Развитие функциональной грамотности у младших школьников посредством применения современных образовательных технологий
Современная начальная школа. Что она значит для ребёнка? Это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы - умением учиться. Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей.
Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
добывать новые знания;
применять полученные знания на практике;
оценивать свое знание-незнание;
стремиться к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности младшего школьника, составляют:
Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении учебных и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность - это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Способность объяснять природные явления
Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.
Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания. Формировать функциональную грамотность необходимо на любом уроке.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе - формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности),
учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
применять такие образовательные технологии, как:
технология личностно-ориентированного образования;
технология развития критического мышления;
технология уровневой дифференциации;
технология игрового обучения;
технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
проектная деятельность;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
Методические приёмы:
«Кластер»
«Мозговой штурм» или «Корзина идей»
«Отсроченная догадка»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Театрализация»
«Верно-неверно»
«Проблемный вопрос»
«Инсерт» или «Чтение с пометами»
«Дерево предсказаний»
«Чтение с остановками»
«Шесть шляп»
«Бортовой журнал»
«Ромашка Блума»
«Фишбоун» (рыбный скелет)
«Синквейн»
Игровые технологии
Игровые формы обучения на уроках в начальных классах - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Школьники младшего возраста любят играть. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, необходимо включить их в игру, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.
К ним относятся:
дидактические игры,
задачи в стихах,
задачи-смекалки,
задачи-шутки,
драматизированные игры,
интересные факты,
ребусы, головоломки,
кроссворды и многие др.
На уроках математики в начальных классах используются игры «Кто быстрее?», «Собери снеговика», «Математический кроссворд», «Лучший счётчик», «Математический лабиринт», «Полёт в космос», «Математическая рыбалка», «Домино», «Математические раскраски» и др.
На уроках русского языка используются игры «Определи склонение имён существительных», «Найди падеж», «Мозговой штурм», «Внимательный редактор», «Найди пару», картинный словарь, «Грамматические раскраски», «Вкусная пицца», конкурс «Магистр письма» и др. Приём «Облако слов» можно использовать на уроках русского языка по теме «Части речи», «Словарные слова», «Род имён существительных» и т.д.
На уроках литературного чтения используем карточки для развития скорочтения: чтение с решеткой, чтение с окошками, чтение «зашумленного текста», чтение текста с закрытой половиной букв, чтение по спирали и т.д.
На уроках окружающего мира - игра «Узнай растение по описанию», «Домашние и дикие животные», «Времена года», филворд «Птицы», игра в паре «Органы человека», кроссворды, викторины и др.
Приём «Кубик Блума» можно использовать на разных уроках на этапе рефлексии.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Информационно-коммуникационные технологии
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). На уроках в начальной школе используем тренажёры, презентации, интерактивные игры, кроссворды, викторины, электронные приложения к учебникам, видеофильмы, аудиозаписи, которые помогают разнообразить урок, вызывают большой интерес и эмоциональный отклик у учащихся.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
создание презентаций к урокам;
использование готовых обучающих программ;
работа с ресурсами Интернет.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
повышает качество усвоения материала;
увеличивает объем использования наглядности на уроке;
осуществляет дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовывает одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями,
расширяет общий кругозор учащихся;
развивает творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся.