«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Разработка урока русского языка "Традиции и обычаи русского народа"

Урок разработан на основании требований обновления программ среднего образования Республики Казахстан. Задания направлены на формирование устных и письменных умений и навыков учащихся. Использованы современные технологии ИКТ, "Развитие критического мышления", "Работа с одаренными детьми". В конце урока предложена рефлексия "3 М" (3 Момента), которая позволяет учащимся оценить свою работу на уроке и предложить путь совершенствования своей учебной практики.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


  1. Краткосрочный план урока

  2. Раздел долгосрочного плана: “Обычаи и традиции народов мира”


    Школа: МШЛ № 3

    Дата: 12.10.2017

    ФИО учителя: Тимченко М.А.

    Класс: 7 класс

    Количество присутствующих:

    отсутствующих:

    Тема урока № 20

    Обычаи и традиции русского народа”


    Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

    Учащиеся должны уметь:

    7Л.1.1— понимать основное содержание текста, извлекая глав­ную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

    1. пересказывать подробно, кратко, выборочно содержа­ние текстов (повествование, описание и рассуждение) с измене­нием лица;

    1. понимать основную информацию сплошных и не­сплошных текстов, извлекая главную и второстепенную инфор­мацию;

    1. использовать разные виды чтения, в том числе поис­ковое;

    1. формулировать различные вопросы на основе выводов и заключений;

    1. излагать подробно, кратко, выборочно содержание текстов-повествований, текстов-описаний и текстов-рассужде­ний; — правильно писать сложные слова.

    1. — использовать знаки препинания в простых, осложнен­ных обособленным определением и обстоятельством предложениях.


    Цели урока

    Все учащиеся будут:

    Знать стилистические особенности публицистического и художе­ственного стилей речи. Уметь определять основную мысль; участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою точку зрения; стилистические особенности художественного и публицистического стилей речи; создавать тексты —публицистического и офици­ально-делового стилей (дневник, письма: приглашения, информационные листы и др.) с учетом целевой аудитории, выражая собственное мнение. Использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением.

    Многие учащиеся будут:

    Знать определение понятий “обычай”, “традиция”, особенности жанров дневниковые записи, дружеское приглашение.

    Уметь налаживать логические связи с помощью текстов разных типов между понятиями “человек” — “культура” — “обычай”, “традиция”; писать приглашения, используя обращения. Использовать знания о стилистических особенностях публици­стического стиля речи при написании текста.

    Некоторые учащиеся будут:

    Использовать полученные знания для анализа, описания, аргумен­тации, подведения итогов в разных сферах жизнедеятельности.

    Критерии

    оценивания

    Умение работать в группе, умение устно и письменно отвечать на вопросы.


    Привитие

    ценностей

    Воспитание интереса к истории и традициям русского народа.

    Межпредметные

    связи

    Всемирная история, фольклор

    Ход урока

    Запланированные этапы урока

    Запланированная деятельность на уроке


    Деятельность учащихся

    Начало урока


    1. Приветствие.


    - Здравствуйте, уважаемые гости!! - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке! Садитесь.

    1. Психологический настрой.

    - Предлагаю настроиться на продуктивную работу, перед вами незаконченное четверостишье (Слайд 1), прочитайте, подумайте, какими словами можно закончить каждую строку?

    -Что у вас получилось? (Слайд 2) Правильно!

    Пусть станет невозможное - возможным!

    Пусть станет ближе всё, что далеко!

    И пусть всё то, что кажется, так сложно,

    Решается красиво и легко!

    Пост из Интернета


    1. Обсуждение эпиграфа:

    История и национальные традиции – это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.

    Н.А.Назарбаев. Взгляд в будущее



    (Слайд 3) Как вы понимаете эти слова?

    4. Записывают в тетрадь число, классная работа, предложение. Задание: объяснить постановку запятой.

    Дескрипторы: 1. Умеют объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым. 2. Знают о простых предложениях, осложнен­ных обособленным определением. ФО. Похвала учителя.








    Предлагают свои варианты, как можно закончить каждую строку.

    Конечный вариант проговаривают хором.






    Учатся рассуждать.

    Записывают и объясняют постановку запятой.



    Актуализация

    5.Упражнение 139 А.

    Основная задача, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию.



