«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Развитие речи на уроках русского языка

Как развивать речь обучающихся на уроках русского языка (вариант).

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Успех в обучении и воспитании зависит от содержания, методов и организационных форм занятий, а также от воздействия на учащихся личности учителя. «Научить правильной и красивой русской речи можно в принципе на любом ситуативно – тематическом содержании. Однако воспитательные цели диктуют необходимость специального отбора материала и тем. Если исходить из общей теории воспитания, то оптимальным будет ориентация курса русского языка, прежде всего на идейно-политическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Кроме того, русский язык как учебный предмет открывает широкие возможности для воспитания у школьников привычки ежедневно кропотливо трудиться. Следует поэтому, как можно  полнее использовать обучение русскому языку для трудового воспитания учащихся.

Исключительно большое значение приобретает работа по формированию у школьников навыков связанной русской речи.  Развитие связной речи – один из разделов работы по развитию речи школьников.

Работа над развитием связной речи. Отбор лексики и виды словарной работы. Лексика учащихся обогащается по мере расширения круга понятий, с которыми она знакомятся на любом уроке в школе : на уроке грамматики, литературного чтения, географии, алгебры, ботаники и др.

На уроке русского языка словарный состав изучается с грамматической точки зрения. В словарной работе знакомство со словом проходит через три стадии:

1) выяснение значения слова;

2) знакомство с правилами употребления слова;

3) показ стилистического своеобразия употребления данного слова.

Разнообразные упражнения, связанные с синонимической заменой слов и словосочетаний, данных в контексте и вне контекста. Особое место принадлежит упражнениям на выяснение значения слова. Усвоить, например, правописание безударной гласной в слове пороша – значит связать правильный зрительный образ слова со значением слова в целом. Если слово непонятно учащимся, то и усвоение его правописания будет чрезвычайно затруднено.  Поэтому при изучении традиционных написаний необходимы орфографические упражнения, связанные с работой над значением слов. Мало сказать, что в словах шоссе, аллея пишется удвоенная согласная, надо объяснить эти слова, как ими пользоваться, так как правильное понимание значения слова в целом – необходимое условие работы по орфографии. Упражнения такого рода содействует прочному запоминаю орфограмм, в то же время с работы над значением слова начинается всякая  работа по развитию речи.

С другой стороны, словарно-орфографическая работа позволяет учителю работать над расширением активного словаря учащихся. Для этого при изучении различных правил не следует ограничиваться пределами заведомо знакомых учащимся простых, бытовых слов. Например, было бы  неправильно при изучении существительных 3-го склонения на шипящую ограничиваться словами мышь, дочь, рожь, необходимо в упражнения включать и такие слова, как молодежь, роскошь  и др., то есть, расширяя диапазон орфографической грамотности, необходимо расширять и словарь учащихся. Здесь одно и другим неразрывно связано.

При изучении непроизносимых согласных даю представление о словах захолустных, безучастный, повсеместно, гигантский. При этом объясняем не только правописание этих слов, но проводим разъяснительную работу по выяснению значения лов. Иногда для этого включаем слово в контекст. Заучиваем орфографию таких слов, которые нужна учащимся в процессе общения. Участвовать, чествовать, чувствовать, приобретать, преследовать, преодолеть, препятствие, знаки препинания.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее