Развитие внимания, как один из способов адаптации детей с ОВЗ к процессу обучения.
Внимание – это один из познавательных процессов, который обеспечивает «осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием».
Развития внимание как способ адаптации детей с ОВЗ к процессу обучения важное направления педагога психолога.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Дети с ОВЗ нуждаются в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования. В работе с такими детьми систематически используется индивидуально-дифференцированный подход, который предполагает дозирование объема заданий, оказание посильной помощи в их выполнении, смену видов деятельности и дозирование их во времени.
Работу с данной категорией детей я веду во взаимодействии с учителями начальных классов: провожу индивидуальные консультации, участвую в заседаниях методических объединений учителей начальных классов и в работе ПМПК.
Внимание является главным условием осуществления познавательной деятельности, оно обеспечивает возможности успешного обучения. Недостаточное развитие видов и качеств внимания у детей (избирательность, концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем) приводит к дезадаптации в начальной школе. Развитие внимания способствует активизации процессов памяти, восприятия, мышления, формированию необходимых для обучения навыков, приобретению знаний. Оно положительно влияет на формирование некоторых свойств личности: наблюдательности, прилежания, аккуратности.
Используемая мной в работе индивидуальная программа занятий направлена на коррекцию и развитие у детей познавательных процессов: памяти, внимания. Занятия проводятся индивидуально с использованием яркого дидактического материала.
Учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, развивающим и занимательным.
Узость объема произвольного внимания проявляется, в частности, в особенностях запоминания, когда ребенок вначале запоминает четыре слова из десяти предложенных, а после повторного зачитывания он воспроизводит уже четыре слова другие, но не может воспроизвести те, которые он назвал ранее. Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Насколько важно иметь устойчивое внимание, концентрироваться на уроках.
И мы, как педагоги психологи, работающие с обучающимися, должны знать, что развитие внимание это одно из главного для успешного обучения. Но, к сожалению, в последнее время недостаточное развитие качеств внимания у детей (нет концентраций, устойчивости, переключение, распределение и объема) поэтому приводит к слабому объему памяти.
Задача психолога развивать произвольное и непроизвольное внимания у детей с ОВЗ. Произвольное внимание вызывается сознательным и целенаправленным усилием, оно помогает сосредоточиться на предмете, не вызывающем особого интереса, но необходимого для личной деятельности.
Непроизвольное внимание вызывается новыми интересными объектами для человека, запечатлеваются в памяти, запоминаются и затем всплывают в памяти.
Произвольное внимание отличается от непроизвольного, они тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека.
В МАОУ СОШ №1 создана определенная система работы с детьми, имеющимися трудностями в обучении.
Педагоги психологи используют: Методику Пьерона – Рузера
Особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис)
Рассмотрим упражнения, игры, задания для занятий взяты из пособий «Развитие познавательных способностей детей» Л. Ф. Тихомировой, «Программа развития внимания» А. А. Осиповой, «Ступеньки творчества, или Развивающие игры» Б. Никитина.
Занятие начинается с того, что ребенку сообщается его цель: «Сегодня на занятии мы будем развивать внимание и память для успешного выполнения заданий на уроках».
Предлагается выполнить ряд заданий.
«Мы отправимся в путешествие. А куда – ты сейчас узнаешь. Для этого внимательно прослушай те слова, которые я назову, запомни их. А затем запиши у себя в тетради».
Медленно называются слова: смех, клоун, медведь, арена, собачка, фокус, клоун, цирк. Ученик слушает, затем записывает слова, которые запомнил.
После этого, я провожу проверку: «Сколько слов ты записал? Какое же слово, какая тема объединяет все эти слова? Куда же мы отправимся? (в цирк).
Каждое занятие заканчивается подведением итогов: «Итак, наше путешествие подошло к концу. Что тебе больше всего понравилось? Какие задания вызвали у тебя затруднения?»
Работа по профилактике планируется на весь учебный год и осуществляется по разработанной циклограмме. Игры, упражнения проводятся и в первую и во вторую половину дня, как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Как показывают исследования педагога психолога А. Н. Граборов, имитацию выражения внимания, что создается впечатление, что ребенок обдумывает задачу, об этом говорит выразительность его позы, а между тем внимание – то и сосредоточено на самой позе и ее выразительности, а не на задаче.
Главная цель педагога психолога научить детей с ОВЗ осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека научиться запоминать и пересказывать рассказы, поддержать беседу, написать сочинения. В процессе общения обучающегося происходит рост личности, формирование познавательных способностей.