Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киржеманская средняя общеобразовательная школа №3»
Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Представление педагогического опыта
учителя английского языка МБОУ «Киржеманская СОШ »
Шманатовой Светланы Валерьевны
на тему
2017 г
Содержание
Актуальность и перспективность опыта. Значение опыта
для совершенствования учебно-воспитательного процесса…….…..… 3
Условия формирования ведущей идеи опыта,
условия возникновения, становления опыта……………………………. 4
Теоретическая база опыта………………………………………………… 5
Технология опыта………………………………………………….…...…. 5
Анализ результативности………………………………………………….13
Трудности и проблемы при использовании данного опыта…….…....15
Адресные рекомендации по использованию опыта………………....…. 15-16
«Кто не знает иностранных языков,
тот ничего не смыслит и в своем родном языке».
И. Гѐте
Актуальность и перспективность опыта. Значение опыта для
совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вышла в XXI век – век бума новых технологий. В настоящее время, когда в России происходит смена образовательной парадигмы и становление новой системы образования, необходим иной уровень знаний и профессиональной компетентности учителя. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Кроме того, изучение ИЯ должно обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить ее средствами ИЯ, включение школьников в диалог культур. В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком.
Актуальность данной темы подвела меня к вопросу как научить школьников иноязычному общению, как сделать так, чтобы на моих уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес моих учеников не пропадал ни на минуту, чтобы они понимали и принимали цели, поставленные учителем, чтобы они были активными участниками реализации этих целей.
Условия формирования ведущей идеи опыта,
условия возникновения, становления опыта
Учить английский язык – это здорово, интересно! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к английскому языку как к школьному учебному предмету. В этом я пытаюсь убедить и своих учеников.
Учитель постоянно находится между «молотом и наковальней»: существует Государственный стандарт, соблюдение требований которого педагог обязан обеспечить при обучении всех учащихся, учрежден обязательный ЕГЭ, к которому он должен подготовить всех учащихся, и проводятся олимпиады, к которым тоже требуется подготовить отдельных ребят. При этом на язык отводится 3 часа в неделю. Поэтому перед неравнодушным, думающим учителем, что называется, во весь рост встает вопрос: «Чему учить и как учить школьников. В своей работе я теперь придерживаюсь таких правил:
Смещение акцентов с содержания обучения на процесс учения, выражающееся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении коммуникативными технологиями;
Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в общении и в творческой деятельности;
Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой, вовлечение учащихся в «диалог культур».
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного этапа с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия. Я пытаюсь так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей.
Теоретическая база опыта
Основой в решении моей методической проблемы послужили работы по вопросам коммуникативного обучения Пассова Е.И., Китайгородской Г.А., Кузовлева В.П., Мильруд Р.П. и других. «Готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения ,созданных в классе». Объединяя исследования отечественных ученых: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимовой А.М. Новикова, М.В. Пожарской, Р.П. Мильруда, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и других, под иноязычной коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах, что предусматривает сформированность языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной коммуникативной компетенции.
Наиболее благоприятным для обучения языку является младший школьный возраст. В начальной школе я четвертый год веду английский язык. Я согласна, что пластичность природного механизма , имитационные способности, любознательность и потребность в познании нового, отсутствие "застывшей" системы ценностей и установок, а также так называемого "языкового барьера" способствует эффективному достижению практической цели, стоящей перед учебным предметом "иностранный язык", при ведущем методическом принципе коммуникативной направленности.
Само собой разумеется, что общение на иностранном языке как форма социального взаимодействия невозможно в отрыве от естественной языковой среды в обычной средней школе, тем более в начальной. Однако с помощью учебника и аудиовизуальных средств я стараюсь«научить ребенка общаться на иностранном языке в определенной конкретной обстановке» (Л.В.Щерба). Иными словами, в школе закладываются основы для развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме (Р.П.Мильруд, И.Р.Максимова).
