Предмет: география
Класс: 7
Тема урока: Зона тундры. Животный мир.
Цель урока: Дать общее понятие о животном мире зоны тундры России.
Задачи урока
1.Образовательные:
Формировать представление о животном мире зоны тундры России. Научить показывать зону тундры на карте природных зон через закрепление приемов работы с картой.
2.Коррекционно- развивающие:
Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять главное при работе с текстом, распределять и концентрировать внимание. Обогащение пассивного и активного словарного запаса в ходе изучения новой темы. Коррекция и развитие зрительных восприятий при работе с картой, учебником.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес к учебе, предмету, своей Родине.
4.Здоровьесберегающие:
Создавать условия для снятия позостатического напряжения.
Тип урока: КУ
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение: карточки, карта природных зон России, атласы, иллюстрации с изображением животного мира тундры.
Термины и понятия: лемминг, песец, северный олень
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: взаимное приветствие; подготовка учащихся к работе; настрой учащихся на работу; проверка готовности к уроку; сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания выявить уровень знаний учащихся; повторить пройденный материал; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях.
1.Работа по карте.
- Покажите тундру на ваших картах в приложении (с.6-7)
- Где расположена зона тундры. (южнее арктических пустынь)
- Как приспособились растения к жизни в тундре?(1,2,3 гр.)
- Какие растения прорастают в этой природной зоне?(1,2 гр.)
- Почему необходимо часто менять места выпаса животных?(2,3,4 гр.)
2. Работа по перфокартам.(1,2,3 гр.)
Какие особенности природы характерны для тундры. Выберите правильный ответ, поставив знак «+».
4гр - Списать предложение с учебника (с. 54)
№ п/п | Особенности природных условий тундры | |
1 | Зима продолжается 8-9 месяцев |
|
2 | Длинное и жаркое лето |
|
3 | Морозы стоят долго и доходят до -50…-60 градусов |
|
4 | Налетает снежная буря – пурга |
|
5 | Лето короткое и прохладное |
|
6 | Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо согревает поверхность |
|
7 | Много болот и озер |
|
8 | Многолетняя, вечная мерзлота |
|
9 | Солнце невысоко поднимается над горизонтом и слабо согревает поверхность |
|
3. Работа с гербарием.
Какими цифрами обозначены растения тундры.
карликовая береза, 2. голубика, 3. осина, 4. клюква, 5. клен, 6. брусника, 7. ягель
Как приспособились растения к суровому климату тундры? (короткие корни, прижаты к земле, маленькие листочки, карликовые деревья)
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала; привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
- Какие животные приспосабливаются к жизни в зоне тундры?
IV. Сообщение нового материала.
Цель: изучить животный мир тундры
Сообщение нового материала с опорой на карту природных зон России.
Приспособленность животных к условиям тундры.
Животные тундры.
А) Северный олень
У северного оленя особая форма копыт. Они раздвоенные, и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам и рыхлому снегу, поэтому олени не проваливаются. Зимой ноги не скользят, т.к. между копытами отрастают длинные волосы. У оленя густой мех, морда до самых ноздрей опушена, это позволяет ему доставать ягель из-под снега при сильных морозах. Еще у оленя толстый подкожный слой жира.
животные | птицы | насекомые |
Северный олень |
|
|
Б) Н И М Е Л Г М Словарная работа
6 5 3 2 1 7 4
Отгадайте, как зовут следующего животного. (лемминг)
V. Физминутка.
Продолжение работы над темой.
В) Отгадайте, мех какого животного вы видите. Песца
Песец – это полярная лисица. У нее ценный густой мех белого цвета, короткие лапы, уши не выступают.
Сравнить песца, лису-огневку и фенека. (окраска, форма ушей) (иллюстрации)
С помощью ушей лисы регулируют температуру тела. Чем больше уши, тем быстрее охлаждается тело, и наоборот.
Подумайте, почему у песца маленькие ушки. (не мерзнуть)
Г)Запишите в таблицу птиц, которых вы запомнили.(Показ иллюстраций)
Как приспособились птицы к суровым условиям тундры.
(густое оперение, защитная окраска)
Д) Чем питаются птицы? (насекомыми)
Насекомых в тундре столько, что птицам не нужно за ними гоняться. Достаточно на лету открыть рот, как комары и мошки сами залетают в клюв.
VI. Закрепление полученных знаний.
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу.
- В какой природной зоне: Арктике или тундре животный мир многообразнее. Почему.
1.Сделайте вывод, Как приспособились животные и птицы к природным условиям тундры.
-густой мех и оперение
-толстый слой подкожного жира
- защитная окраска
2. Работа по карточкам.
А. Вставить пропущенные буквы
Л…М…ИНГ, П…С…Ц, С…В…РНЫЙ …Л…НЬ, Г…Г…РКА, С…ВА,
К…РОП…ТКА, К…М…Р, …ТК…, Л…Б…ДЬ.
Б. Стрелками установить соответствие
Утка
Лемминг ЖИВОТНОЕ
Полярная сова
Чайка
Комар
Куропатка ПТИЦА
Песец
Лебедь
Гагарка
Северный олень НАСЕКОМОЕ
Мошка
В. В какой строке верно указаны птицы тундры
1. Синицы, голуби, воробьи
2. Гагарки, утки, полярные совы
3. глухари, рябчики, тетерева
Г. В какой строке верно указаны животные тундры
1. тюлени, моржи, киты
2. жирафы, слоны, верблюды
3. Северные олени, песцы, лемминги
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: сделать вывод и подвести итог, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке, отметить работу учащихся.
Как приспособились животные к жизни в тундры?
2. Какие животные и птицы встречаются в тундре?
3. Опишите животных обитающих в тундре.
Разбор и запись домашнего задания: с.54 -55 (индивидуально). Отвечать на вопросы. Оценка учащихся на уроке с выставлением в журнал и дневник.