«Осенний фестиваль знаний 2024»

Доклад по теме самореализации «Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Выступление на педсовете.

«Развитие творческих способностей учащихся

на уроках английского языка»

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки









Доклад

«Развитие творческих способностей учащихся


на уроках английского языка»




Подготовила:

учитель английского языка

Абоян А.А.

учитель первой категории





















Нижний Новгород 2017 год



Успех человека в любом виде деятельности определяется способностями к ней и соответствующими качествами. Интеллект и творчество - то, что необходимо каждому человеку в любой ситуации в постоянно меняющемся мире. Интеллект, как форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Развитие креативности, т.е. творческих возможностей, формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.

Интеллектуальная деятельность и творчество — два сопутствующих друг другу процесса. Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной, интересной личности. Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является основой реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

В связи с этим целью моей работы является развитие интеллектуальных способностей и креативности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

В соответствии с темой и целью выдвинуты задачи, которые позволяют развивать познавательные интересы, потребности и способности, формировать умения принимать нестандартные решения.

В соответствии с поставленными задачами создаются необходимые социально-педагогические условия.

Реализация психолого-педагогических условий осуществляется через обновление содержания образования путём внесения в программу дополнительного познавательного материала, ведение исследовательской работы с детьми, имеющими высокие потенциальные возможности, использование в учебном процессе интернетресурсов, деятельностных игр, познавательных заданий, технологии развития критического мышления, организацию поисковой деятельности учащихся в рамках подготовки к олимпиадам, интенсификацию процесса проверки знаний обучающихся.


Проектная методика.


Я считаю, что наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является метод проекта, т. е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий.

Итогом работы ученика над проектом могут быть как сформированные знания, так и творческий отчёт: страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект по изучаемому страноведческому материалу, письма зарубежному сверстнику, рекламный проспект, презентация.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.

Работа над проектами начинается уже во втором классе. Сначала это проекты типа «Моя семья»: создание генеалогического дерева семьи, рассказ о выходных днях, помощь родителям по дому. Следует отметить, что в создании проектов нередко принимают участие родители, работа над общим делом служит сближению и взаимному общению.

Темы проектов, над которыми работают учащиеся:

2 класс: “ My Toy”

3 класс: “Seasons”, “

4 класс: “ The weather”

5класс: “Hobby”

6 класс: “Sport

Формы проектов меняются и усложняются. Каждый создаёт одну страницу, которые затем соединяются. Обложку доверяют оформить учащимся, умеющим хорошо рисовать.

Работа над проектом может вестись или индивидуально или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя. Проекты могут быть кратковременные или долговременные. В зависимости от типа проекта его презентация осуществляется на следующем уроке или на заключительном уроке темы.. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.

В моей параллели три класса После защиты организуется выставка всех работ, , чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Игровые технологии.



Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.

Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

Большинству игр присущи главные черты:
1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
2. Творческий характер этой деятельности.
3. Эмоциональная приподнятость.
4. Наличие правил, отражающих содержание игры.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

В игровой форме можно провести физминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе я сама называла и показывала движение, ученики повторяли и движения, и слова. Когда лексика была более-менее освоена я, а позже ведущий из учеников только показывали действия, учащиеся же должны были его повторить и назвать самостоятельно. И, наконец, на обобщающем уроке в игру я включаю соревновательный момент: делю группу на команды, от каждой из команд мы вместе с ребятами выбираем ведущего. Каждому из них даю «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их ведущий должен показать движение, команды должны быстрее соперников угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Чья команда получает больше баллов, та и победитель.

На уроках я часто использую и различные вариации игры «True/False».Я называю, например, звуки, показывая соответствующие транскрипционные значки, и иногда допускаю ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры мы запоминаем буквы, цифры и другую лексику.

Все уроки должны быть эмоционально насыщены, тогда у малышей возникнет постоянная мотивация к изучению английского языка, и они с нетерпением будут ожидать следующего урока. Поэтому так важно на каждом уроке играть с младшими школьниками. Игра – основная деятельность ребенка.

Младшим школьникам очень нравятся подвижные игры и игры с мячом. К подвижным играм можно отнести игры:

1. «Best of Best». Условие: разбить группу на 2 – 3 команды, построить их в колонку и по команде начать диктовать буквы. Каждый ученик подбегает к доске и пишет названную букву, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Учитель диктует буквы в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами. Таким же образом можно проконтролировать и усвоение лексики. Ведь дети так не любят писать диктанты. А слабые ученики, чтобы не подвести команду будут стремиться выучить слова.

2. A funny ball.” Условия: учащиеся встают в круг. Учитель – в центре с мячом. Учитель бросает мяч и называет любое английское слово (можно как из пройденной лексики, так и новые слова), ребенок ловит мяч и называет перевод слова.

3. My friends family”, в ролевой игре разыгрывается сцена знакомства одного из учеников класса с членами семьи его друга. Учитель подбирает артистов, которые исполняют роли отца, матери, брата и остальных действующих лиц. Игра проводится в режиме P1,P2,P3 ученик, пригласивший товарища к себе в гости, поочерёдно представляет своих гостей.





