РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ШМАНАТОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА
МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 3», п. Комсомольский, Чамзинский муниципальный район, Республика Мордовия, Россия, [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативная компетенция, английский язык, государственного образовательный стандарт, педагогические технологии.
АННОТАЦИЯ: В статье актуализируются вопросы развития коммуникативной компетенции обучающихся в условиях перехода на новые стандарты обучения английскому языку.
THE DEVELOPMENT OF PUPILS’ COMMUNICATIVE COMPETENCE AT ENGLISH LESSONS (FROM TEACHING EXPERIENCE)
SHMANATOVA SVETLANA VALERIEVNA
Komsomolskaya secondary school № 3», Komsomolsky, Chamzinsky municipal district, Republic of Mordovia, Russia
KEYWORDS: communicative competence, English language, national standard, teaching technologies.
ABSTRACT: The article highlights the issue of the communicative competence of students in the transition to the new standards of English language training.
Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вышла в XXI век – век бума новых технологий. В настоящее время, когда в России происходит смена образовательной парадигмы и становление новой системы образования, необходим иной уровень знаний и профессиональной компетентности учителя. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Кроме того, изучение ИЯ должно обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить ее средствами ИЯ, включение школьников в диалог культур. В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком.
Актуальность данной темы подвела к вопросу: как научить школьников иноязычному общению, как сделать так, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес учеников не пропадал ни на минуту, чтобы они понимали и принимали цели, поставленные учителем, чтобы они были активными участниками реализации этих целей.
Основой в решении методической проблемы послужили работы по вопросам коммуникативного обучения Е. И. Пассова, Г. А. Китайгородской, В. П. Кузовлева, Р. П. Мильруда. Следует также указать, что различным аспектам
использования современных средств обучения посвящено значительное количество работ [1, c. 30–32; 2; 3; 4; 5, c. 34–36; 6; 7; 8, с. 158–161; 9, с. 91–93].
«Готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе. Сущностью коммуникативного обучения является модель процесса общения». Коммуникативный подход – стратегия, «моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а также на осознание требований к эффективности высказывания».
Работа над проблемой «Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка» ведется несколько лет. Мы опираемся на принципы обучения ИЯ в современной школе, которые находят свое отражение в «авторских принципах» М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой (УМК ”Enjoy English”), а также «авторских программах» Н. И. Быковой, Д. Дули (УМК «Английский в фокусе»).
Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на наш взгляд, подходов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового стандарта:
– создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации;
– проведение уроков с использованием компьютеров;
– создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду;
– применение личностно ориентированного подхода, где ученик – в центре учебного процесса;
– включение учащихся в игровую деятельность, что приводит к естественному желанию говорить на языке;
– сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации;
– развитие творчества, умения работать и различными источниками информации;
– внедрение аутентичного материала на уроках;
– проведение внеклассной работы по предмету как шаг развития творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Рассмотрим некоторое аспекты, касающиеся личного опыта обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Коммуникативная направленность в обучении ИЯ. Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Уроки ИЯ – уроки общения. Но при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета, что составляет огромную трудность для учителей ИЯ. На уроках создаются естественные условия для общения,
насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток – все это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал. Например, используется ситуация «В международном лагере», реальные звуковые письма учащихся.
Соблюдение деятельностного характера учебного процесса. Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, интереса к предмету, повышению качества знаний, навыков и умений.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе и формировать метапредметные общеучебные умения и навыки. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Не случайно в новом ФГОС формирование универсальных учебных действий обеспечивающих школьникам умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования.
Этот принцип реализуется через ролевые игры и проектную деятельность. Активно внедряются разные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые, как способы подготовки к условиям реального общения. Что касается проектов, то выполняются они с большим желанием учащимися, особенно младшими. Так, дети изготавливают матрешку-подарок иностранному другу в парах; ведут диалог знакомство. В старших классах занимаемся рекламой. Удачный вариант получился о школе (буклет был переведен на русский язык, издан в типографии местной газеты «Знамя» для ознакомления со школой будущих первоклассников и их родителей), выпуском газет (этот прием был заимствован у преподавателей Мордовского государственного педагогического института), занимаемся проведением анкетирования среди учащихся школы, выпуском радиопередач и т. д.
Личностно-ориентированный характер обучения реализуется через собственное участие школьников в процессе общения за счет разнообразия заданий, их дифференциации по степени трудности. Если пропадает чувство уверенности в успехе, теряется интерес к языку, настраиваем детей не бояться говорить на языке, не давая им усомниться в их успехе на уроке. Даже слабый может проявить себя, это все зависит от учителя. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной
деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. По окончании каждой четверти ребята награждаются грамотами за достигнутые успехи.
Учет ведущей деятельности (игровой) учащихся начальных классов. Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления. Применяются разнообразные игры: лексические, грамматические, фонетические. Часто формой уроков бывает игра-путешествие. Данная технология является основой системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает, во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся, во-вторых, способствует актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока может быть выбран главный диснеевский герой Микки Маус, или выдуманные персонажи урока: ребята из разных англоговорящих стран, герои мультфильмов, девочка Аня из международного лагеря, или ребята называют себя именами детей англоговорящих стран в детском лагере. Все это приводит учащихся к естественному желанию говорить на языке, не вызывая скуки и утомления.
Доступность и посильность изучаемого материала по содержанию и объему. Языковой материал отбирается с учетом возрастных особенностей школьников. Следуя программе, уроки английского языка строятся так, чтобы они затрагивали темы, близкие интересам учеников: «Моя школа». «Я и моя семья», «Мои друзья», «Я и мое здоровье» и др. Ученик, его проблемы, интересы, жизнь находятся в центре изучаемого.
Если на уроке говорится о семье, то дети с гордостью рассказывают о своих родственниках: родителях, дедушках и бабушках, приносят фотографии, рисунки, узнают об увлечениях и интересах близких людей, задумываются о своем отношении к ним.
Использование различных видов наглядности – неотъемлемая составляющая уроков: игрушки, тематические картинки, плакаты, открытки, книжки-раскладушки, рисунки детей – вот то, что затрагивает эмоционально воздействует на учащихся. Используется следующий прием введения лексики – ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие. Этот прием включается при введении слов по теме «Части тела». Кроме того, использование презентаций, видеоматериалов, символики англоговорящих стран, плаката «Дерево успеха», смайликов для рефлексии, листочков успеха, макетов русской матрешки – все это и многое другое присутствует на проводимых нами уроках.
Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку проявляется в использовании лингвострановедческих сведений и фактов страны изучаемого языка. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках. Мы убеждены, что урок должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он
может быть проведен методически грамотно и на высоком эмоциональном уровне.
Особое внимание уделяется тематике, связанной с Россией. Важным считаем привитие любви к Родине большой и малой через иностранный язык. Например, на уроке по теме «Английский – как международный язык» проводится беседа «Английские слова в русском языке». При изучении темы «Еда» мы выясняем, что некоторые слова не переводятся на английский язык, а используется их калька blihi, borshch.
Знакомство с реалиями англоговорящих стран начинается с первого урока. При этом не забываем о родной культуре, привлекая ее элементы для сравнения: изготовление Матрешки, знакомство с флагами, гимнами своей и англоговорящих стран, этикетные диалоги, знакомство с пословицами и т. д.
Преобладание аутентичного материала происходит за счет отбора языкового материала, текстов, песен, ситуаций общения проигрываемых ролей, иллюстраций, звукозаписи, видеосюжетов и др. Подбираются тексты для чтения и аудирования из аутентичных источников разных типов: стихотворения, реальные письма детей из стран изучаемого языка. В будущем планируется приобщить ребят к реальному общению через скайп. Кстати, небольшой опыт со старшеклассниками имеется. Интересными, по нашему мнению, являются уроки-встречи. Несколько раз на уроки английского языка приходила выпускница нашей школы, которая в совершенстве владеет языком. Она прожила 2 года в Америке, и ей было, что рассказать ученикам. Мы заранее готовимся к этим встречам. На уроках царит атмосфера общения.
