РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ АВТОРСКИХ ПОСОБИЙ ( БЛОКИ ДЬЕНЕША, ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА, КУБИКИ НИКИТИНА).
1 слайд
На современном этапе с введением в действие ФГОС ДО появилась необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, которое бы выявляло и развивало творческие и познавательные (интеллектуальные) способности детей.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают средства и способы познания и общения, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Большое значение для развития детей имеет формирование у них познавательной деятельности.
Если учитывать, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит, а каждый ребенок хочет одного – играть (ИГРА- ЭТО ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА), то именно развивающие игровые технологии будут интересны и для родителей, и для детей.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
2 слайд
Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру.
Для себя мы выбрали необычные игры, основанные на авторских педагогических теориях – это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина
Сегодня мы расскажем вам, как мы используем эти развивающие пособия (блоки Д, палочки К, кубики Н) для развития интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей...
Почему мы взяли именно эти игры? Потому что они побуждают детей к деятельности.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. Основные принципы, заложенные в основу этих игр -интерес - познание – творчество.
С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны — предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим уникальным играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
3 слайд
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтоном Дьенешем. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, таким образом, что дети даже могут и не подозревать, что изучают сложные математические концепции. Система Дьенеша помогает родителям и педагогам активно развивать интеллектуальные и творческие задатки малышей.
Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые объединят ребенка и взрослого.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.
Блоки Дьенеша.
На первом этапе мы даем возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх , затем дети выполняют задания по образцу и переходим на игру по определенным правилам.
Блоки Дьнеша мы применяем в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение
домиков, дорожек, лабиринтов);
как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). «Поезд» (билеты- места)
4 слайд
педагогическая Технология “Палочки Кюизенера”
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик нас взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, предлагаемые бельгийским учителем начальной школы Джорджом Кюизинером. Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Вначале палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные фигурки. Затем разделяли по длине, по цвету. Далее соединяем цвет и число, учим составлять число из отдельных единиц.
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если набором палочек обеспечить каждого ребенка, возможна и фронтальная работа со всеми детьми.
Мы предлагаем детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки.
С помощью цветных палочек наши дети легко поняли отношения больше - меньше, больше - меньше на...., быстро научились делить целое на части, состав числа из единиц и меньших чисел – не стало для детей трудным, сейчас мы подошли вплотную к измерению объектов условными мерками и сложению и вычитанию чисел. Используем палочки на занятиях по математике, аппликации. Конструировании, в свободной игровой деятельности.
Достаточно эффективным оказалось использование палочек в индивидуально — коррекционной работе с детьми и для выполнения диагностических заданий.
Использование палочек Кюизенера:
· способствует формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
· подводит к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
· учит детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
· развивает психические процессы: восприятие, мышление
( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
· Развивает детское творчество, фантазию и воображение, познавательную активность.
· Развивает умение работать в коллективе.
5 слайд
Кубики Никитина - логическая головоломка для интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».
Кубики Никитина способствуют формированию и развитию восприятия, пространственного мышления, наблюдательности, развитию тактильных ощущений, зрительному контролю ребенка за выполнением своих действий.
Умение быстро и легко находить закономерности, систематизировать материал, комбинировать.
Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.
Абсолютно каждая игра предоставляет возможность подумать о том, как ее расширить, совершенствовать, добавить, что то новое. Использование игровых моментов и вариативность надолго увлекают малыша, показывают ему резерв его возможностей - «можно сделать еще лучше». Все это поддерживает интерес к игре, движению вперед, совершенствованию. Каждый раз, самостоятельно поднимаясь до «своего потолка» малыш развивается наиболее успешно.
Кубики никитина.
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям".
Никитинские игры рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка.
Сначала дети знакомятся с кубиками и совершает простые игровые действия.
Затем мы предлагаем детям составить по образцу простые рисунки «елочка», «окно», «бабочка».
Ну а в дальнейшем ребята выкладывают рисунок самостоятельно, с опорой на схему. Затем ставим обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.
Конечный этап - ребенок должен самостоятельно придумать схему рисунка.
6 ИТОГ
На своем опыте мы убедились что обучение в форме игры с использованием логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина проходит занимательно и интересно для детей, заставляют их думать.
Мы сделали подборку игровых заданий, проводим их систематически, индивидуальные упражнения чередуем с коллективными.
В результате система работы с использованием развивающих игр дала высокий уровень достижений детей
PS:
Помимо самих блоков и палочек существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп. Здесь Вы найдете игры и упражнения, схемы и пояснительные рисунки, кроссворды, задания на умение выкладывать палочки и кубики по образцу и накладывать их на изображение.
Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.
Мы сами не сразу освоили эти технологии, убедились на опыте, что нам есть чему поучиться у детей. Поиграйте и вы с кубиками.