«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Развитие речи детей путем приобщения к культурному наследию,к традициям родного края.

Развитие речи детей путем приобщения к традициям родного края.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Развитие речи детей путем приобщения к культурному наследию, к традициям родного края.

Речь в жизни — человека-это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Первый образец речи для –это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребенка. Семья-первая школа. Без помощи родителей ребенку трудно овладеть правильной речью.

Педагогу необходимо объяснить родителям, что если придерживаться несложных советов и правил, то можно помочь ребенку в развитии речи.

Сегодня специалисты, разрабатывающие методы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, среди различных отклонений развития, указывают и на разнообразные нарушения мелкой моторики у дошкольников.

Е.Ф. Архипова отмечает, что дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладеют навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать.

Специальных исследований мелкой моторики пальцев рук у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием не проводилось, хотя авторы, работающие в этой области, подчеркивают недостаточность пальцевой моторики, характерные трудности, испытываемые детьми в самообслуживании, изобразительной деятельности, в овладении навыками письма.

Своеобразие произвольной двигательной деятельности, а также мелкой моторики более обстоятельно исследовано у заикающихся детей. Все исследователи отмечают значительную специфику двигательных нарушений у детей с невротическим и неврозоподобным заиканием.

В целом, все вышеприведённые факты свидетельствуют о том, что при наличии у ребенка каких – либо нарушений в речевом развитии, развитие мелкой моторики рук тоже будет страдать и наоборот, аномальное развитие двигательной сферы оказывает отрицательное влияние на состояние речи. Поэтому, проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей, с различными речевыми нарушениями, не теряет своей актуальности, по сей день.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук.

Начинать работу по развитию кистей и пальцев рук нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например, «Сорока – белобока кашку варила…» «Мальчик – пальчик где ты был...»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстёгивания пуговиц, завязывания шнурков и.т.д.

Чтобы добиться нужного результата, пальчиковые игры нужно использовать комплексно, во всех видах деятельности. Организовать их можно в любом месте, как с применением различного материала, так и без него. Одной из главных задач для меня, при организации этих игр является пробуждение интереса детей к предстоящей деятельности и познавательной мотивации.

Свою работу выстраиваю по принципу от простого, к сложному. Первоначально провожу пальчиковые игры без речевого сопровождения. Потому что, порой самые легкие действия руками, которые необходимо выполнить по ходу повседневной деятельности, у детей с речевыми нарушениями, вызывают затруднения. Иногда необходимо помочь ребенку, увлечь его, чтобы не пропал интерес к нелегкой деятельности, чтобы достичь нужного результата.

Логопедическая работа носит комплексный характер, и предполагать не только развитие мелкой моторики рук у детей, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти. Принцип комплектности предусматривает отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности детей.

Обязательной частью каждого моего занятия является пальчиковая гимнастика. Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр – упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.

Следующей составляющей частью логопедического занятия являются задания, позволяющие развивать тактильную чувствительность. Это, прежде всего, работа со спичками, счетными палочками, пуговицами, бусами, мозаикой и другими мелкими предметами, работа с разнообразным материалом – бумагой, песком, пластилином и др. Развитие тактильных ощущений осуществляется также посредством определения предметов на ощупь. Еще я предлагаю своим воспитанникам: запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин и глину; катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, бусины разной величины; нанизывать крупные шарики и бусины на нитку; наматывать тонкую проволоку на катушку; застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, гайки, шурупы.

Помимо собственного развития мелкой моторики, в процессе визуального и тактильного контроля, ребенок знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны, учится различать предметы по форме, определяет величину предмета, учится их словесно обозначать, что позволяет обогащать словарь ребенка.

И, наконец, для более успешного формирования мелкой моторики, в качестве заключительных упражнений, на занятиях использую обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. На расслабление мышц кисти можно так же использовать игры с песком или манкой. Детям просто приятно повозить руками по сыпучему материалу, собрать в кулак или высыпать сквозь пальцы содержимое, порисовать. А можно предложить и другие занятия требующие точности движения рук, например: пересыпать манку маленькой ложечкой в стаканчик или нащупать в песке мелкую игрушку. Еще я учу детей и таким приемам как: поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию, активным и пассивным движениям ладоней и пальцев. В качестве расслабляющих движений, используются элементы психогимнастики, которые сопровождаются стихотворными текстами. В таких упражнениях происходит автоматизация различных звуков, развитие способности к переключению, дифференцированию силовых и пространственных параметров движения.

Мой опыт показывает, что у детей проявляется активный интерес к пальчиковым играм, они начинают слышать логопеда, повторять за ним действия, некоторые дети, могут выполнять знакомые упражнения самостоятельно. Словарный запас детей расширяется, обогащается потешками, стихотворениями, песнями; повышается речевая активность. Дети, совместно с логопедом, способны проигрывать небольшие отрывки знакомых сказок помощью пальчикового театра движения их рук становятся более точными.

Таким образом, развитие мелкой моторики, с использованием пальчиковых игр, являются мощным стимулом для развития речи и радостного, теплого, эмоционального общения. Также, развитие мелкой моторики стимулирует навыки самообслуживания, продуктивной, двигательной деятельности, развитию умственных способностей и различных психических процессов.

Литература

  1. Архипова Е.Ф Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф Архипова. – М.: АСТ, Астрель, 2006.

  2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторику рук» М.;2005

  3. Дудьев В.П Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи / В.П Дудьев / / Дефектология. – 1999. - №4

  4. Кольцова М.М Ребенок учится говорить / М.М Кольцова. – М.: Сага,2002

  5. Фомина Л.В Роль движений рук и моторной речи ребенка / Л.В Фомина / / Проблемы речи и психолингвистики. – М.:МГПИИЯ,1971.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее