МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
концертмейстер Букина Л.В.
Региональные особенности музыкальных инструментов
Курской и Орловской областей.
Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше. Ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки. Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, красоту, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
Курская область.
Здесь сформировалась песенная традиция, яркой чертой которой является обилие карагодных (хороводных) песен, плясовых инструментальных наигрышей. Народные песни нетрудно исполнять в движении, играх, ведь напевы их как правило, отличаются простотой и ясностью. Интонирование их несложно: мелодии чаще всего состоят из трех пяти тонов и учитывают возможности любых голосов. Карагоды – массовая пляска по кругу – были формой праздничного гуляния, объединяющей всех членов сельской общины.
В традиции Курской области карагоды водили не только под пение песен, но и под аккомпанемент инструментального ансамбля, куда входили струнные и духовые инструменты. Звучание инструментов может также имитироваться голосом.
Духовые инструменты: жалейки, дудки, пыжатки, кугиклы. В последние годы в селах получили распространение баян, гитара, мандолина.
Жалейка («рожок») состоит из коровьего рога и вставленной в него деревянной трубки с 5—6 пальцевыми отверстиями. В трубку вставлялся пищик из дерева, камыша или гусиного пера. Звук рожка сильный, резкий. Инструмент использовался и как сольный, и как ансамблевый.
Дудка — разновидность одноствольной флейты без пыжа, роль которого выполнял язык. Инструмент имея обычно 3—5 пальцевых отверстий. Дудки изготавливались из клена, черемухи, позже появились металлические. На дудке исполнялись плясовые, достаточно сложные наигрыши.
Пыжатка — духовой инструмент внешне похожий на дудку. В верхний конец ее вставлялся деревянный пыж. Пыжатка имела определенное количество пальцевых отверстий (6), которое у всех инструментов было неизменным. Длина пыжатки была около 40 см. Звук ее чистый, звонкий. Пыжатки обладали большими возможностями, на них можно было исполнять партии дудки, рожка.
Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент, который по предположению исследователей заменил вышедший из употребления древний гудок. По аналогии с гудком, на скрипке использовалось только три струны. Во время игры скрипач смычком касался одновременно двух струн — на одной исполняя мелодию, а соседнюю используя в качестве бурдона. В народной манере скрипку держали, упирая ее в плечо.
Балалайка — старинный струнный щипковый инструмент. В XVI—XVII в. искусством игры на ней владели профессиональные музыканты — скоморохи. Широкое распространение в народе балалайка получила в конце XIX —нач. XX вв. Исполнители настраивали балалайку в соответствии со своим вкусом и потребностями. Часто встречается «гитарный строй» (по звукам мажорного трезвучия), который открывает большие возможности для аккомпанемента и для сольной игры.
Есть ли связь между культурой курского края и мелодиями перуанских индейцев? Ученые отвечают на этот вопрос положительно. В индейских племенах и когда-то в курских селах играли на одних и тех же музыкальных инструментах. Это духовой инструмент, разновидность музыкальной флейты, известной также как флейта Пана. Курские музыканты назвали его кугиклами.
Кугиклы-(научное название — «флейта Пана») травяные дудки представляют собой набор из трех или наиболее часто пяти пустотелых трубочек одинакового диаметра, «толщиной» в палец, но разной длины, которые складываются горизонтально и «по росту». Главная особенность в том, что кугиклы в России никогда не связывались. Распространены не только в курской, а и в калужская и брянская областях. Мякоть изнутри дудочки вычищается гусиным пером, при этом нельзя «поранить» донышко. Оно закрыто воском. Курские кугиклы изготавливали из камыша или тростника. Настройку обычно производят подрезыванием верхнего края дудочки. Для лучшей звучности концы трубочки смачиваются водой или слюной. Играют на этом инструменте только женщины –игрицы. Женщина, исполняющая мелодию, делает голосовые выкрики — «фифкает». В ансамблевой игре исполнительницы (чаще их три) делятся на «фификальниц», – это женщина, которая играет на кугиклах мелодию и помогает голосом, и «придувальниц», которые как бы аккомпанируют. Наиболее распространенные наигрыши на кугихлах — «Тимоня», «Батюшка», «Чибатуха», «Под мельничкой». Инструмент и ныне бытует в селах Курской области.
Орловская область.
Старинные музыкальные инструменты: духовые (свирель, жалейка, рожок),
ударные (трещотки, ложки, бубен)
струнные (гусли, гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным русским народным музыкальным инструментам. В конце XIX в. полностью вышел из употребления. Гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка).
Его предельные размеры – 30-80 сантиметров.
Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук.
Музыкант при игре на гудке касался смычком сразу всех струн.
Однако для извлечения основной мелодии использовалась только одна (первая) струна.
Остальные две струны называются бурдонными и звучали они в одной тональности, не изменяя своего звучания.
Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов.
Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение, домра, лира колёсная– инструмент, напоминающий футляр от скрипки, который не отличается простотой использования. Лира кладется на колени, а на плечи набрасывается ремень правой рукой музыкант равномерно и медленно вращает колесо за рукоятку, нажимая левой рукой на клавиши. По своему звучанию лира напоминает волынку или гудок. В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному, балалайка.
Наиболее распространенным народным инструментом была
Трещотка- ударный, шумовой народный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Материал специально высушенный бук, дуб, клён. Районы бытования — Калужская, Орловская, Тульская области. Используется как сольный инструмент с пением либо с гармоникой для сопровождения частушек, а также в составе инструментальных ансамблей. Для дополнения тембровой окраски к нему привязывали колокольчики или бубенцы. Разнообразные способы игры и ритмические рисунки вместе с перезвоном бубенцов делают трещотку одним из самобытных и интересных музыкальных инструментов. Трещотка изготовлена из пластин, соединённых прочным шнуром. Между пластинами находятся специальные деревянные перемычки, которые определяют громкость и тембр инструмента. Играть на трещотке не сложно: нужно взять её обеими руками за крайние пластины, раскрыть и быстро сжать руки в исходное положение. Можно так же взять её обеими руками за крайние пластины, и поочерёдно передвигать руки вверх и вниз. Громкость звучания будет зависеть от скорости и интенсивности ваших движений. Можно перевернуть трещотку вверх пластинами, и она всё равно будет играть!
Разновидности трещоток- круговая, гармошка (от 20 пластинок), пластинчатая на ручке, трещотка с бубенцами, плоская пластинчатая.
Трещотку держат на уровне груди, за выступающие боковые пластины слегка раздвинув их снизу. Плавно поднимают то одну, то другую руку, добиваясь ровного перемещения пластин.
Трещотку держат одной рукой, а другой рукой играют ритмический рисунок по нижним пластинам трещотки.
Трещотку переворачивают «вверх ногами» и играют, как в первом варианте.
Далеко за пределами Орловской области известна гармошка -
«Ливенка» – один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Изобретена ливенка была в 1830-1940 гг. для исполнения народных песен, в основном – плясовых. Традиционно на «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся в свою очередь из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» – одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные по второй или первой октавах – по договоренности с заказчиком – и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан – писчик, настроенный во второй октаве. Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. Размеры гармоник были различными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры – 22-30 см. высоты и 8-9 – ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным и был увеличен за счет количества борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров. Ливенка – самая длинная гармошка в мире!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.– Электронный ресурс. – Режим доступа: masteras.ru/t/treshhotka-plastinchataya-bolshaya/
2. orel-region.ru/index.php/files2/tools/index.php?head=2&part=62&unit=7
3. russian-garmon.ru/other-types/130
4. livny-tv.ru/?s=ливенские гармошки
5. ооцнт.рф/novosti-rajonov/
6. eshop-music.ru/goods/masterskaya-serebrova/masters...erebrova_23831.shtml
7. www.tourism-orel.ru/?2/iskusstvo_i_traditsii