В начальной школе начинается знакомство детей с песенками на английском языке. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании. На каждый праздник, случай, тему мы разучиваем подходящую песенку. Подбираются несложные в языковом отношении песни по темам, чтобы их было легко понять и заучить. Мои дети знают много песен (Jingle Bells, Silent Night, и др.). В средних и старших классах разучиваем более сложные с языковой точки зрения песни (Yesterday, My Heart Will Go On, I Feel Good, What A Wonderful World и др.). При изучении той или иной темы, например, «Друзья», учащимся предлагается песня Anytime you need a friend, по теме «Мой мир», «Защита окружающей среды» нет равных Майклу Джексону – Earth Song, We are the world.
Разученные песни исполняем не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях, Неделях иностранного языка.
Работа над стихотворением – прием обучения, позволяющий заинтересовать ребят творческой деятельностью, увеличить словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения. Начинаем с простых рифмовок, стишков, которые сопровождаем движениями.
Работа над газетным материалом в 10-11 классах является хорошим подспорьем для чтения, обсуждения различных актуальных тем с учащимися.
Использование информационных технологий на уроках ИЯ. Вне всякого сомнения, уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Считаем, что использование презентаций позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных средств. Так, в УМК “Enjoy English” входит обучающая программа “Enjoy listening and playing”, которая оказывает неоценимую помощь как учителю, так и ученику. Использование этой программы на каждом уроке благотворно сказывается на аудировании, чтении, в практике устной речи. Кроме того, широко используются видеопрограммы для учащихся.
Систематическое применение квизов после прохождения страноведческой темы развивает творческие, познавательные умения младших школьников, повышают интерес к ИЯ. Например, после изучения тем «Рождество», «Визит в Лондон», «Визит в Вашингтон», «США», «Великобритания», «Знаменитости Америки» и т. д. с помощью квиза осуществляются фронтальный опрос, проверка по ключу, высказывания учащихся в форме микромонолога.
Отмечая все положительные стороны компьютеров, следует отметить, что никакие новейшие технологии не заменят живое слово учителя. Радость общения и творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и ученик.
Формирование информационной компетентности учащихся. Аутентичный материал – языковой, культуроведческий, страноведческий, подобранный из Интернета – неоценимая основа практики языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Основная задача учителя – направлять ученика, учить выбирать необходимый материал в огромной сети Интернет.
Очень значимым считаем вовлечение школьников в олимпиады и конкурсы различного уровня, что является одним из путей повышения интереса к английскому языку. В течение 5 лет учащиеся разных классов с удовольствием участвуют в Интернет-олимпиадах по английскому языку. Это интересный вид работы над языком, оригинальный способ самооценки и объективного взгляда на свои знания.
Творческая деятельность на уроке английского языка как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя скуку на уроке и положительно влияя на развитие коммуникативных умений школьника. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает эффективность самого урока, создавая условия для раскрытия личности учащегося.
Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные приемы. Так, например, элементы неожиданности или сюрпризы на уроке могут развивать творческую активность обучающихся. Все экспромты на уроке должны быть заранее подготовлены и продуманы. Может появиться почтальон-ученица с письмом, если речь идет о младших школьниках, или можно пригласить на урок сказочного персонажа – фею. Или вдруг заходит заранее подготовленный «the English student», или студенты, которые учатся на факультете иностранных языков, или студенты, побывавшие заграницей, и начинается разговор о школе и любимых предметах и т. д. Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, неожиданности, новизны.
Традиционную фонетическую зарядку можно провести в занимательной форме: устроить так называемый фонетический конкурс среди школьников.
Ролевые игры успешно пробуждают и развивают фантазию школьников, выполняя важную роль в развитии творческих способностей детей. Ролевые игры можно использовать на различных этапах урока. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, позволяет преодолеть скуку, развивает сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся.
Еще одним эффективным приемом является использование пословиц, поговорок и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала.
Кроме того, уделяется большое внимание практике письменной речи. Учащиеся составляют свои высказывания по разным темам, пишут письма разного характера зарубежным друзьям, делают переводы английских стихотворений, заполняют анкеты, поздравительные открытки к праздникам, и т. д. При организации итогового контроля по изученным разделам обязательно включается одно задание творческого характера.
Внеклассная работа по предмету – развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся. Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Для того чтобы добиться значимых результатов, необходимо провести огромную подготовительную работу. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи.
Праздники как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day” все больше внедряются в нашу жизнь. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, и таким образом повысить интерес к языку.
Традиционно организуются мероприятия совместно с учителем немецкого языка, например, «Мы живем на одной планете», «Возьмемся за руки, друзья», «Love is never ending». В этих мероприятиях принимают участие как младшие, так и старшие школьники. Учащиеся совместно с учителями и родителями изготавливают наглядный материал, костюмы к сценкам, украшают
сцену. Ко многим праздникам дети готовят открытки, поздравления, рисуют стенгазеты, газеты и рекламные буклеты.
Особый интерес вызвал «Праздник английской поэзии», где ученики и учителя читали английские стишки, знакомые всем нам с детства в переводе С. Я. Маршака. Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование творческой инициативы школьников.
Здоровьесберегающие технологии на уроках. Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Организация уроков обучения иностранному языку должна проходить с привлечением большого количества игровых моментов, двигательных упражнений. Как известно, эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Во 2-5 классах за урок проводятся по 2 физкультминутки, которые сопровождаются песнями, стихами, скороговорками. Используются различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, приседания, прыжки, бег на месте, ходьба и т. д.).
Очень часто на уроке солирует учитель. Нам бы хотелось сказать: «Давайте позволим и ученику спеть хотя бы одну арию. И давайте петь с ним в унисон. И тогда нам, учителям, все реже и реже придется словами известной английской песенки “Are you sleeping, are you sleeping, brother James?” будить ученика, заснувшего от тоски на уроке».
Список использованных источников
1. Адамчук, Т. В. Создание электронного учебника по английскому языку на базе программ Wondershare Quiz Creator и Auto play Menu Builder / Т. В. Адамчук, Е. В. Костина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2015. – № 4 (46) : в 2-х ч. Ч. 2. – С. 30–32.
2. Костина, Е. В. Драматизация англоязычных сказок как средство формирования поликультурной языковой личности [Электронный ресурс] / Е. В. Костина, Д. А. Афанасьева // Международное сотрудничество: социально-экономические и правовые аспекты: сб. научн. тр. – Саранск, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.
3. Костина, Е. В. Использование коммуникативных игровых технологий при обучении английскому языку [Электронный ресурс] / Е. В. Костина, В. Н. Овчинникова // Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации. – URL: philology.s-vfu.ru/?page_id=484 (дата обращения: 06.10.2015).
4. Костина, Е. В. Использование рекламного текста при обучении английскому языку / Е. В. Костина, В. Н. Седойкина // Иностранные языки в школе и ВУЗе : сб. науч. трудов материалов Международного семинара-практикума «Иностранные языки в школе и ВУЗе» в рамках Х Международной
научно-практической конференции «Осовские педагогические чтения» (04.12.14) / редкол. : Л. Е. Бабушкина (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.
5. Костина, Е. В. Использование электронного учебника по английскому языку в период педагогической практики студентов факультета иностранных языков МордГПИ / Е. В. Костина // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 2 (18). – С. 34–36.
6. Костина, Е. В. Разработка лексико-грамматических тестов для подготовки к Единому государственному экзамену по английскому языку [Электронный ресурс] / Е. В. Костина, А. О. Павлухина // Международное сотрудничество: социально-экономические и правовые аспекты: сб. научн. тр. – Саранск, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.
7. Костина, Е. В. Электронный учебник как эффективное средство при обучении грамматике английского языка [Электронный ресурс] / Е. В. Костина, Е. И. Шестакова // Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации. – URL: philology.s-vfu.ru/?page_id=486 (дата обращения: 06.10.2015). 8. Лазутова, Л. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной речевой компетенции / Л. А. Лазутова, Е. А. Левина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 1. – С. 158–161.
9. Kostina, E. Tests as the Modern Means of Assessment of the Students’ Progress in Learning English / E. V. Kostina, V. M. Pronkina // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 2 (22). – С. 91–93.