«Зимний фестиваль знаний 2025»

Развитие функциональной грамотности у младших школьников посредством применения современных образовательных технологий

Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Развитие функциональной грамотности у младших школьников посредством применения современных образовательных технологий

Современная начальная школа. Что она значит для ребёнка? Это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы - умением учиться. Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

  • добывать новые знания;

  • применять полученные знания на практике;

  • оценивать свое знание-незнание;

  • стремиться к саморазвитию.

Содержание функциональной грамотности младшего школьника, составляют:

  • Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении учебных и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.

  • Математическая грамотность - это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

  • Естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Способность объяснять природные явления

  • Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.

  • Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания. Формировать функциональную грамотность необходимо на любом уроке.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе - формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности),

  • учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;

  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

  • применять такие образовательные технологии, как:

    • технология личностно-ориентированного образования;

    • технология развития критического мышления;

    • технология уровневой дифференциации;

    • технология игрового обучения;

    • технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);

    • проектная деятельность;

    • здоровьесберегающие технологии;

    • информационно-коммуникационные технологии.

Методические приёмы:

  • «Кластер»

  • «Мозговой штурм» или «Корзина идей»

  • «Отсроченная догадка»

  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

  • «Театрализация»

  • «Верно-неверно»

  • «Проблемный вопрос»

  • «Инсерт» или «Чтение с пометами»

  • «Дерево предсказаний»

  • «Чтение с остановками»

  • «Шесть шляп»

  • «Бортовой журнал»

  • «Ромашка Блума»

  • «Фишбоун» (рыбный скелет)

  • «Синквейн»

Игровые технологии

Игровые формы обучения на уроках в начальных классах - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Школьники младшего возраста любят играть. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, необходимо включить их в игру, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

К ним относятся:

  • дидактические игры,

  • задачи в стихах,

  • задачи-смекалки,

  • задачи-шутки,

  • драматизированные игры,

  • интересные факты,

  • ребусы, головоломки,

  • кроссворды и многие др.

На уроках математики в начальных классах используются игры «Кто быстрее?», «Собери снеговика», «Математический кроссворд», «Лучший счётчик», «Математический лабиринт», «Полёт в космос», «Математическая рыбалка», «Домино», «Математические раскраски» и др.

На уроках русского языка используются игры «Определи склонение имён существительных», «Найди падеж», «Мозговой штурм», «Внимательный редактор», «Найди пару», картинный словарь, «Грамматические раскраски», «Вкусная пицца», конкурс «Магистр письма» и др. Приём «Облако слов» можно использовать на уроках русского языка по теме «Части речи», «Словарные слова», «Род имён существительных» и т.д.

На уроках литературного чтения используем карточки для развития скорочтения: чтение с решеткой, чтение с окошками, чтение «зашумленного текста», чтение текста с закрытой половиной букв, чтение по спирали и т.д.

На уроках окружающего мира - игра «Узнай растение по описанию», «Домашние и дикие животные», «Времена года», филворд «Птицы», игра в паре «Органы человека», кроссворды, викторины и др.

Приём «Кубик Блума» можно использовать на разных уроках на этапе рефлексии.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Информационно-коммуникационные технологии

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). На уроках в начальной школе используем тренажёры, презентации, интерактивные игры, кроссворды, викторины, электронные приложения к учебникам, видеофильмы, аудиозаписи, которые помогают разнообразить урок, вызывают большой интерес и эмоциональный отклик у учащихся.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • создание презентаций к урокам;

  • использование готовых обучающих программ;

  • работа с ресурсами Интернет.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

  • повышает качество усвоения материала;

  • увеличивает объем использования наглядности на уроке;

  • осуществляет дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

  • организовывает одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями,

  • расширяет общий кругозор учащихся;

  • развивает творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее