской земле - 100 лет со дня рождения Г.В. Свиридова; в III городском конкурсе детских исследовательских и творческих работ «Время Георгия Свиридова» к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции «Революционная романтика музыки советских композиторов», с проектом «Патетическая оратория Георгия Свиридова – эпический гимн в честь торжества веры, добра и света»; в XII-й детской краеведческой конференция «Я Родину люблю», в конкурсе детских исследовательских проектов в номинации «История науки и техники России на материалах Курского края» с исследовательским проектом «Непобедимый Сергей Павлович – «Человек-эпоха». Таким образом, ресурсное обеспечение социального воспитания обучающихся в детском объединении «Юный исследователь» соответствует: научно-обоснованным социализированным требованиям, способствует передаче социального опыта, постановке цели и анализу сложившейся ситуации, оценке обучающегося, организации творческого дела, созданию ситуации успеха.
Сноски.
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной решением Правительства РФ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html