«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока в 6 классе по теме "Задачи на проценты"

Комбинированный урок по теме "Задачи на проценты" для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. с использованием технологий АМО.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Гусятникова Марина Дмитриевна



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района Хабаровского края







Методическая разработка урока по математике в 6 классе по теме:

«Задачи на проценты» с использованием технологий АМО.

Учитель математики – Гусятникова Марина Дмитриевна













Организационная информация

Автор урока

Гусятникова Марина Дмитриевна

Предмет

математика

Класс, профиль класса/группа, количество человек

6 класс, общеобразовательный, 30 учащихся

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/ мероприятия

Задачи на проценты

Автор учебника или УМК, по которому ведется обучение (если имеется)

Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б., издательство Просвещение, ФГОС, 2014г.

Классификация урока/занятия/ мероприятия в системе образовательных мероприятий

Комбинированный урок

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/ группы

В классе учится 30 человек, из них 14 мальчиков и 16 девочек. В целом дети воспитываются в полных, хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Класс активный, ребята принимают участие во многих мероприятиях школы, поселка и района. Многие ребята обладают выраженными чертами лидера. На переменах дети подвижны, активны. На уроках также проявляют активность, хорошо воспринимают новый материал. Ребята помогают друг другу, сопереживают, проявляют заботу друг о друге, не стесняются выражать свои чувства.

Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, между ними сложились доброжелательные отношения.

Критическое отношение к своим неудачам и недостаткам проявляется не всегда, но большинство ребят может оценить свою работу, проконтролировать свое поведение и действия. Ребята учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, отдавать отчет своим поступкам. Также умеют оценивать деятельность своих одноклассников. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.

Ребята очень добросовестно и с большим желанием выполняют поручения, любят труд. Это ярко проявляется во время проведения уборки территории вокруг школы. Все ребята активно работают, помогают друг другу, действуют сообща, проявляют инициативу. В целом ребята ведут себя дисциплинированно.

В классе отсутствуют «изгои», «отвергаемые». Ребята не делятся на группы, общаются все вместе, всем классом.

На основании анализа результатов наблюдений можно утверждать, что класс является сплоченным и дружным коллективом.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. В целом, ребята проявляют высокую степень активности, как в урочное, так и внеурочное время. Желания получать новые знания, демонстрировать свои знания, полученные ранее, проявляются на высоком уровне.


Цели урока

Создание условий для формирования умения сравнивать различные процентные соотношения, решать задачи на «простые» и «сложные» проценты через организацию совместной деятельности по обобщению и структурированию предметного материала.

Задачи урока

Образовательные:

- сформировать умение решать задачи на «простые» и «сложные» проценты

Развивающие:

- развивать логическое мышление, математическую речь учащихся, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию, формировать умение анализировать и делать выводы

Воспитательные:

- воспитывать внимательность, доброжелательность к членам коллектива, ответственность за результаты своей работы, формировать способность самооценки, отрабатывать навыки коллективной работы в малой группе и умение определить в ней свою роль;

- способствовать выявлению и раскрытию индивидуальных способностей

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ и др. ученики/коллектив в ходе урока /занятия/ мероприятия

  1. Проверят знания фактического материала и умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

  2. Закрепят основные понятия, законы и умения объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

  3. Актуализируют и применять знания, как в стандартных ситуациях, так и в измененных, нестандартных условиях;

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- учащиеся знают основные задачи на проценты

- учащиеся умеют переводить проценты в десятичные дроби, оценивать математические «отношения» через дроби и десятичные числа.

Метапредметные:

- регулятивные: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, а также решают ее в сотрудничестве с одноклассниками в ходе коллективной деятельности, оценивают достижения своей деятельности в соответствии с заданной целью;

- познавательные: описывают результаты учебных действий, используя математические термины и записи; применяют полученные знания в измененных условиях; осваивают способы решения задач творческого и поискового характера; осуществляют сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- коммуникативные: адекватно используют речевые средства, используя математическую терминологию; самостоятельно организовывают совместную деятельность в группах, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные:

- проявляют уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

- умеют проводить самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности;

- осознают личную ответственность за совместно проделанную работу.


Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его проценту. Скидки (выгодно – не выгодно). Надо ли брать кредит? Нужны ли распродажи со скидками? Проценты в нашей жизни (диаграммы, соц.опросы, выборы и т.д.)



Подробный конспект урока /занятия/

Фаза урока (занятия)


Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

Подробное описание АМО по установленной схеме: - цели и задачи метода – необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия)


Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»






























Приветствие (знакомство)

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

2 мин

«Комплимент»

Заимствованный, но измененный или адаптированный

Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя. Необходимые материалы (канцелярские товары и др), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): нет

Учитель проговаривает инструкцию и по команде поворачиваясь друг к другу говорят комплимент

Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в группе. Регулятивные УУД: умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс

Социальная компетентность: умение сотрудничать, способность уважать других

Обучающиеся полностью погружаются в рабочий процесс

Вхождение в тему урока

Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

3 мин

«История личности»

Заимствованный, но измененный или адаптированный

Цель: Установление взаимосвязи законов математики и «законов жизни». Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): цитата на слайде

Учитель читает цитату: математика «учит не мыслям, а мыслить» и предлагает учащимся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»

Личностные УУД: смыслообразование Регулятивные УУД: умение целепологать. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Информационная компетентность: умение вести наблюдение, упорядочивать и интерпретировать данные . Учебно-познавательная компетентность: иметь опыт восприятия картины мира

Обучающиеся ставят цели обучения самостоятельно


Определение ожиданий и опасений учащихся


























Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически комфортной обстановки

5 мин

«Билет»

Заимствованный, но измененный или адаптированный

Цель: установление взаимосвязи законов математики и «законов жизни». Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): билет из двух частей.

Класс делится на три группы. Каждой группе предоставляется билет, состоящий из двух частей. На одной части учащиеся пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой - свои опасения. Область контроля (опасения) учитель забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остаются у группы. После этого обобщается полученный результат

Личностные УУД: смыслообразование. Регулятивные УУД: умение целепологать. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Информационная компетентность: умение вести наблюдение, упорядочивать и интерпретировать данные. Учебно - познавательная компетентность: иметь опыт восприятия картины мира.

Обучающиеся ставят цели обучения самостоятельно

Фаза 2 «Работа над темой»























Инпут (интерактивная лекция)

Сообщение нового знания

10 мин

«Мозговой штурм»

Заимствованный, но измененный или адаптированный

Цель: оживление внимания при введении новых понятий. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: подготовленный плакат: в центре надпись «Проценты». Предварительная подготовка (если требуется): нет

Учитель вывешивает плакат с надписью «обыкновенные дроби» в центре и делит лист на три части. Предлагает учащимся догадаться почему частей три. Заполняет сектора, показывает дроби правильные и неправильные. Проговариваются определения (при необходимости записываются в справочники)

Познавательные, включая общеучебные и логические УУД: умение осуществлять логические действия, анализ, синтез, обобщение

Учебно-познавательная компетентность: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы;. Информационная компетентность: организовывать взаимосвязь своих знаний

Погружение в новую среду посредством беседы, направленной на умение осознать новую информацию, выбирать необходимую.


Проработка содержания темы

Усвоение нового материала и ЗУН и К

10 мин

«Инфоугадайка»

Заимствованный

Цель: закрепление понятий, выработка перевода десятичных дробей в проценты и наоборот. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: карточки с заданиями в парах. Предварительная подготовка (если требуется): карточки с заданиями готовит учитель заранее

Учитель предлагает выполнить задания на карточках, работа в парах

Познавательные, включая общеучебные и логические УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные УУД: способность к самоконтролю. Коммуникативные УУД6 взаимодействие с соседом по парте

Учебно-познавательная компетентность: самостоятельно заниматься обучением. Коммуникативная компетентность: владение способами совместной деятельности в паре

Во время выполнения этого задания обучающиеся могут проявлять творческую инициативу. Комментируя нарисованное, они учатся выражать свои мысли, тем самым развиваются регулятивные и коммуникативные УУД.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Снятие напряжения и усталости, расслабление и восстановление энергии

5 мин

«По порядку становись»

Заимствованный, но измененный или адаптированный

Цель: снять напряжение. Необходимые материалы ( канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): нет.

Учащиеся стоят возле своих парт. Каждый ряд по команде учителя должен выстроиться в ряд. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в группе. Регулятивные УУД: умение расслабляться, мобилизовать свои силы.

Коммуникативная компетентность: владение способами совместной деятельности в группе

Участники расслабляются, снимают возникшие перенапряжение и усталость

рефлексия

Получение эмоциональной содержательной оценки процесса и результатов обучения

5 мин

«Наши достижения»

Заимствованный, но измененный или адаптированный

Цель: подведение итогов урока. Необходимые материалы (канцелярские товары и др), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): нет.

Учитель предлагает учащимся высказаться, что усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в монологической и диалогической речи. Личностные УУД: понимание ценности знания. Регулятивные УУД: умение оценивать результат своей деятельности (в группе или на уроке в целом)

Учебно-познавательная компетентность: формирование навыков учебной деятельности. Социальная компетентность: способность к анализу.

Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:

1) выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока /занятия);

2) выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) – т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

Целью применения модерации является эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.

Получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов: визуализация, мотивация, интеракция, коммуникация, мониторинг, рефлексия, анализ, оценка.

Эффективность работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, более всего для модерации подходят активные методы обучения. Для каждого этапа урока применяются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи данного этапа.

Ожидаемые /полученные результаты урока /занятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося


Анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы / приобретены/ закреплены).

Предметные: уметь решать уравнения

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/ не успеха в учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

Данный вид АМО позволил организовать процесс обучения на основе компетентностного и деятельностного подходов, что является основным требованием новых стандартов. Выбор нетрадиционной формы проведения урока позволил сделать его интересным для учащихся, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют:

- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;

- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;

-обеспечивать приобретение обучающимися не только предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;

- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

Методическая ценность урока /занятия

Оптимизация учебно-воспитательного процесса направлена на использование эффективных форм и методов обучения учащихся. Важно отказаться от шаблона и стереотипа, ведущих к формализму в учении.

Данный АМО – это не самоцель, а один из путей превращения учащихся из объекта в субъект обучения, как средство успешного решения учебно-воспитательных задач.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку /занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал).

Презентация «Проценты», интерактивная доска, раздаточный материал, дидактический материал.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее