Методическая статья на тему:
«Региональный проект «Современные дети» в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Васютина Л.Л.,
директор МБДОУ «ЦРР-д/с №3» г. Тула
Современная ситуация развития детства характеризуется сверхбыстрыми изменениями и многозадачностью. Ребенок сегодня во многом отличается от того, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменились предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых и детей. Первый опыт такого взаимодействия позволяет ребенку стать социально компетентным, готовым к расширению своих контактов в социуме. Формирование положительного интереса у ребенка-дошкольника – это основа будущей успешности маленького человека.
Проект ориентирован на формирование познавательного интереса и личностного развития ребенка 6-7 лет посредством вовлечения его в интеллектуально-игровую и коммуникативную взросло-детскую среду через знакомство с иностранным языком, родным краем, освоение азов информатики и шахматного искусства.
Основной целью проекта «Современные дети» является целостное и разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом требований современного общества и государства через создание условий, поддерживающих активное участие детей в образовательной деятельности, обеспечивающее индивидуализацию их развития и позитивную социализацию.
Проект расширяет возможности реализации дополнительных образовательных программ в детском саду, так как специально созданные благоприятные условия развития позволяют ребенку проявить нравственные, интеллектуальные качества, инициативу и самостоятельность.
Ярко прослеживается и система непрерывного образования. Проект обеспечивает преемственность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основывается на согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Дополнительная общеобразовательная программа «Современные дети» направлена на углубление содержания таких образовательных областей, как социально-коммуникативное развитие (приоритетное направление «Родной край глазами детей»), познавательное развитие (модули «Информатика – детям», «Английский язык», «Шахматы – детям»). Программа может быть использована в дошкольных учреждениях разного типа, т.к. имеет модульную структуру.
Модуль «Родной край глазами детей» раскрывает содержание образовательного направления «Краеведение», что обеспечивает преемственность краеведческой деятельности обучающихся на дошкольном уровне и уровне начальной школы, что очень важно для воспитания будущего гражданина и патриота своей Родины.
Модуль «Информатика – детям» позволяет приобщать старших дошкольников к цифровой среде на деятельностной основе. Наличие у детей знаний основ информатики способствует решению практических задач.
Модуль «Английский язык» - изучение иностранного языка в дошкольном возрасте способствует развитию всех познавательных процессов (мышление, память, восприятие, память, речь), оптимизирует процесс формирования учебной мотивации, познавательных навыков и социального интеллекта, стимулирующего интерес к изучению других культур.
Модуль «Шахматы – детям» охватывает несколько образовательных областей: познавательную, Речевую, социально-коммуникативную. Развивает мыслительные операции, содействует самостоятельному решению логических задач.
Отличительной особенностью проекта является то, что он представляет собой оригинальный опыт включения ребенка-дошкольника в общественное и культурно-историческое пространство через событийность детской жизни. В проекте акцент делается на результативность детской деятельности. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам. Интегрированный подход дает возможность развития в единстве познавательную и эмоциональную сферы личности ребенка.
Особенности современных детей диктуют необходимость использования средств и способов для целостного развития дошкольников, создание условий для общения, роста мотивации к деятельности, усвоения общественных норм и ценностей. Все это возможно в процессе реализации данного проекта.