Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений
- одна из важных задач воспитания личности
ребёнка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский
Дошкольный период является важным в развитии человека. Малыш, приходя в детский сад, должен многому научиться, в том числе общаться со сверстниками и взрослыми, подчинять свое поведение нормам и правилам, принятым в обществе. Однако в настоящее время многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими: не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются; не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание. Такие дети, приходя в детский сад, не умеют дружно играть, постоянно провоцируют конфликты или замыкаются, не умеют соблюдать правила общения и игр. Задача педагога: научить детей общаться, выражать чувства, мысли, слушать и понимать собеседника. Одним из показателей успешного развития по окончании ДОО является «достаточно хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения». (ФГОС ДО) Сформированность названных умений говорит о достаточно развитой коммуникативной компетентности ребенка.
О.Н. Сомкова включает в это понятие следующие составляющие:
владение вербальными и невербальными средствами общения,
умение устанавливать контакты,
вступать в диалог, поддерживать и вести его,
слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения, обмениваться информацией, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать, объяснять, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение,
соблюдать речевой этикет, правила культурного общения и пр.
Развитие коммуникативной компетентности связано с речевой и социально-коммуникативной образовательными областями.
Одним из способов решения данной проблемы - использование метода проектов. С помощью проектной деятельности можно развивать творческую инициативу и самостоятельности детей; она открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых (родителей, воспитателей и др.). В процессе участия в проекте детям необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. По своему характеру проектная деятельность достаточно полно охватывает личность ребенка, отвечает специфике развития его психических процессов и обладает большим потенциалом коммуникативного развития ребенка.