Цели:
1. Развивать интерес к изучению математики, повышать учебную мотивацию к предмету.
2. Пробудить любознательность, быстроту мышления и инициативу.
3. Воспитывать умение общаться в группе, находить правильное решение посредством мозгового штурма.
Условия игры:
В игре участвуют 2 команды.
Каждая команда, с выбранным капитаном, представляет своё название, эмблему или атрибут (оценивается пятибалльной системой)
Каждое задание оценивается: 3 баллами за полный ответ, 2 баллами за неполный ответ и 1 баллом за ответ, полученный с помощью болельщиков.
На решение каждого задания отводится одна минута (по песочным часам)
Ход игры
На экране название игры
Представление жюри, в которое могут войти и учителя, и старшеклассники.
Представление команд.
Ведущий знакомит участников и их болельщиков с правилами игры.
Участники хором читают девиз игры: (Слайд ).
Чтобы спорилось нужное дело
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям,
Никогда не давались легко.
Приветствие учителя- руководителя проекта.
Ученик.
Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья. .
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
Учитель:
Математика нужна как воздух! И это действительно так! Ни одна профессия в мире не обходиться без знания математики. Математика везде : И в кисти художник, и в стихах поэта . Без математики не сможет хирург сделать операцию, а пекарь испечь хлеб. Агроном не сможет засеять поле, а конструктор построить самолёт.
Я хочу, чтобы вы, ребята, полюбили эту очень интересную науку. И не такая уж она и сложная, наша математика, но очень увлекательная и даже иногда волшебная и весёлая. В этом вам поможет убедиться сегодняшний конкурс-игра.
Сегодня мы порешаем интересные шуточные задачи, поговорим о математиках, узнаем интересные эпизоды из жизни великих математиков, и постараемся определить самую эрудированную команду юных математиков. (эрудированного ученика)
ведущий:
Мы начинаем нашу игру. И как в каждой игре, должны быть победители. Победители в нашей игре будут, а вот проигравших- нет. Ведь получить новые знания, новые эмоции, новых друзей- это уже победа!
конкурс “ Разминка”
Чтоб все в игре прошло без заминки,
Её мы начнем, ну конечно, с разминки!
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Условия конкурса:
ведущий зачитывает вопросы, командам необходимо ответить как можно на большее количество вопросов правильно. Отвечать надо быстро, если не знаете ответа, то говорите “дальше”. Правильный ответ – 1 балл.
Кто начнет игру, узнаем с помощью считалки:
Раз, два, три, четыре, пять,
Собрались мы поиграть.
К нам сороки прилетели,
Начинать тебе велели.
1. Как называется результат деления? (частное)
2. Как называется прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
3. Семь в квадрате. (49)
4. Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)
5. 789*0= …(0)
6. Острый угол – это… ( меньше 900)
7. Наибольшее двузначное число. (99)
8. Чему равен периметр квадрата со стороной 5 см? (20 см)
9. 17 · 11=… (187)
10. Число 345 округлить до десятков. (350)
Вопросы второй команде:
Как называется результат вычитания? (разность)
Как называется прибор для измерения углов? (транспортир)
Восемь в квадрате. (64)
Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость)
0+324=… (324)
Тупой угол – это… ( больше 900)
Наименьшее двузначное число. (10)
Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 3 см, а ширина 2 см? (10 см)
49 · 6=… (294)
10. Число 345 округлить до сотен. (300)
Дополнительные вопросы :
Как называется результат умножения? (произведение)
Как называется прибор для изображения окружности? (циркуль)
Три в кубе. (27)
Что найдем, если время умножим на скорость? (расстояние)
0:234=…(0)
Прямой угол – … ( равен 900)
Наименьшее трехзначное число. (100)
Чему равна площадь прямоугольника, если его длина 3 см, а ширина 2 см? (6 см2)
4 · 69=… (276)
10. Число 456 округлить до сотен. (500)
Поочередно каждая команда выбирает номер вопроса (Слайд №4)
Вопросы.
1) Разгадайте математический фокус (Слайд №5)
Умножь его на 2.
Задумай число.
К произведению прибавь 3.
Полученную сумму умножь на 4.
От полученного произведения вычесть 12.
Полученную разность разделить на задуманное число.
Почему у всех получится 8?
Ответ: ((2а+3)4-12):а =(8а+12-12):а=8а: а=8
2) “Хитрый садовник” (Слайд №6)
Однажды пришли к садовнику ребята и спрашивают: “Дедушка, сколько в твоем саду деревьев?”
Улыбнулся садовник и ответил: “Половина всех моих деревьев – яблони, четвертая часть – сливы, седьмая часть – груши и, кроме того, есть ещё 3 тополя”
Стали ребята считать, сколько же у садовника в саду всех деревьев, да так и не сосчитали. Может быть, вы сосчитаете?
Ответ: 28 деревьев.
3) “Будильник” (Слайд №7)
Мальчик лёг спать в 7 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик?
Ответ: 2 часа.
4) “Сколько чисел?” (Слайд №8)
У скольких двузначных чисел сумма цифр равна 10 ?
Ответ: У 9 чисел: 19,28,37,46,91,82,73,64,55.