Процесс общения на иностранном языке подразумевает развитие и важного компонента коммуникативной компетенции – лингвистическую компетенцию, представляющую собой готовность использования иностранного языка как орудия речемыслительной деятельности (Р.П.Мильруд, И. Р.Максимова), а именно активное и пассивное употребление учащимися соответствующего количества грамматических структур, овладение правильным произношением и наличие определенного лексического запаса. То есть подразумевается, что обучаемые научатся говорить, читать, писать и понимать иностранную речь на слух в пределах тематики и ситуаций общения, четко обозначенных в каждом, уроке.
Из вышеприведенных положений вытекает, что обучение иностранному языку должно быть коммуникативно направленным. Коммуникативным задачам подчиняется и отбор языкового материала, который осуществляется с учетом интересов детей определенного возраста.
Технология опыта
Работа над проблемой «Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка» ведется несколько лет. Мы опираемся на принципы обучения ИЯ в современной школе, которые находят свое отражение в «авторских принципах» М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой (УМК ”Enjoy English”), а также «авторских программах» Н. И. Быковой, Д. Дули (УМК «Английский в фокусе»).
Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, методов и приемов, технологий ,способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся:
создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации,
проведение компьютерных уроков,
создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду,
применение личностно ориентированного подхода, где ученик- в центре учебного процесса,
включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке,
сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации,
развитие творчества, умения работать и различными источниками информации.
Преобладание аутентичного материала на уроках,
Проведение внеклассной работы по предмету, - развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Я провожу ежегодные открытые внеклассные , праздники, например «Мы живем на одной планете», «Возьмемся за руки, друзья», «Love is never ending», Праздник Алфавита, где принимают участие как младшие, так и старшие школьники. Изготавливаем своими руками наглядный материал для этих мероприятий, костюмы к сценкам, украшаем сцену, приглашаем гостей. Ко многим праздникам готовим открытки, поздравления, читаем, обсуждаем темы, делаем стенгазеты, газеты и рекламные буклеты.
Опыт показывает, что применение этих методов и приемов приводит к развитию творческих, коммуникативных способностей учащихся. Важными принципами обучения ИЯ в школе, которыми я руководствуюсь в своей работе, являются:
1.Коммуникативная направленность в обучении ИЯ.
Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Уроки ИЯ -уроки общения. Но при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета, что составляет огромную трудность для учителей ИЯ. На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения на сколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток – всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал. Н-р, использую ситуацию «В международном лагере», реальное звуковое письмо учащихся.
2. Соблюдение деятельностного характера учебного процесса. Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, интереса к предмету, повышению качества знаний, навыков и умений.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе и формировать метапредметные общеучебные умения и навыки. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Не случайно в новом ФГОС формирование универсальных учебных действий обеспечивающих школьникам умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования.
Этот принцип реализуется через ролевые игры и проектную деятельность. Активно внедряются разные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые, как способы подготовки к условиям реального общения. Что касается проектов, то выполняются они с большим желанием учащимися, особенно младшими. Так, дети изготавливают матрешку-подарок иностранному другу в парах; ведут диалог знакомство. В старших классах занимаемся рекламой. Удачный вариант получился о школе (буклет был переведен на русский язык, издан в типографии местной газеты «Знамя» для ознакомления со школой будущих первоклассников и их родителей), выпуском газет (этот прием был заимствован у преподавателей Мордовского государственного педагогического института), занимаемся проведением анкетирования среди учащихся школы, выпуском радиопередач и т. д.
3.Личностно-ориентированный характер обучения проявляется в осознании школьниками их собственного участия в процессе общения за счет разнообразия заданий, их дифференциации по степени трудности. Если пропадает чувство уверенности в успехе, теряется интерес к языку. Настраиваю детей не бояться говорить на языке, не давая им усомниться в их успехе на уроке. Даже слабый может проявить себя, это все зависит от учителя. По окончании каждой четверти я награждаю ребят грамотами за достигнутые успехи.
4.Учет ведущей деятельности (игровой) учащихся начальных классов. Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления. Применяю также лексические, грамматические, фонетические игры. Часто формой моих уроков бывает - игра-путешествие. Данная технология является основой моей системы работыв младших классах. Именно она обеспечивает ,во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся, во-вторых, способствует актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока может быть выбран главный диснеевский герой Микки Маус, или мною выдуманные персонажи урока: ребята из разных англоговорящих стран, герои мультфильмов, девочка Аня из международного лагеря, или ребята называют себя именами детей англоговорящих стран в детском лагере, все это приводит учащихся к естественному желанию говорить на языке,не вызывая скуки и утомления. Мною собран большой материал по игровым технологиям.
5. Доступность и посильность изучаемого материала по содержанию и объему отбираются с учетом возрастных особенностей школьников. Следуя программе, строю уроки английского языка так, чтобы они затрагивали темы, близкие интересам учеников: «Моя школа». «Я и моя семья», «Мои друзья», «Я и моё здоровье» и др. Ученик, его проблемы, интересы, жизнь находятся в центре изучаемого.
Если на уроке говорится о семье, то дети с гордостью рассказывают о своих родственниках: родителях, дедушках и бабушках, приносят фотографии, рисунки, узнают об увлечениях и интересах близких людей, задумываются о своем отношении к ним.
6. Использование различных видов наглядности - неотъемлемая составляющая моих уроков: игрушки, тематические картинки, плакаты, открытки, книжки-раскладушки, рисунки детей-вот ,что затрагивает эмоции. Использую следующий прием введения лексики-ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие. Этот прием включаю при введении слов ЧАСТИ ТЕЛА. А также –использование презентаций, видео материалов, символикианглоговорящих стран, плаката «Дерево успеха», смайлики, листочки успеха, макетоврусской матрешки все это и многое другое присутствует у меня на том или ином на уроке.
7. Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку проявляется в использование в разумных пределах лингвострановедческие сведений и фактов, название страны изучаемого языка. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках. Урок должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном, технологическом уровне. Особое внимание уделяю тематике, связанной с нашей страной. Стараюсь привить любовь к своей стране посредством английского языка. Например, урок по теме: «Английский - как международный язык», провожу беседу «Английские слова в русском языке». При изучении темы «Еда» мы выясняем, что некоторые слова не переводятся в английский язык, являются неизменными: blihi, borshch, . Важными считаю, привитие любви к Родине большой и малой через иностранный язык, привлекаю внимание детей на богатство нашей страны, известных людей России. /Путин знает немецкий, изучил английский язык /. Говоря о достопримечательностях России, прошу детей сделать сравнение с английскими странами. Итак, Moscow - London, St. Basil’s Cathedral - Big Ben ,Red Square - Trafalgar Square etc.
Знакомство с реалиями англоговорящих стран начинается с первого урока. При этом не забываю о родной культуре, привлекая ее элементы для сравнения. Так, на моих уроках: изготовление Матрешки, знакомство с флагами, гимнами своей и англоговорящих стран, этикетные диалоги, знакомство с пословицами и т.д.
8. Преобладание аутентичного материала происходит за счет отбора языкового материала, текстов, песен, ситуаций общения проигрываемых ролей, иллюстраций, звукозаписи, видеосюжетов и др. Я подбираю для чтения и аудирования тексты из аутентичных источников разных типов: стихотворения, реальные письма детей из стран изучаемого языка. В будущем планирую приобщить ребят к реальному общению через скайп, небольшой опыт со старшеклассниками имеется. Включаю в урок материалы сегодняшней жизни. Несколько раз приглашала на уроки выпускницу нашей школы, которая в совершенстве владеет языком, прожила 2 года в Америке, и ей было, что рассказать моим ученикам. Мы заранее готовимся к этим встречам. На уроках царит атмосфера общения.
С самого начала обучения я начинаю знакомство с песенками на английском языке.Когда я включаю ту или иную песенку, глаза у детей загораются. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании. Слова песен ксерокопирую, раздаю на уроке, делаем перевод, отвечаем на вопросы по содержанию. На каждый праздник, случай, тему мы разучиваем подходящую песенку. Подбираю несложные в языковом исполнении песни по темам , чтобы их было легко понять. . Моидетизнаютмногопесен (Jingle Bells, Silent Night, Yesterdayидр.). Далее в средних и старших классах разучиваем современные песни (MyHeartWillGoOn, IFeelGood, WhatAWonderfulWorldи др.). Разученные песни исполняем на уроках, внеклассных мероприятиях, Неделях иностранного языка.
Работа над стихотворением – прием обучения, позволяющий заинтересовать ребят творческой деятельностью, позволяет увеличить словарный запас учащихся, развивает коммуникативные умения. Начинаю с простых рифмовок, стишков в сопровождении движений. Этот прием часто демонстрирую на уроках.
Работа над газетным материалом в 10-11 классах (сборник английских газетных статей, изданный преподавателем факультета иностранных языков нашего пединститута Пронькиной В.М.) является хорошим подспорьем для чтения, обсуждения различных актуальных тем темс учащимися.
9. Использование информационных технологий на уроках ИЯ.
Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных средств. Так, в УМК “ENJOYENGLISH”-входит обучающая программа “Enjoy listening and playing”, которая оказывает неоценимую помощь как учителю, так и ученику. Использование этой программы на каждом уроке благотворно сказывается на аудировании, чтении, в практике устной речи. В своей работе также применяю видео программы для учащихся.
Систематическое применение квизов после прохождения страноведческой темы развивает творческие, познавательные умения младших школьников, повышают интерес к ИЯ. Например, после изучения тем «Рождество», «Визит в Лондон», «Визит в Вашингтон», «США», «Великобритания», «Знаменитости Америки» и т.д. с помощью квиза осуществляются фронтальный опрос, проверка по ключу, высказывания учащихся в форме микромонолога.
Отмечая все положительные стороны компьютеров, следует отметить, что никакие новейшие технологии не заменят живое слово учителя. Радость общения и творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и ученик.
10. Формирование информационной компетентности учащихся.
С внедрением в школы компьютеров, Интернета, я стараюсь идти в ногу со временем. Интернет помогает в этом: я подбираю видео материалы к урокам и использую на разных этапах урока. Много вопросов дети задают по англоязычным странам, приносят вырезки из газет, журналов, рассказывают, что слышали по радио, видели по ТВ. Аутентичный материал Интернета языковой, культуроведческий, страноведческий - неоценимая основа практики языка. Мною собраны достаточно много Интернет –ресурсов по темам, особенно полезны ресурсы Британского Совета.
Самостоятельное выполнение заданий побуждают учащихся показать результат своей работы. Наиболее успевающие и интересующиеся английским языком ученики принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах.
Я убеждена, что участие школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня является одним из путей повышения интереса к английскому языку. Не так важно победить в олимпиаде, как выйти на уровень победителей. Это помогает молодому человеку приобрести уверенность в своих силах и способностях, сознательно выбрать жизненный путь.
Анализ результативности
Анализируя опыт своей педагогической деятельности по развитию коммуникативной компетентности обучающих, могу сказать, что проводимая работа привела к определенным позитивным результатам.
Результаты моей работы позволяют сделать вывод о наличии положительного отношения детей и их родителей к иностранному языку, посещение родителями уроков и внеклассных мероприятий, потребности творческой деятельности учащихся, потребности общения на иностранном языке, продолжении своего обучения в ВУЗе. В данное время обучается 2 моих учеников в МГПИ им.М,Е,Евсевьева. Имею Благодарности от руководств факультетов иностранных языков ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева», ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» за сотрудничество с факультетами.
За время активного применения коммуникативного подхода в образовательном процессе наметилась положительная динамика результатов педагогической деятельности. Так, в течение последних пяти лет идет повышение процента качества обучения при 100% успеваемости.
Учебный год | Процент качества |
2013-2014 | 52 |
2014-2015 | 53 |
2015-2016 | 55 |
2016-2017 | 59 |
| |
Анализируя опыт своей педагогической деятельности в обучению английскому языку, могу сказать, что проводимая работа привела к определенным позитивным результатам. За межаттестационный период 2013-2017 гг:
по итогам внутреннего мониторинга качество знаний обучающихся (по результатам итоговых административных контрольных работ)
-49 %
по итогам внешнего (республиканского) мониторинга качество знаний обучающихся - 62,8%
учащиеся 7 – 11 классов систематически посещают элективные курсы по английскому языку;
учащиеся 9 классов выбирают английский язык для сдачи экзамена по выбору в форме ОГЭ; по результатам итоговой аттестации в форме ОГЭ качество знаний – 100%
по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ за последние пять лет показали результаты выше уровня средне республиканских результатов - 60% от числа участвующих.
Ежегодно мои ученики занимают призовые места в районных, республиканских и всероссийских олимпиадах и конкурсах.
Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде:
Муниципальный уровень: Победы и призовые места- 12
Республиканский уровень: Участие- 4
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся:
Республиканский уровень: Победы и призовые места — 4
Российский уровень: Победы и призовые места – 16
Международный уровень: Победы и призовые места – 7
Я стараюсь обеспечить условия для самореализации личности. Знание индивидуальных и личностных качеств, способствует развитию познавательного интереса, повышение мотивации в изучении иностранного языка. Так, я уделяю особое внимание подготовке своих учеников к волонтерской деятельности. Так, моя ученица Шманатова Александра успешно сдала собеседование по английскому языку и стала единственной ученицей-волонтером в Мордовской делегации на Чемпионате мира по водным видам спорта в 2015году в г.Казани.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Уроки ИЯ - уроки общения. Но при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета, что составляет огромную трудность для учителей ИЯ.
Английский язык как школьный предмет относится к категории самых сложных.
На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения,на сколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток – всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал. Н-р, использую ситуацию «В международном лагере», реальное звуковое письмо учащихся.
Трудности и проблемы связаны с тем, что эффективность развития коммуникативной и творческой активности и повышение качества обучения зависит не только от мотивации извне (со стороны учителя), но и от внутренней мотивации (со стороны учащихся). Пробудить интерес к предмету, не отпугнуть сложностью, вызвать на каждом уроке ощущение новизны познаваемого – вот задачи современного учителя.
И хотя подготовка к урокам, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, несомненно, занимает больше времени, но результат оправдывает средства, ведь именно на таких уроках развивается и воспитывается личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, развивается творческое мышление, информационные и коммуникативные компетентности, т.е. те качества личности, которые отвечают требованиям современного общества.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Используя разнообразные методы и приемы, технологии развития коммуникативных способностей школьников, можно привить учащимся интерес к изучению английского языка . Я глубоко убеждена, что приобщение учащихся к культуре стран изучаемого языка, приведет к лучшему осознанию культуры своей собственной страны, умению представить её средствами ИЯ, включению школьников в диалог культур.
Каждый из нас, посвятив свою жизнь профессии учителя, выбрал путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда - и только при сложении всех этих составляющих можно добиться успеха и удовлетворения от работы.
И в заключении, Мартин Лютер Кинг как -то сказал : «У меня есть мечта». И у меня есть мечта: я мечтаю увидеть мир, когда бы не было ни физических, ни материальных ограничений, а было прекрасное желание человека - увидеть мир своими глазами: погулять на набережной Темзы, увидеть Букингемский Дворец и т. д. - почувствовать дыхание истории на своём лице.
16