Личностно- -ориентированный подход – важное условие реализации ФГОС начального образования
Основные задачи учителя начальных классов
- Научить своих воспитанников не только усваивать, но и самостоятельно добывать новые знания, пользоваться ими для решения различных учебных задач, не пугаться новой, нестандартной учебной ситуации, а с интересом искать и находить ее решение.
- Научить детей уважать окружающих, думать не только о себе, любить свою Родину, гордиться ею.
Добиваться хорошего уровня предметных знаний у своих учеников, овладения ими программного содержания учебных предметов.
Н. А. Алексеев «Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики»
- « Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания ».
В.В. Сериков «Личностно-ориентированное образование»
«Личностно-ориентированное обучение – это такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира» .
Направления личностно- ориентированных технологий
- Гуманно личностные технологии
- Технологии сотрудничества
- Технологии свободного воспитания
- Эзотерические технологии
Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка .
Целевые ориентации педагогики сотрудничества:
- переход от педагогики требований
к педагогике отношений;
- гуманно-личностный подход к ребенку;
- единство обучения и воспитания.
Средства поддержки ребенка в образовании
Средства поддержки ребенка в образовании
диагностика индивидуального развития, обученности, воспитанности
Индивидуально личностная поддержка
выявление личных проблем детей
отслеживание процессов развития каждого ребенка
Учебная деятельность – это ведущая деятельность ребенка младшего школьного возраста.
Приоритетная цель начальной школы – развитие личности школьника.
В современной общей системе образования школьники должны:
- владеть учебной деятельностью
(«умею учить себя»);
- иметь развитые познавательные интересы
(«люблю учиться, все интересно»);
- внутреннюю мотивацию
(«понимаю, зачем учусь»);
- а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).
Задачи учителя современной начальной школы
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
(А.Дистервег)
При обучении младших школьников необходимо учитывать психологические особенности развития способностей и познавательных интересов детей этого возраста.
Обучение должно быть успешным для каждого ученика, любая учебная ситуация должна давать ему шанс.
В основе сознательного акта учения лежит способность человека к творческому воображению.
Руководящая роль учителя не снижается, она просто становится скрытой для ученика .
В результате личностно-ориентированного подхода в обучении младшего школьника, изменится его отношение к деятельности, разовьются познавательные интересы, появится готовность к самообучению и самовоспитанию. Освоив учебную деятельность, он будет способен к изменению самого себя.