    Проблемный вопрос: Что объединяет все три текста?


    Традиции и обычаи русского народа. (Слайд 4)



    6. Определение темы урока.

    1) Как вы думаете с чем мы сегодня познакомимся?

    3) Какие цели поставим перед собой?


    Задание: письменно ответить на вопрос, что значит праздновать с большим размахом? Подобрать синонимы к словам передышка, суматоха. Прежде чем записать обсудите в парах.



    Выражение праздновать с большим раз­махом “не считаясь с затратами, на широкую ногу, широко, хлебосольно”.

    Синонимы: передышкаостановка, отдых, пауза, перерыв; суматохахлопоты, суета.



    Дескрипторы: аргументировано отвечают на вопросы, подбирают синонимы.

    ФО. Три хлопка.

    ………………………………………………………………………….

    А теперь предлагаю посмотреть видеоролик и используя знакомый нам приём «Бортовой журнал, сделать записи.



    7. Видеосюжет «Традиции и обычаи русского народа»

    Прием “Бортовой журнал”. (Слайд 5)



    Что мне известно по данной теме?

    Что нового я узнал из текста?




    Дескрипторы: умеют выделять известную и неизвестную информацию; презентовать информацию.



    8. Презентация результатов. Обсудить в группах, дополнить записи.

    ФО: Мы, ребята, ничего, мы, ребята, во!!!

    …………………………………………………………………



    9. Работа в группах. Прием “Лексический органайзер”: ученики высказы­вают свои предположения: чему посвящен этот праздник, что происходит на нем, почему он так называется. После прочтения текста они сравнивают свои предположения с содержанием текста. По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью. (Слайд 6)

    Сочельник — вечер перед Рождеством. По правилам в этот день постились до первой звезды. И только после того как появлялась вечерняя заря, можно было садиться за стол. В сочельник были приняты походы в гости крестников к своим крестным отцам и матерями. Они несли им кутью и пироги. Крестные должны были в ответ угощать крестников и дарить им деньги. Сочельник представлял собой достаточно тихий и скромный праздник, уютный и семейный. (Слайд 7)


    Творческое задание: написать приглашение на праздник (другу, крестной, бабушке/дедушке)


    Дескрипторы: умеют рассуждать, аргументировать.


    ФО. Светофор Взаимооценивание. У кого было самое неожиданное объяснение? У кого самое точное?




    Учащиеся выделяют основную информацию, отвечают на проблемный вопрос.







    Письменно дают ответ, подбирают сининимы.










    Учащиеся должны по ходу просмотра видеоролика распределить на известную и неизвестную информацию.











    Заполняют графический органайзер. После прочтения текста отвечают на после текстовые вопросы.








    Открываем новое

    Упражнение 140.



    Работа в парах: определите, о какой черте характера говорится в каждой группе пословиц?

    1. Гостеприимство.

    2. Хлебосольничество.



    • Можно ли назвать эти слова синонимами?

    • Что означает выражение хлеб-соль (главные продукты на столе русского человека в старину), хлебосольный хозяин (радушный)?

    • Вспомните, какие обычаи и ритуалы в русской культуре связаны с хлебом-солью.

    • Объясните правописание слов хлеб-соль (интернет-кафе, стоп-кран, генерал-майор), хлебосольничество, гостеприимство.

    • Найдите односоставные предложения. Выполните синтаксический разбор одного из них

    .

    Дескрипторы: понимают смысл пословиц, объясняют правописание слов, отличают односоставные предложения от двусоставных.

    ФО: Три хлопка




    Учащиеся должны учиться анализиро­вать пословицы, выявлять мораль, заключенную в них, опреде­лять культурную информацию, заключенную в языковых едини­цах (гостеприимство, хлеб-соль).







    .



    Рефлексия


    Я сегодня повторил...

    Я сегодня узнал ...

    Я сегодня запомнил

    Я сегодня научился

    Я сегодня удивился ...

    Я сегодня захотел ...


    Метод “ЗМ”, назвать три момента, которые у них хо­рошо получились во время урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.



    Домашнее задание

    Упражнение142 или подготовить рассказ о Масленичной неделе


    Рефлексия по уроку





     








    Общая оценка


    Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

    1:


    2:


    Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

    1:


    2:


    Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?


















2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее