Разработка урока математики в 6 классе
Тема урока: «Сложение целых чисел»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
УМК:
Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ С.М.Никольский и др. – М.: Просвещение, 2019
Цели урока:
Образовательные: способствовать выработке навыков сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками, тренировать способность к работе с координатной прямой, к записи и действиям с противоположными числами;
Развивающие: формирование представлений о математическом языке, его компонентах, историческом развитии; формировать способность к рефлексивному анализу собственной деятельности; развитие кругозора учащихся и расширение знаний об окружающем мире;
Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, умению внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: раздаточный материал для практической работы, листы самооценки.
Организационная структура урока | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организацион-ная часть. | Приветствие учителя и класса. Учитель проводит инструктаж по работе с листом самооценки: «В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки» (приложение 1) |
Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. |
2.Актуализа-ция знаний. | Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Разбейте числа, которые вы видите на доске на группы. (7; 25; - 42; -8; 0,1; -3,9; 0) А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами. Даны числа: -47; -4; -90; -55; -36; -73; 89; 1,6; -5,2; -9,1; 0 а) назовите модуль каждого числа; б) назовите число, модуль которого больше; в) назовите знак числа, модуль которого больше. Вычислить, подтверждая действие правилом -15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7) -6 + 8 10 +(- 14) -8 +11 -456+ 287 .
| Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета). Положительные, отрицательные, ноль; дробные, целые. Сравнивать, находить модуль, складывать
Отвечают на вопросы.
Складывают отрицательные числа, проговаривают правило. Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут. |
3.Формулиро-вание темы урока.
| Тема нашего урока: “Сложение чисел с разными знаками ”. На этом уроке мы будем решать примеры, используя знания о сложении чисел с разными знаками. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. |
|
4. Работа над новым материалом.
| Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками. Выполните практическую работу (приложение №2 ) в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки. | Выполняют практическую работу в парах, делают выводы.
Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают. |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний.
| Ребята, сейчас мы поделимся на две группы, и каждая группа решит примеры, записанные на доске, а потом мы все вместе проверим их. -22+5= - 17 34+(-49)=-15 -21+18=-3 77+(-35)=42 -53+19=-35 -41+12=-29 Не забывайте про самооценку. | проговаривают правило, решают примеры. ищут ошибки в примерах, объясняют их.
Выставляют баллы |
6.Закрепление изученного материала. | Работа по учебнику: выполнить № 259 у доски и в тетрадях.
| Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило.
Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на доске, проводят самооценку |
7. Домашнее задание. | П.2.4 выучить правило и выполнить номера №253, 256 | Выбирают и записывают домашнюю работу. Оценивают свой выбор домашней работы.
|
8. Рефлексия. | В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок. | Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника |
Приложение 1
Лист самооценки.
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка |
1 | Формулировка темы урока | Я сам смог определить тему урока-2 балла. Я не смог определить тему урока - 0 баллов. |
|
2 | Выполнение практической работы в паре. | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. |
|
3
| Работа в группе по закреплению правила.
| Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. |
|
4 | Выполнение № 259 | Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. |
|
5 | Выполнение самостоятельной работы | За каждый правильно решенный пример -1 балл |
|
6 | Выбор домашнего задания | 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера. |
|
Поставьте себе оценку:
если вы набрали 9-11 баллов - «5»
6 – 8 баллов – «4»
3 – 5 баллов – «3»
Приложение 2
Начертите координатную прямую, с помощью нее выполните сложение чисел:
Заполните таблицу:
Пример | Сравнить | Знак суммы | Ответ |
-8+ 3= | |-8| |3| |
|
|
17 + ( -3 )= | |17| |-3| |
|
|
-14 + 6 = | |-14| |6| |
|
|
-9 +9= | |-9| |9| |
|
|
-18 + 3= | |-18| |3| |
|
|
Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .