Тема: Цветок, его строение и функции
Класс: 7
Цель: Сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка - пестика и тычинок.
Задачи: - Рассмотреть строение цветка;
- Показать биологическое значение частей цветка;
- Воспитывать бережное отношение к растениям;
- Проводить простейшие исследования с живыми растениями.
Оборудование: комнатные растения, таблица » Строение цветка»
Тип: изучение нового материала
Ход работы:
Организационный момент
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний
Фронтальный опрос, беседа.
а) Какие видоизмененные побеги вы знаете? Назовите растения, имеющие корневище, клубень, луковицу.
б) Как отличить корневище от корня?
в) Как доказать, что корневище и луковица-это видоизмененные побеги.
Изучение нового материала
Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем эту загадку.
“На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки”.
Что это за замок?
Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
Учащиеся записывают в тетради тему урока: “Цветок”.
1. Какую проблему мы будем решать сегодня на уроке.
2. Какую цель поставим?
3. Что мы должны сделать, чтобы достигнуть цели?
4. Какие задачи нам помогут достигнуть цели?
Проблема урока: Что же такое цветок?
Цель: Сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка - пестика и тычинок.
Задачи: - Рассмотреть строение цветка;
- Показать биологическое значение частей цветка;
- Воспитывать бережное отношение к растениям;
- Проводить простейшие исследования с живыми растениями.
Сказочник, с мировым именем Г.Х.Андерсен писал “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”. Эти слова послужат девизом нашего урока. Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? Рассмотрите на фотографии цветков, гербарии на столах, цветущие растения и скажите, что у них общего и в чем различие. Давайте более подробно изучим строение цветка. Для этого зарисуйте схему цветка и, используя рисунки, текст учебника, подпишите части цветка. Ребята, на что похожи цветоножка и цветоложе? Какую функцию они выполняют? А чашелистики, лепестки, тычинки и пестики? Подумайте и продолжите заполнение схемы. Какие слова пропущены? | Учащиеся отвечают, что цветки образуются только у цветковых растений. Опираясь на предыдущие знания, дети отвечают, что у всех цветков есть общий план строения и выполняемая функция. Цветки различаются формой, окраской, размерами, запахом. Учащиеся анализируют и предполагают, что цветоножка и цветоложе похожи на стебель: цветоножка прикрепляет цветок к стеблю, а цветоложе - это ось цветка, на ней располагаются все его части. А чашелистики, лепестки, тычинки и пестики - это видоизмененные листья. Взаимодействуют в паре при заполнении схемы. Помогают друг другу выполнять задания. Взаимодействуют с учителем. Приходят к выводу, что цветок состоит из стеблевой и листовой частей. Записывают эти слова в схему. |
Чашелистики образуют чашечку цветка. Какого они цвета? Когда они хорошо видны? За чашелистиками расположены лепестки, они образуют венчик. Ребята, рассмотрите представленные на рисунке различные виды цветков и определите, какие у них по строению венчики? Сделайте вывод. Лепестки венчика - самая красивая часть цветка, вместе с чашелистиками они образуют околоцветник, т. е. расположены около цветка. Давайте рассмотрим околоцветник розы и тюльпана. Покажите части околоцветника розы и тюльпана. Сравните их. Чем они отличаются? Околоцветник с чашечкой и лепестками венчика называют двойной, как у розы, а околоцветник как у тюльпана называют простой, т.к. в нем нет чашелистиков 1. Чем отличается двойной околоцветник от простого? 2. Какую функцию выполняет околоцветник цветка? Мы отметили, что околоцветник выполняет защитную функцию. Покажите, какие части цветка защищает околоцветник. Это и есть главные части цветка – тычинки и пестик. Они не такие красивые, как венчик, но называются главными частями в цветке. Чтобы понять, почему они главные вспомним их строение. Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек. В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры”– Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. А из завязи образуется плод. Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца. В биологии тычинка обозначается символом “марса” – . Внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно. Почему же тычинки и пестики – главные части цветка?
| Учащиеся отвечают, что чашелистики хорошо видны, когда цветок в бутоне и еще не распустился. Учащиеся предполагают, что у колокольчика все лепестки срастаются, а у лотоса они расположены отдельно друг от друга. Таким образом, венчик и чашечка могут быть сростнолепестными и раздельнолепестными. Учащиеся предполагают, что в двойном можно различить чашечку и венчик, а в простом нельзя выделить ни чашечку, ни венчик. В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые. Околоцветник выполняет функцию защиты органов размножения цветка и привлечение насекомых для опыления. Показывают тычинку и пестик, вспоминают их строение, подписывают их части, используя интерактивную доску. |
Цветки бывают разных видов. Откройте учебник на странице 29 и найдите определение обоеполых, однополых цветков, однодомных и двудомных растений. | Учащиеся отвечают: “Потому что после того, как цветок отцвел – лепестки венчика опали, из пестика образуется плод с семенами внутри”. Учащиеся выполняют упражнения для снятия мышечного напряжения. Учащиеся анализируют информацию учебника и предполагают, что цветок, имеющий и пестик и тычинки, называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки –это мужской цветок. Если на одном растении располагаются только женские цветки, на другом – только мужские, то такие цветки называют двудомными (ива, облепиха, тополь черный). |
Ребята, прочитайте текст и подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях? Нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения “пылят”, расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках. Применив математический метод подсчета, можно быстро сообщить все сведения о цветке, записав его формулу. Все части цветка записываются начальными буквами. Вспомните, из каких частей состоит околоцветник (Ч - чашелистиков, Л - лепестков). Назовите главные части цветка (П - пестик, Т - тычинка). Количество частей цветка записывается в виде индексов. Если число элементов большое, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике “бесконечность” – . | Учащиеся отвечают на вопрос, что применить знания об однодомных и двудомных растениях можно при озеленении улиц тополями, выращивании в саду актинидии, облепихи, в огороде огурцов, кабачков, тыквы. |
Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни. Подсчитаем количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков и запишем формулу: Ч5Л5ТП1. Прочитайте формулу цветка вишни, которая показывает его строение. Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика. | Совместно с учителем составляют формулу цветка вишни, пытаются ее прочитать. Цветок вишни имеет двойной околоцветник, состоящий из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок и одного пестика. |
V. Обобщение новых знаний. | |
В начале урока мы с вами определили проблему. Что такое цветок? Сформулируйте ответ и докажите его справедливость. Сделайте выводы. | Учащиеся формулируют свой ответ. Цветок – видоизмененный побег, служащий для семенного размножения; Приводят доказательства: . Цветок развивается из почки; 2. Цветоножка, и цветоложе - стеблевая часть цветка; 3. Чашечка, венчик, тычинки, пестик образованы видоизмененными листьями. Делают выводы. |
VI. Применение знаний, развитие умений. Подведение итогов. | |
Разделитесь на группы и выполните задания. Группа №1 Сегодня к нам в школу пришло сообщение “SOS!”. Цветок абсолютно забыл, из каких частей он состоит. Разбежались от обиды пестики и тычинки, улетели лепестки и чашелистики…. Помогите, ребята, цветку найти беглецов!!! Группа №2 Редакция журнала “Биология” интересуется, правильны ли следующие утверждения?
Группа №3 Один огородник на огуречной грядке обрывал цветы – пустоцветы. Объясняя свои поступки тем, что все равно цветки без огурчиков. Как, по-вашему, правильно ли он делал? Объясните, почему и дайте совет огороднику Ознакомься с результатами выполнения заданий.
Вспомните задачи урока. Удалось ли их выполнить? Выставление оценок за урок. | Взаимодействуют в группе. Помогают друг другу выполнять задания. Распределяют обязанности в выполнении заданий. Взаимодействуют с учителем. Анализируют, прогнозируют и предполагают правильные решения проблемных вопросов. Сообщение о результатах работы в группах. Подведение итогов группового задания (работа с оценочными листами). Волевая саморегуляция в преодолении препятствий в изучении материала, анализа результатов. Осознают конечный результат. Дают самооценку своей работы на уроке. Анализируют то, что делали на уроке, знания, которые открыли в течение урока. |
VII. Рефлексия. | |
Весной можно видеть картину, когда из леса выходят девочки с большими букетами цветов медуницы. Чаще всего эти букеты до дома не доносятся, так как быстро вянут цветы и их тут же выбрасывают. С каждым годом их становиться все меньше и меньше. Многие красивые растения стали сегодня редкостью и поэтому внесены в Красную книгу, хотя еще недавно они были широко распространены в природе. Знаете ли вы, что под Петербургом установлен монумент, названный “Цветком жизни” в память о детях, погибших во время ленинградской блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на 15 метровом стебле, большими буквами написано: “Пусть всегда будет солнце!” А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы показали свое отношение к уроку. В тетради нарисуйте смайлик с улыбкой: 1. Урок интересный, заставляющий работать – улыбка, 2. Урок обычный – полоска; 3. Урок скучный, бесполезный – нарисуйте спущенные уголки губ. | Учащиеся говорят о необходимости защищать природу. Учащиеся оценивают урок, рисуя смайлики с разной улыбкой. |
VIII. Домашнее задание. | |
Выучить П. 34, подготовиться к лабораторной работе. творческое задание на выбор: 1.Составить визитную карточку своего растения согласно цветочному гороскопу 2. Подготовить сообщение на тему “Цветы в преданиях и легендах”, о произведениях искусства, посвященных цветам. 3. Подобрать стихи, пословицы и поговорки о цветах. | Учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь. |
Один огородник на огуречной грядке обрывал цветы – пустоцветы. Объясняя свои поступки тем, что все равно цветки без огурчиков.
Как, по-вашему, правильно ли он делал? Объясните, почему и дайте совет огороднику.
Редакция журнала “Биология” интересуется, правильны ли следующие утверждения?
• Цветоножку имеют цветки всех растений.
• Тычинки и пестики бывают в каждом цветке.
• Цветок - орган семенного размножения.
• Тычинки и пестики – главные органы размножения цветка.
• Огурец – двудомное растение.
• Одна из функций венчика – защита тычинок и пестиков
• Если цветок имеет только тычинки - он однодомный.
• Роль чашечки – это привлечение опылителей.
Сегодня к нам в школу пришло сообщение “SOS!”.
Цветок абсолютно забыл, из каких частей он состоит. Разбежались от обиды пестики и тычинки, улетели лепестки и чашелистики…. Помогите, ребята, цветку найти беглецов!!!