“Любопытная пауза 1 ” (Слайд №25)
Древнегреческий философ- идеалист Платон (427-347) справедливо считал, что математику должен знать каждый, кто хочет заниматься философией. При входе в его академию он сделал надпись: “Не знающий геометрии, сюда да не входит!”
5) “Весы” (Слайд №9)
На одну чашу весов положен брусок мыла, на другую-? такого же бруска и ещё ? кг. Весы в равновесии. Сколько весит целый брусок мыла?
Ответ: 3 килограмма.
6) “Замок с секретом” (Слайд №10)
Перед вами замок с секретом. Если вы поставите стрелки на нужные буквы, то
получите ключевое слово и замок откроется. Какое это слово?
Ответ: Банк
7) “Половина” (Слайд №11)
Половина от половины числа равна половине. Какое это число?
Ответ: 2
“Блиц” (Слайд №12)
Кирпич весит 2 кг и полкирпича. Сколько весит один кирпич?
На берёзе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего?
У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех детей в семье?
Ответ: 3 кг; яблок нет; 8 детей.
“Любопытная пауза 2” (Слайд №27)
Впервые математическую теорию музыки открыл Пифагор.
Утвердив музыку как точную науку, Пифагор применил найденные им законы гармонических отношений ко всем феноменам Природы, пойдя настолько далеко, что установил при этом гармонические отношения между планетами, созвездиями и элементами.
9) “Треугольник” (Слайд №13)
Чему равен периметр треугольника со сторонами 18 см, 17 см, 35 см ?
Ответ: такого треугольника нет.
10) “Дальше...” (Слайд №14)
Какими должны быть два следующих числа в последовательности:
10, 8, 11, 9, 12, 10, 13,…
Ответ: 11,14.
11) “Делимость” (Слайд №15)
Делится ли число 11· 21 · 31 · 41 · 51 – 1 на 10?
Ответ: да.
12) “Измерь” (Слайд №16)
Как, не имея никаких измерительных средств отмерить 50 см от шнура, длина которого ? метра?
Ответ: шнур согнуть пополам; половину получившегося шнура согнуть ещё раз пополам; первая половинка и получившаяся вторая дадут 50 см.
(лучше продемонстрировать)
“Любопытная пауза 3 ” (Слайд №26)
Именем известной вычислительницы француженки Гортензии Лекот (1723-1788) назван цветок гортензия, привезённый ею из Индии.
13) “Семёрочка” (Слайд №17)
Сколько раз встречается цифра 7 при записи чисел от 1 до 100?
Ответ: 20 раз.
14) “Блиц” (Слайд №18)
Сколько месяцев в году содержат 30 дней?
У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?
5 землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов за 100 часов выкопают 100 м канавы?
Ответ: 11 месяцев; 10 и 5 копеек; 5 землекопов.
15) “Дымок” (Слайд №19)
Электропоезд идёт с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении - с востока на запад- дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда?
Ответ: у электропоезда нет дыма.
16) “Дюжина” (Слайд №20)
Две дюжины умножили на 3 дюжины. Сколько всего дюжин получилось?
Ответ: 72 дюжины. (2•12)• (3•12)=(2•12•3) •12=72•12
“Математическая пауза” (Слайд №24)
Запиши дату дня своего рождения.
Записанное число удвой.
Новый результат умножь на 10.
К полученному произведению прибавь 73.
Всю эту сумму умножь на 5.
К произведению прибавь номер месяца своего рождения и результат сообщи ведущему.
Ведущий вычитает из этой суммы 365 и сообщает число и месяц участника игры: первые две цифры – число, а вторые две цифры – месяц.
17) “Чёрный ящик” (Слайд №21)
Число 1001 называется числом Шахерезады. Что лежит в “чёрном ящике”?
Ответ: книга “Сказки. Тысяча и одна ночь”
18) “Блиц” (Слайд №22)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Чему равен НОД двух чисел, если НОК равно произведению данных чисел?
Хозяйка несла корзину яиц. А дно упало. Сколько яиц осталось?
Ответ: 50 пальцев; 1; нисколько.
19) “Дроби” (Слайд №23)
Какой знак нужно поставить между двумя пятёрками чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? (,)
-Чему равна одна четвёртая часть часа? (15мин.)
“Любопытная пауза 4 ” (Слайд №28)
Гениальный математик Эварист Галуа (1811- 1832) был убит на дуэли.
За пять лет до гибели Пушкина сходная смерть на дуэли унесла молодого француза — Эвариста Галуа. Его мало кто знал. К 20 годам он успел только поступить в Высшую Нормальную школу (это педагогический университет в Париже), но был исключен оттуда в числе прочих “бунтарей” в революционном 1830 году. Казалось, что вскоре о Галуа забудут, как о многих других несостоявшихся революционерах. Но позднее выяснилось, что Галуа успел состояться как математик — да такой, каких Франция не рождала со времен Декарта. Поэтому имя юного француза стоит в одном ряду с именами таких богатырей-патриархов, как Эйлер или Гаусс.
В конце игры: (Слайд №29)
- подведение итогов;
- вручение дипломов и призов.