Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Цель: создание условий для развития
познавательных способностей учащихся
через внедрение технологии
системно - деятельностного подхода к обучению
в рамках реализации ФГОС
Задачи :
- повышение качества проведения учебных занятий
на основе внедрения новых технологий;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования
ключевых компетентностей и повышения успешности учащихся;
- использование технологии системно- деятельностного подхода
в обучении с целью формирования УУД, знаний, умений, навыков;
- воспитание патриотических чувств,
приобщение к национальной культуре и традициям,
воспитание нравственных и духовных качеств личности;
Познавательные способности
сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира.
Познавательные способности
интеллектуальные
Сенсорные
осмысление
мышление
Восприятие
Внимание
Память
Воображение
Восприятие
Восприятие – сложный процесс
приема и преобразования информации,
обеспечивающий отражение
объективной реальности и ориентировку
в окружающем мире.
- дифференцированность
( различительная чувствительность)
- аналитичность ( способность к анализу )
- конкретность (видение изменений в результате убавления, перестановки, добавления деталей), видение последствий, точность .
Практические задания.
- На доске написаны печатные буквы : Б Ю В П О Н.
- Найдите среди этих букв похожие друг на друга. Запишите их парами.
(Ответ: Б –В, Н – П, О – Ю).
- Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько звуков вы услышите в слове.
Слова: рот, рама, говорит.
Прослушайте слова . Найдите в них общий звук и обозначьте его буквой.
Прослушайте слова .
Обозначьте буквами только те звуки, которыми слова различаются.
Игра – соревнование «Кто больше?»
Задание: Составьте из букв слова гастроном
другие слова и запишите их.
Какие четыре разные буквы можно напечатать,
если начинать написание всегда одинаково – с большой палочки.
Добавлять разрешается по одному элементу
– Р,Г,Ь,Т).
Угадайте начало ,конец или середину слов:
По…га (подруга), …уга (радуга),те… (тесто ,тепло, тесно),
со.. ка(собака), …та (карта, парта, кофта, лента, муфта).
Продолжить фразу:
Миша вышел на улицу и вдруг увидел …….
(ту самую машину, своего обидчика, маленькую собачку).
Внимание
Внимание - сквозной психический процесс,
заключающийся в сосредоточении
сознания человека
на определенных предметах или явлениях
при одновременном отвлечении от других.
- переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
- объем - количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно небольшой промежуток времени;
- распределение - возможность одновременного удержания в сфере внимания нескольких объектов;
- устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте;
- концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.
Практические задания.
- Числовые лабиринты
- Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами
- Отыскание чисел по таблицам
- Найди, кто спрятался
- Найди сходство и различие
- Прочитай рассыпанные слова
Обнаружение ошибок в тексте .
На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут.
Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился.
Грчи вют гнезда на деревьях.
На повогодней елке висело много икрушек.
Грачи для птенцов червей на пашне.
Охотник вечером с охоты.
В тетради Раи хорошие отлетки.
Нашкольной площадке играли дети.
В траве стречет кузнечик.
Зимой цвела в саду яблоня.
Корректурные задания.
- Подчеркнуть все буквы а
- О подчеркнуть, м зачеркнуть
Найди слова
Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Память
это запоминание, сохранение
и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
- Зрительная
- Слуховая
- Наглядно-образная
- Словесно-логическая
Практические задания
- Запомни числа.
- Цепочка слов.
- Рисуем по памяти узоры.
- Запомни и воспроизведи рисунки
- Зрительные диктанты
- Слуховые диктанты
Мнемотехника
Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть
в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов
чувств детей — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания .
Мышление
Мышление - это процесс
опосредованного и обобщенного познания
(отражения)
окружающего мира.
- наглядно-действенное
- наглядно-образное
- словесно-логическое.
Развитие мышления
- Задачи на смекалку
- Задачи шутки
- Числовые фигуры
- Задачи с геометрическим содержанием
- Логические упражнения со словами
- Математические игры и фокусы
- Кроссворды и ребусы
- Логические задачи
Проблемное обучение
- Проблемная ситуация
- Проблемный вопрос
- Предъявление противоречивых фактов
- Противоречие между житейским и научным фактом
- «Яркое пятно»
Проблемное обучение — организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению , в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Дидактические игры
Игра « Почтальон»
Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили:
огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк.
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки ло-ки
Задания :
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
Игра « Шифровальщики»
Играют в парах: один в роли шифровальщика,
другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Игра « Клички»
Цель : формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход : Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
РПС – развитие познавательных способностей
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
РАЗНОУРОВНЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
24
24
Источники
- Информационные ресурсы сети Интернет
24