КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств
имени народных артистов братьев Абдуллиных
(наименование организации образования)
План учебного занятия
(теоретического или производственного обучения)
«Развитие и закрепление навыков исполнения различных технических групп на примере этюда К. Черни»
Наименование модуля /дисциплины «Применение музыкально-теоретических навыков в художественно творческой и педагогической практике»
Дисциплина: «Обязательное фортепиано»
Специальность: 02150400 «Хоровое дирижирование»
Квалификация: 4S02150401 Хормейстер, преподаватель
Подготовил педагог Выходцева Н.А.
«_27_» ___10______2023_ года
Общие сведения. Учащаяся -Есенова Замира.
Курс, группы __3ДХО_____________
1.Тип занятия - урок применения знаний и умений.
Вид урока – комбинированный, рефлексивный.
2.Цели: Выработать умения и навыки в работе над техникой. Внедрить в практику работы учащегося продуманные методы, экономящие время и энергию.
3. Задачи:
- Обучающие:
Решение технических учебных задач – координация рук, наработка аппликатурных и позиционных навыков на примере этюда К. Черни.
-Развивающие:
умение сформулировать проблему и найти решение.
развитие двигательно-моторных способностей.
-Воспитательные:
воспитание умения грамотно и быстро работать с нотным текстом;
развитие мотивации к преодолению трудностей;
воспитание умения добиваться поставленных задач.
4.Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:
- правильность и беглость исполнения различных технических позиций (ноты, аппликатура)
- умение самостоятельно выполнять разбор трудностей.
5. Критерии оценки:
Ожидаемый результат | Критерии оценки |
Правильность и беглость исполнения различных технических позиций (ноты, аппликатура) | Отлично – точное исполнение этюда в заданном автором темпе справляясь с технически трудными местами. Хорошо - исполнение нотного текста в среднем темпе с выполнением технических задач с небольшим количеством ошибок. Удовлетворительно – исполнение текста произведения в медленном темпе отдельными руками. |
Умение самостоятельно выполнять разбор трудностей. | Отлично – уметь: самостоятельно анализировать музыкальное произведение, дифференцировать игровые действия, самостоятельно применять универсальные игровые действия в исполнении произведения на инструменте. Хорошо - уметь: самостоятельно анализировать музыкальное произведение, дифференцировать игровые действия с небольшими неточностями. Удовлетворительно – дифференцировать игровые действия с помощью педагога. |
6.Необходимые ресурсы: фортепиано, нотная литература (К.Черни этюды соч.299).
7. Методы: словесный, практический, наглядный.
8. Педагогические технологии, используемые на уроке:
Технология развития ассоциативно-образного мышления и музыкального восприятия.
Технология коучинга.
Техника «круги на воде».
9. План урока.
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
Основная часть – разбор произведения.
Рефлексия. Итог урока. Оценка.
Выдача домашнего задания.
10.Ход занятия
1)Организационный этап.
- приветствие
- совместное определение цели и плана ее реализации.
Педагог использует элементы коучинга, помогая учащемуся при помощи наводящих вопросов самостоятельно определить цель урока и разработать пошаговый план достижения цели. На этом этапе урока учащийся формирует навык целеполагания и планирования своих действий, используя уже полученные знания и развивает свое мышление и речь (коммуникативные компетенции).
Педагог: Как ты думаешь, зачем мы работаем над развитием технических навыков?
Предполагаемый ответ: для решения художественных задач в произведении.
Педагог: А как мы можем развивать технику в процессе изучения произведений?
Предполагаемый ответ: мы можем брать готовые схемы исполнения гамм, аккордов и арпеджио и использовать их в произведениях. Можем использовать различные методы, такие как игра разными штрихами, ритмическая перегруппировка, для работы над проблемными техническими местами.
Педагог: правильно. Теперь сформулируй цель нашего урока.
Предполагаемый ответ: применять в работе над этюдом используемые готовые технические схемы.
Педагог: Обобщим: цель урока – Выработать умения и навыки в работе над техникой. Внедрить в практику работы продуманные методы, экономящие время и энергию.
2) Проверка домашнего задания.
Педагог: твое задание на дом было кратко описать композитора изучаемого произведения и применить технику «Круги на воде» со словом ЭТЮД?
Ученик: рассказывает. Карл Черни – это известный австрийский композитор, пианист первой половины 19 века. Он являлся учеником Бетховена. Он является методистом, создателем большого количества этюдов для пианистов.
Используя технику «Круги по воде» расскажу какие ассоциации у меня возникают со словом «ЭТЮД»
Э – энергичный
Т –техничный
Ю – ювелирный
Д - действия
3) Основная часть урока.
Педагог: Мы с тобой совместно определили цель урока. А теперь скажи, как ты будешь этого добиваться? Как ты можешь достичь цели?
Предполагаемый ответ: сначала я проанализирую нотный текст произведения и найду в нем структуры, похожие на структуры гаммы. Определю тональность произведения и попробую сыграть эти эпизоды в нужной тональности.
Педагог: правильно. Этот прием называется «применение универсальных игровых действий». Ты самостоятельно разработала план выполнения цели. Давай теперь выполним этот план пошагово.
Пошаговое выполнение плана, разработанного учеником.
доигровой зрительный анализ текста.
2. вычленение эпизодов, построеных на схемах гаммы.
3. исполнение этих отрывков в нужной тональности.
Педагог: Сделаем анализ текста
Учащаяся: Тональность – До мажор; Размер – 4/4; Темп – быстрый.
Педагога: Вычлени эпизоды в этюде, которые построены по схемам гаммы
Учащаяся: В этюде встречаются элементы упражнений «В прямом движении» и «Короткого арпеджио». В левой руке – аккомпанемент – это аккордовые элементы.
Педагог: прошу тебя исполнить эти элементы отдельными руками.
В практической части урока учащаяся играет и выполняет поставленные задачи, педагог направляет, уточняет и демонстрирует показы на инструменте.
4) Рефлексия.
Педагог: как ты думаешь, все ли получилось? Тебе было комфортно на уроке?
Предполагаемы ответ: Да. Я хорошо работала на уроке, активно, использовала уже полученные знания и умения. Научилась оптимизировать работу над новым произведением, используя универсальные игровые действия.
Педагог: как ты думаешь, тебе пригодится опыт работы, который ты сегодня получила?
Предполагаемый ответ: да, конечно. Особенно при самостоятельной работе дома. А также при изучении произведений разных жанров и форм, где будут встречаться технические формулы, подобные тем, над которыми работаем в данном этюде.
Итоги урока педагога. Таким образом, при такой форме работы, развиваются следующие компетенции учащегося: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, рефлексивные, компетенции личностного самосовершенствования, аналитическое мышление.
5) Выдача домашнего задания:
Практическое освоение и закрепление технических формул в этюде К.Черни.
В другом этюде К. Черни провести анализ технических форм и дифференцировать их по определенным формулам гамм.