Для формирования коммуникативных УУД у учащихся среднего и старшего звена на уроках я использую следующие игровые приемы:

1. Интервью. Целью данной работы является опрос всех присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого ученики, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке, выбирают другого ученика и т.д. Например, каждый учащийся получает карточку с вопросами на определенную тему (темы в карточках не повторяются). Темы могут быть следующие: хобби, спорт, музыка, книги, путешествия и т.д.Затем учащийся задает этот вопрос всем ученикам класса по очереди, получает ответы и подводит количественные итоги своего опроса. Одновременно ученик отвечает на адресованные ему вопросы. Этот процесс является средством интенсивной речевой тренировки, т.к. каждый из учащихся 13-15 раз формулирует свой вопрос и дает 11-15 ответов на обращенные к нему вопросы.

На следующем уроке можно использовать полученные данные для нового задания: свернутые листочки с фамилиями и именами учеников перемешиваются в коробке, а ученики их вытаскивают, каждый ученик вытягивает листочек с фамилией одноклассника. Далее ученики ходят по классу и собирают информацию (полученную на предыдущем уроке) про доставшегося им одноклассника, используя вопрос What can you tell me about…? Дома ребята составляют рассказы друг про друга, а на уроке зачитывают их.



2. Банк информации. Общая особенность этой группы приемов заключается в том. Что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний. Данный прием мы часто используем на домашнем чтении.

Например, один большой текст разделяем на несколько фрагментов. Каждый ученик получает один фрагмент (на карточке), изучает его и начинает расспрашивать своих одноклассников о содержании других фрагментов текста, сообщая им при этом свои сведения. После того, как учащиеся завершат обмен информацией, им предлагается ответить на вопросы по всему тексту. Естественно, что ответить на поставленные вопросы может только тот ученик, который расспросил каждого члена группы, понял содержание всех фрагментов, запомнил или записал полученные сведения. Вопросы по тексту направленные как на общее содержание, так и на отдельные подробности.

3. Групповые решения. Данную работу мы проводим в виде «Брейн ринга». Класс делится на несколько групп, которые вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и докладывают о них. Используются вопросы, проверяющие эрудицию, сообразительность, чувство юмора.

На своих уроках я использую игровые, здоровьесбеегающие, информационно-коммуникативные технологии. Все они взаимосвязаны. Так, например, проведение физминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровьесберегабщие технологии. А чтение сказки про волшебный остров и выполнение заданий по ней с использованием презентации PowerPoint - игровые и информационно-комуникативные технологии.

Для 7-9 классов периодически (1-2 раза в четверть) проводятся уроки с элементами игр по типу телепередачи «Что, где, когда?», «Умники и умницы», «Прямая линия». Телезрители-учащиеся дома ищут с помощью родителей и знакомых интересные вопросы для предстоящей игры изучаемой теме, что резко повышает интерес к предмету (особенно это важно для слабоуспевающих).

Развитие творческих способностей через научно – исследовательскую деятельность

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе гимназии. В «Положении об учебно-исследовательской деятельности учащихся» сказано: «Учебно-исследовательская деятельность учащихся является составной частью образовательного процесса гимназии». Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

  • помощь в профессиональной ориентации;

  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

С первой ступени дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе создаются альбомы-летописи класса, где дети анализируют свои достижения и неудачи.

Такая разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. На следующем этапе — проведение исследовательской работы на уроках: в течение одного-двух месяцев, а иногда и учебного года ребята постепенно изучают какую-либо тему по определённому предмету (биологии, химии, географии и др.). В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность гимназистов. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на гимназический уровень.



Использование компьютера.

Использование компьютера, проектора и интерактивной доски позволяет активизировать учебный процесс, делают его более эффективным: при демонстрационном эксперименте увеличенный показ отдельных элементов демонстрационной установки и демонстрируемых процессов; предварительная видеозапись демонстрационного эксперимента с привлечением учащихся и показ ее на уроках в различных классах и на внеклассных мероприятиях; запись ответов учащихся по домашнему заданию, элементов урока с последующим показом и анализом показанного на последующих уроках.


При развитии креативности у обучающихся необходимо уделять внимание не какой-либо отдельной составляющей творчества, а комплексу взаимодействующих составляющих: способности творчески мыслить, мотивации, использование различных разделов, способность к сотрудничеству. Процессу формирования креативности у учащихся способствует обучение решению задач творческого характера. При их отборе я руководствуюсь следующими критериями: соответствие требованиям общеобразовательного стандарта и наиболее распространенных программ;

  • разнообразие содержания (несколько тем);

  • учет уровня сложности заданий и индивидуальных способностей учащихся;

  • разнообразие форм постановки проблемы (самый лучший подход - самостоятельное выявление проблемы учащимися без посторонней помощи);

  • разнообразие конечного результата поиска;

  • необходимость положительной мотивации;

  • учет индивидуального опыта творческой деятельности и возрастных особенностей.


Нетрадиционные формы уроков


Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке. Нетрадиционные формы урока дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Виды нетрадиционных форм урока английского языка

  • видео-урок,

  • урок-проект,

  • урок-экскурсия,

  • урок в форме лекции с обратной связью,

  • урок-игра.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее