Развитие творческой инициативы как инструмент психологического сопровождения воспитанников в дошкольном учреждении
Согласно ФГОС ДО одна из важнейших задач воспитания и развития ребенка дошкольного возраста является обеспечение условий для развития способностей и творческого потенциала каждого воспитанника.
В рамках реализации этого направления я организую ряд мероприятий, который способствует развитию творческой инициативы воспитанников, а также созданию оптимальных условий для развития их личностного потенциала и снижению уровня тревожности.
В дошкольном возрасте главное не результат, а процесс! Очень важно – суметь заинтересовать ребенка, увлечь творческой деятельностью, желанием творить. Методом проб и ошибок, грязными руками и одеждой, поддержкой взрослого – тогда и будут результаты.
Разнообразить свои занятия с детьми мне помогает «необычный материал» - камни, пуговицы, бусы, пушистые бомбошки, камешки марблс.
Одно из упражнений - предложить детям создать необычный рисунок!!!!! Вместо красок и карандашей дети рисуют фасолью. Несмотря на то, что дети выкладывали фасолинки на предложенный шаблон, каждый воспитанник проявил свой творческий подход.
Активно в своей деятельности я использую мандалы. В работе с мандалами мы используем краски, карандаши, пластилин, выкладываем мандалы из мелких предметов.
Очень необычное задание – предложить детям выложить смайл своего настроения на пластиковой тарелке или вырезанном из картона круге. Выполняя такое упражнение, детей как правило очень трудно остановить. Они могут несколько раз менять форму и цвет пуговиц, бус, камней, до тех пор, пока итоговый продукт их полностью не устроит.
В этом учебном году мне в кабинет приобрели световой стол, который также помогает мне развивать творческие способности ребенка. Достаточно применить фантазию и перед нами уже возникают картины, нарисованные пальцами на песке или мелкими предметами. Подсветка стола делает эти картины более эффектными и выразительными.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без развития этих качеств нет места творчеству. Многогранная деятельность детей на таких творческих занятиях создает положительные эмоции. Ребята активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Несмотря на то, что активно воображение начинает развиваться в дошкольном возрасте, но и в раннем возрасте уже можно также организовывать творческие игры и упражнения. У малышей до трех лет еще нет жизненного опыта, дающего материал для воображения.
Удивительные картины получаются при рисовании пальчиками, ладошками, ватными палочками, воздушным шариком, губками для мытья посуды, пластиковыми вилками, — все гениальное просто!
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был талантливым и успешным. Возможно, что и существуют гении от рождения, но и от нас взрослых тоже многое зависит. Малыши – сами как чистый лист бумаги. И очень важно не отбить желание у них творить, раскрашивать этот чистый лист в разноцветный мир.
Еще одна прекрасная возможность развития творческих способностей ребенка — постановка спектаклей или просто инсценировка персонажа в более младшем возрасте. Перевоплощаясь в разных персонажей, ребенок становится деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом. Играя в сказку, изображая одушевленные и неодушевленные предметы, подражая их речи, фантазируя в образах различных героев, ребенок выплескивает накопившиеся эмоции, расслабляется, получает массу удовольствия и заряд радости. А еще игра в сказку – это отличный способ развития творческой инициативы.
Можно попробовать поиграть в сказку, не запирая ребенка в рамки сказочного сюжета или образа персонажа. Ведь наша задача – не инсценировать сказку, не устроить настоящий театр (хотя это, безусловно, интересно и познавательно). Мы лишь хотим выпустить чувства и эмоции ребенка на свободу, поощрить его фантазию, да и просто дать возможность «побеситься».
В рамках проведения ежегодной Недели психологии я привлекаю всех участников образовательного процесса к участию в психологических акциях «Кораблик предсказаний», «Мой ребенок в лучах солнца», «Браслетик счастья», «Улыбнись!», «Позитивчик», «День добрых пожеланий». Совместно с воспитанниками ежегодно организуем выставку творческих работ: «Радость глазами детей», «Превращение волшебных фигур».
Таким образом, развитие творческих способностей и детской инициативы воспитанников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача педагога-психолога дошкольного учреждения - создать развивающую среду в которой каждый ребенок сможет проявить свои способности и раскрыть творческий потенциал.