«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Разработка урока по теме: "Дательный падеж имён существительных".

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных".

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Дательный падеж имен существительных.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.


Ход урока.

  1. Организационное начало урока.


Мы хороший дружный класс, (дети хором: ДА)

Чтоб урок наш стал светлее, 
Мы поделимся добром. 
Вы ладони протяните, 
В них любовь свою вложите, 
Ей с друзьями поделитесь 
И друг другу улыбнитесь. 

- Я желаю вам старанья, пониманья и желанья

- Много нового узнать, чтобы грамотными стать.


- А поможет нам в этом…..


В нашем доме, Возле печки,

Старичок один живёт.

Носит он фуфайку, лапти

И хозяйство всё ведёт.

Может в доме прибираться,

Спрятав что-нибудь твоё.

Может кошкой обернуться

И мяукать под окном.

Ну, а если разозлится…

То начнёт он всех пугать…

И тогда уж непременно

Его нужно угощать.

Любит кушать он конфеты,

Пить парное молоко…

Успокоившись немножко,

Смотрит старичок в окно.

Догадались кто такой?

Это добрый …… (домовой).


  1. Выяснение целей.


- Ребята, посмотрите, Домовёнок пришёл к нам с сундуком. В нём я нашла задания для вас.

- Постараемся выполнить?

- Посмотрите, какие-то карточки. Догадались, какое задание вам предстоит выполнить сейчас? (Карточки: день, нам, каждый, мудрости, прибавляет, частичку).

- Составьте предложение.

- Что вы составили? (Пословицу: Каждый день нам прибавляет частичку мудрости.)

- Пословица послужит девизом нашего урока.

- Как вы её понимаете? (Каждый день узнаём что-то новое и умнеем.)

- Наши знания – это богатства. Сегодня знания, полученные ранее, пригодятся для того, чтобы освоить новое.

- У вас на столах лежат рабочие листы.

- Возьмите их и запишите число, классная работа.

- Домовёнок предлагает нам поиграть в игру «Потерянный ключик».

- Перед вами слова с пропущенной орфограммой. Необходимо вставить потерянный ключик с буквой.

Ша…ка, ст…рик, яго…ка, зел….нь, пиро…ки.

(на другой половине ключи с буквами: п, б, д, т ,а, о, ж, ш, е, и)

- На следующей строке запишите по порядку буквы, которые вы вставили.

(Ученик у доски вставляет ключ с буквой.)

- Если вы вставили правильно, то получится слово.

- Прочитаем слово (ПАДЕЖ).

- С какими падежами мы уже знакомы? (И.п. и Р.п.)

- А кто знает, какой падеж следующий? (Д.п.)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Дательный падеж)

- Поставьте цель урока? (Познакомиться с особенностями дательного падежа.)


  1. Презентация учебного материала.


- Следующее задание от нашего гостя. Метод «Кластер»

Игра «Чей вопрос?».

- Ваша задача соединить вопрос с падежом.

- Какие вопросы остались? (Это вопросы другого падежа.)

- А какого? (Д.п.)


  1. Организация самостоятельной работы.


- На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

Домовёнок отправился в гости к своему другу Нафане (картинка) и приготовил угощения.

- На экране вы сейчас увидите словосочетания.

- Ваша задача: списать словосочетания в рабочий лист, к существительным задать вопрос.

Подарил ( ) другу, рад ( ) жизни, послал ( ) дяде, подъехал ( ) к дому.

- Обменяйтесь рабочими листами, проверьте правильность выполнения.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок.

- У кого одна?


- Итак, на какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? (Вопросы на доску)

- А какой вопрос вы задали в последнем словосочетании? Что необычного заметили? (вопрос с предлогом)


- С какими ещё предлогами употребляются существительные в дательном падеже?

- У вас в рабочих листах записаны предложения, но Кузьма спрятал предлоги в сундучки. Вставьте предлоги вместо сундучков.


реке шёл огромный теплоход.

Побежал котёнок полу.

Туристы подъехали морю.

Наташа написала письмо дедушке.

сестре подошёл брат.


- Проверьте на слайде самостоятельно, правильность выполнения этого задания.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок.

- У кого одна?


- С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже? (Имена существительные употребляются только с предлогами к, по, но могут и без предлогов.)

(Предлоги на доску)


- Домовёнок предлагает вам выполнить задания на цветных карточках и хочет узнать, как вы усвоили тему урока.

- Ребята, выберите карточку, с заданиями которой вы справитесь.

- Выполните работу в карточке.


Карточка 1

Определите падеж имён существительных.

По тропинке, до дороги, по небу, из дома, к бабушке, у окна.


Карточка 2

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже.

Подарить, дед, шарф;

дать, товарищ, книга;

расчесать, сестра, волосы;

смастерить, птицы, скворечник.

  1. Релаксация.


Наклоните голову к правому плечу.

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

- К плечу, по голове- В каком падеже стоят имена существительные?

- Как вы догадались? (В дательном падеже вопросы кому? чему?, предлоги к, по).


  1. Подведение итога урока.


- Предлагаю подвести итог нашего урока.

- Вспомните тему урока.


Метод «Ромашка»


- Чтобы показать, какими новыми знаниями вы обогатились, ответьте на вопросы ромашки.

- Молодцы, ребята!


Домашнее задание будет по выбору:

1) Упражнение № 84 на с.47.

2) Найти 3 пословицы, где имена существительные стоят в дательном падеже.

  1. Рефлексия.


Метод «Слова с крылышками»


- На доске два сундучка с надписями, рядом лежат монетки.

- Положите монетку в тот сундучок, который расскажет о вашей работе на уроке.


Урок окончен!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее